Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 марта 2017 г. N 2-57-2414/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
ГБУ "ЦГА Москвы": Михайлик Ю.Н., Никитина В.Е., Ипатовой Л.В., Ягансова В.В.,
ООО "Агат": Минеева А.М.,
рассмотрев жалобу ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "ЦГА Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий (Закупка N 0373200608717000004) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NМГ/10778 от 09.03.2017 документы и сведения.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель в своей жалобе указывает на неправомерные действия Заказчика при составлении аукционной документации, а именно, Заказчиком в аукционной документации установлено неправомерное требование о соответствии товара п.13 "Эмаль цветная, пентафталевая" ГОСТ 5915-70 "Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры (с Изменениями N 2-7)", а также о соответствии товара п.24 "Растворы цементные" ГОСТ Р 56387-2015 "Смеси сухие строительные клеевые на цементном вяжущем. Технические условия", что также является неправомерным, поскольку, растворы не являются сухими смесями.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка.
Также в Форме 2 Заказчиком установлены требования к используемым при оказании услуг товарам и материалам, в частности:
В п.2 "Труба гофрированная тип 3" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Временное сопротивление разрыву; Относительное удлинение для термически обработанной проволоки.
В п.4, п.36 "Шнур асбестовый" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Результирующая линейная плотность.
В п.13 "Эмаль цветная, пентафталевая" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Эластичность пленки при изгибе; Адгезия пленки.
В п.25, п.68 установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Укрывистость невысушенной пленки краски; Время высыхания до степени 3 при температуре (202) оС; Условная светостойкость пленки; Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20
2) оС.
В п.73 "Краски масляные" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Время высыхания до степени 3 при температуре (202) оС.
В п.26, п.84 установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Относительное удлинение при разрыве; Твердость.
В п.28 "Асфальт литой для покрытий" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Содержание фракций более 5 мм; Рекомендуемая толщина слоя покрытия; Пористость минерального остова; Водонасыщение; Коэффициент вариации для смесей литых типа II.
В п.63 "Труба канализационная" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: угол фаски к оси трубы должен составлять.
В п.65 "Сиденье для унитаза" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Отклонение сидений от плоскостности.
В п.66 "Олифа" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Цвет по йодометрической шкале; Отстой; Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246; Плотность; Время высыхания при 202°С, до степени 3.
В п.69, п.90, п.94 "Эмаль" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Укрывистость высушенной пленки; Время высыхания до степени 3 при температуре (20 2) °С; Эластичность пленки при изгибе; Стойкость покрытия при температуре (20
2) °С к статическому воздействию трансформаторного масла; Стойкость покрытия к статическому воздействию 0.5 %-ного раствора моющего средства; Стойкость покрытия при температуре (20
2) °С к статическому воздействию воды.
В п.95, п.96 "Плитка керамическая для пола" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Предельные отклонения размеров плиток по длине от номинальных; Предельные отклонения размеров плиток по толщине от номинальных; Разность между наибольшим и наименьшим размерами плиток одной партии по длине и ширине; Разность между наибольшим и наименьшим значениями толщины одной плитки (разнотолщинность); Отклонение формы плиток от прямоугольной (косоугольность), отклонение лицевой поверхности от плоскостности (кривизна лицевой поверхности) и искривление граней; На монтажной поверхности плиток; Водопоглощение; Предел прочности при изгибе; Износостойкость (по кварцевому песку); Износостойкость; Твердость глазури по Моосу.
В п.99, п.104, п.112 "Термометры стеклянные технические ртутные прямые" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Ширина отметок; Длина деления шкалы.
В п.119 "Кабель силовой" установлены требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара, таким как: Номинальная толщина изоляции; Номинальная толщина оболочки.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно Таблицы 2 ГОСТ 10503-71 значения таких параметров как "Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (200.5) °С; Степень перетира" определяются методом испытаний, в частности по ГОСТ 8420-74 "Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости", ГОСТ 6589-74 "Материалы лакокрасочные. Метод определения степени перетира прибором "Клин" (гриндометром)".
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также в Форме 2 Заказчиком установлены требования к используемым при оказании услуг товара, требования, такие как: п.35 "Фильтр воздушный" - Фильтр воздушный Класс фильтра от 6*, что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно п.6 и Таблицей 1 ГОСТ Р ЕН 779-2014 для классификации воздушных фильтров используется буквенно - цифровое обозначение. Заказчик же установил цифровое обозначение классификации фильтров, что не соответствует ГОСТ Р ЕН 779-2014. Также в своей жалобе заявитель указывает на аналогичные нарушения по п. 40, 47, 48, 49 "Фильтр воздушный", а также к товару в п. 38, 42, 44, 50, 52, 55, 62, 67, 87, 91 "Фильтр воздушный".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Также в Форме 2 Заказчиком установлены требования к используемым при оказании услуг товарам и материалам, в частности:
п.46 "Прокладки паронитовые":
-Исполнение прокладки А или Б,
-Условный проход Dy 25 или 32 мм,
-Наружный диаметр прокладки D от 51* до 81* мм,
-Внутренний диаметр прокладки d от 29* до 38* мм, что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку в соответствии с таблицами 3 и 4 ГОСТ 15180-86 Прокладки данных исполнений и диаметров имеет конкретные значения наружных и внутренних диаметров.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в рамках ГОСТ 15180-86, а именно для наружного диаметра прокладки установлено минимальное требование для условного прохода 25 мм, составляет 51 мм и максимальное значение для условного прохода 32 мм, составляет 81 мм, для внутреннего диаметра прокладки установлено минимальное значение 29 мм, для условного прохода 25 и для максимального значения 38 мм, условного прохода 32, что не противоречит требованиям ГОСТ 15180-86.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о наличии в аукционной документации неправомерных требований, ограничивающих количество участников закупки, а также каким образом требования Заказчика нарушают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Агат" на действия ГБУ "ЦГА Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к используемым при оказании услуг товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2, ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
К.А. Сомов
исп. И.С. Максимов
1. ГБУ "ЦГА Москвы"
117393, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 80
2. ООО "Агат"
142600, Московская обл., г. Орехово-Зуево, ул. Бабушкина, д.2а, офис 32
3. АО "ЕЭТП"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-2414/77-17 об устранении нарушений
Законодательства об осуществлении закупок
14.03.2017 Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
на основании решения Комиссии от 14.03.2017 по делу N 2-57-2414/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "ЦГА Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий (Закупка N 0373200608717000004) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 14.03.2017 по делу N 2-57-2414/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 14.03.2017 по делу N 2-57-2414/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 24.05.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
К.А. Сомов
Исп. Максимов И.С.,
(495) 784-75-05 (186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 марта 2017 г. N 2-57-2414/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2017