Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 марта 2017 г. N 2-57-2429/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителя ГБУЗ "ГКБ N 64 ДЗМ": Е.М. Богатыревой, М. Ильина,
при участии представителя ООО "Рельеф": Н.М. Мосолова,
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 64 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание специализированных услуг по комплексной профессиональной уборке и поддержанию санитарного состояния помещений и входных групп зданий в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения города Москвы "Городская клиническая больница N 64 Департамента здравоохранения Москвы" в первом полугодии 2017 года (Закупка N 0373200094117000001) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок, а именно установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.03.2017 N МГ/10760 документы и сведения.
1. В своей жалобе Заявитель указывает на нарушение Заказчиком порядка предоставления разъяснений положений аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заявитель обжалует размещение Заказчиком на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Разъяснения положений документации об электронном аукционе от 03.03.2017 N РД10, содержащее следующее положение: "В данном случае необходимо предоставить диапазонное значение уже указанного диапазона. Крайние значения являются возможными только если они сопровождаются знаком "*", в таком случае вы можете представить равный диапазон", при этом, данное положение инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе отсутствовало в составе аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, применяемым при выполнении работ.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам п. 8 "Кислотное средство для удаления минеральных отложений и ржавчины ГОСТ 32419-2013 ГОСТ 32423-2013 ГОСТ 32425-2013 ГОСТ 32478-2013", п. 9 "Кислотное средство для удаления минеральных отложений и ржавчины ГОСТ 32419-2013 ГОСТ 32423-2013 ГОСТ 32425-2013 ГОСТ 32478-2013 Тип 2", п. 14 "Концентрированное жидкое низкопенное средство для удаления минеральных отложений и ржавчины ГОСТ 12.1.007-76", применяемым при выполнении работ, а именно требований к составу указанных средств, поскольку значения содержания в средства отдельных компонентов определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований к товарам "Низкопенное числящее средство для стёкол и зеркал", "Низкопенный Кислотный промышленный обезжириваталь", "Средство для ежедневного ухода за полами и мебелью", "Средство для мытья туалетов, ванных комнат, душевых", "Средство для удаления ржавчины и известкового налета", "Универсальное средство для чистки", "Универсальное средство для очистки", "Универсальный очиститель для мебели", ",Чистящее средство, "Чистящее средство для стёкол", "Щелочное средство для очистки межплиточных швов" с использованием при описании характеристик слов "более", "менее" и символов "<", ">" в сочетании с символом "*", поскольку с учетом правил чтения данных слов и символов, установленных инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе ("Символ "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения", "Символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения", "Слова "менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения", "Слова "более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения", "В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра") указанные требования являются противоречивыми в части включения в диапазон допустимых значений характеристик граничных значений показателей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе при установлении требований к товарам указанным образом.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерность установления Заказчиком в аукционной документации требований к товарам п. 2 "Дезинфицирующее средство ГОСТ 32419-2013 ГОСТ 32425-2013 ГОСТ 32478-2013", п. 4 "Дезинфицирующее средство ГОСТ 32419-2013 ГОСТ 32423-2013 ГОСТ 32425-2013 ГОСТ 32478-2013", п. 19 "Концентрированное многоцелевое моющее средство ГОСТ 32478-2013", п. 27 "Моющее средство ГОСТ 32419-2013 ГОСТ 32423-2013 ГОСТ 32425-2013 ГОСТ 32478-2013 тип 1", п. 28 "Моющее средство ГОСТ 32419-2013 ГОСТ 32423-2013 ГОСТ 32425-2013 ГОСТ 32478-2013Тип 2", п. 29 "Моющее средство ГОСТ 32419-2013 ГОСТ 32423-2013 ГОСТ 32425-2013 ГОСТ 32478-2013 Тип 2", п. 47 "Моющее средство для стеклянных, зеркальных поверхностей ГОСТ 32478-2013", п. 54 "Нейтральное универсальное моющее средство для линолеума ГОСТ 32419-2013 ГОСТ 32423-2013 ГОСТ 32425-2013 ГОСТ 32478-2013", п. 55 "Низкопенное кислотное средство для удаления мочевого камня и cопутствующих запахов ГОСТ 32419-2013 ГОСТ 32423-2013 ГОСТ 32425-2013 ГОСТ 32478-2013", п. 63 "Очищающее средство ГОСТ 32419-2013 ГОСТ 32481-2013 ГОСТ 32423-2013 НПБ 256-99 ГОСТ 32425-2013 ГОСТ 32478-2013", п. 80 "Пятновыводитель ГОСТ 32419-2013 ГОСТ 32423-2013 ГОСТ 32425-2013 ГОСТ 32478-2013", п. 85 "Средство для ежедневного ухода за полами и мебелью ГОСТ 32419-2013 ГОСТ 32423-2013 ГОСТ 32425-2013 ГОСТ 32478-2013", п. 94 "Средство для удаления мастики ГОСТ 32419-2013 ГОСТ 32423-2013 ГОСТ 32425-2013 ГОСТ 32478-2013", п. 98 "Средство для удаления ржавчины и известкового налета ГОСТ 32419-2013 ГОСТ 32423-2013 ГОСТ 32425-2013 ГОСТ 32478-2013", п. 101 "Пятновыводитель ГОСТ 32419-2013 ГОСТ 32423-2013 ГОСТ 32425-2013 ГОСТ 32478-2013" таким образом, что совокупности установленных требований к указанным средствам не соответствует ни один товар.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии какие средства соответствуют совокупности требований аукционной документации к вышеуказанным товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления в аукционной документации требований к применяемым товарам вышеуказанным образом.
По мнению Заявителя Заказчиком при описании характеристик товара "Диспенсер для бумажных полотенец" неправомерно установлено следующее требование: "Диспенсер должен быть предназначен для листовых бумажных пoлoтенец сложения Z и подходит для использования в местах с высокой проходимостью. Диспенсер для полотенец должен иметь эргономичную форму и компактные размеры. Диспенсер должен отвечать всем требованиям гигиены, обеспечивать полистовой бесконтактный забор пoлoтенец, должен иметь окно визуального контроля. Изготовлен должен быть из высококачественного белого пластика. Диспенсер должен комплектоваться ключом и саморезами для крепежа диспенсера. Размеры диспенсера должны быть менее (Ширина) 100 мм, (Глубина) 100 мм, (Высота) 230 мм", - поскольку Заказчиком установлены требования к применяемому при выполнении работ товару без разграничения показателей применяемого товара, а также максимальных (минимальных) значений данных показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, применяемым при выполнении работ:
· в п. "Чистящее средство для паркета и деревянных полов" установлены требования"Состав: неионные ПАВ диапазон от 5*до 30 %, анионные ПАВ диапазон от 5* до 30%, метилизотиазолинон, бензизотиазолинон", "Доля поверхносто-активных веществ в составе средства не должно превышать 50%", "Содержание НПАВ в составе средства должно превышать содержание АПАВ", что, по мнению Заявителя с учетом положений инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе ("Словосочетание "диапазон" перед диапазонным значением указывает на то, что необходимо указать диапазонное значение, которое может быть равно или быть уже указанного диапазона, при этом крайние значения не являются возможными") является противоречивыми требованиями, поскольку доля поверхносто-активных веществ в составе средства, которое необходимо выразить конкретным значением определяется путем сложения значений содержания в средстве неионных и анионных веществ, которые необходимо указать в виде диапазонных значений;
· в п. "Чистящее средство щелочное" Заказчиком при описании показателя "Массовая доля" установлено требование "активного хлоране более 8% или кислорода не более 14%", что, по мнению Заявителя, является нестандартным требованием к товару.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с неправомерностью установления в документации вышеуказанного требования к товару "Чистящее средство щелочное", а также затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами и стандартами Заказчиком установлены вышеуказанные требования к товарам, применяемым при выполнении работ, а также затруднился пояснить необходимость установления в аукционной документации требований указанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам, применяемым при выполнении работ составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявок на участие в аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупок.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ "ГКБ N 64 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
Л.Н. Харченко
Исп. Орехов Д.А (495) 784-75-05 (192)
|
|
1. ГБУЗ "ГКБ N 64 ДЗМ"
117292, г. Москва, ул. Вавилова, д. 61
2. ООО "Рельеф"
142600, г.Орехово-Зуево, ул.Бабушкина, д.2а, оф.34
3. АО "ЕЭТП"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9 |
|
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-2429/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
15.03.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
на основании решения Комиссии от 15.03.2017 по делу N2-57-2429/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 64 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание специализированных услуг по комплексной профессиональной уборке и поддержанию санитарного состояния помещений и входных групп зданий в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения города Москвы "Городская клиническая больница N 64 Департамента здравоохранения Москвы" в первом полугодии 2017 года (Закупка N 0373200094117000001) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 15.03.2017 N 2-57-2429/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 15.03.2017 N 2-57-2429/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 30.04.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
Л.Н. Харченко
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 марта 2017 г. N 2-57-2429/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2017