Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 марта 2017 г. N 2-57-2440/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителя ГКУ города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы": А.В. Захарова, М.Б. Шевяхова,
в отсутствие представителей ООО "Виктория", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/10694 от 09.03.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Виктория" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку детской обуви для учреждений, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы в 2017 г. (Закупка N 0373200041516000660) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок, а именно установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.03.2017 N МГ/10694 документы и сведения.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к поставляемым товарам, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- в п. 1, 4, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 51, 52, 53 Приложения N 4 к аукционной документации установлены требования к характеристикам "Предел прочности кожи дла верха обуви при растяжении", "Напряжение при появлении трещин лицевого слоя кожи дла верха обуви", "Удлинение кожи дла верха обуви при напряжении 10 Мпа по коже", "Массовая доля влаги кожи дла верха обуви";
- в п. 2, 3, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 21, 25, 26, 27, 28, 29, 34, 36, 37, 39, 49, 50 установлены требования к характеристикам "Разрывная нагрузка полоски хлопчатобумажной ткани для подкладки размером 50х200 мм для основы", "Разрывная нагрузка полоски хлопчатобумажной ткани для подкладки размером 50х200 мм для утка", "Стойкость истиранию по плоскости".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционе имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик поставляемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неисполнение Заказчиком обязательного для исполнения предписания Московского УФАС России об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
На основании ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Установлено, что 11.01.2017 Комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве рассмотрена жалоба ООО "Виктория" (вх. N 59356 от 28.12.2016), содержащая, в том числе, доводы об установлении Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к поставляемым товарам, аналогичные доводам, изложенным в рассматриваемой жалобе.
По результатам рассмотрения вышеуказанной жалобы Комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве, жалоба признана обоснованной, Заказчику указано на нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при установлении указанных требований к применяемым товарам, а также выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок от 11.01.2017 по делу N 2-57-16228/77-16, а именно предписано не учитывать при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе обжалуемые участником закупки характеристики поставляемых товаров.
При этом, 13.01.2017 Комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве рассмотрена жалоба ООО ПТП "Белые росы", жалоба участника закупки признана обоснованной, Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок от 13.01.2017 по делу N 2-57-121/77-17 путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры аукциона, а также внесения изменений в аукционную документацию для приведения документации в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, а также размещения соответствующей документации в Единой информационной системе.
Вместе с тем, Заказчиком при внесении изменений в аукционную документацию во исполнение предписания об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок от 13.01.2017 по делу N 2-57-121/77-17 не устранены нарушения, выявленные Комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по результатам рассмотрения жалобы ООО "Виктория" (вх. N 59356 от 28.12.2016), что свидетельствует о том, что Заказчиком в нарушение ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе не исполнено обязательное для исполнения предписание от 11.01.2017 по делу N 2-57-16228/77-16.
Одновременно с этим, в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что нарушения, выявленные Решением по делу N 2-57-16228/77-16 в соответствии с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе Заказчиком устранены при внесены изменений в аукционные документации (Извещение в редакции от 07.11.2016).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Виктория" на действия ГКУ города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности организаций труда и социальной защиты населения города Москвы" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч.1 ст.33, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку нарушения, допущенные при формировании аукционной документации устранены Заказчиком самостоятельно.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.С. Грешнева
Л.Н. Харченко
Исп. Орехов Д.А (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 марта 2017 г. N 2-57-2440/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2017