Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 27 марта 2017 г. N 21-06/49-17Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
временно исполняющей обязанности начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Ермоловой О.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителей:
уполномоченного органа - Министерства финансов Камчатского края Деменицкой О.М. (по доверенности N 33.06-62/6 от 23.03.2017)
заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения "Служба заказчика Министерства строительства Камчатского края" (далее - Заказчик) Еремчука К.А. (по доверенности от 16.03.2017) и Останина А.М. (по доверенности от 20.03.2017),
в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - Заявитель), уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона на право заключения контракта "Выполнение работ по строительству объекта "Группа жилой застройки в границах ул. Свердлова, ул. Хуторская в г. Елизово Камчатского края" (II этап строительства) (закупка N 0138200001217000001), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
27.02.2017 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на право заключения контракта "Выполнение работ по строительству объекта "Группа жилой застройки в границах ул. Свердлова, ул. Хуторская в г. Елизово Камчатского края" (II этап строительства) (закупка N 0138200001217000001) (далее - Закупка). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 496 302 040,00 рублей.
20.03.2017 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации о Закупке.
В обоснование жалобы Заявитель привел следующие доводы:
1) Заказчик в пункте 3.4.13 проекта контракта установил требование к Подрядчику обеспечить качество выполненных работ в соответствии с проектной и рабочей документацией, техническими регламентами, СНиП, ГОСТ и другими нормативными документами по качеству выполнения работ, при этом в документации о Закупке не указал исчерпывающий перечень нормативных документов;
2) Заказчик установил неверный срок окончания предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе;
3) Заказчик должен был включить в документацию о Закупке информацию о наличии или отсутствии банковского сопровождения контракта;
4) Заказчик в Информационной карте (пункт 4) документации о Закупке установил требование к участникам Закупки представить копию свидетельства саморегулируемой организации (далее - СРО) о допуске к определенному виду (видам) работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при этом сумма заключения договора по осуществлению организации работ, установленная в СРО, должна быть не менее начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК), что, по мнению Заявителя, является неправомерным.
Заказчик представил возражения (письмо от 23.03.2017 N 512), в которых пояснил следующее:
1) в пункте 2.2 документации об электронном аукционе содержится ссылка на проектно-сметную документации, разработанную ОАО ТПИ "Омскгражданпроект", которая приложена к извещению и содержит перечень СНиПов и ГОСТов для строительства объекта;
2) исчисление срока подачи запроса на разъяснение положений документации установлено в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе;
3) условие о банковском сопровождении не включено в проект контракта, потому что НМЦК менее установленной постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 для субъекта Российской Федерации;
4) требование к участникам Закупки представить копию СРО о допуске к определенному виду (видам) работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и чтобы сумма заключения договора по осуществлению организации работ, установленная в СРО, была не менее НМЦК, по мнению Заказчика, не противоречит Закону о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом (в том числе): использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Исходя из части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 3.4.13 проекта контракта подрядчик обязан обеспечить качество выполненных работ в соответствии с проектной и рабочей документацией, техническими регламентами, СНиП, ГОСТ и другими нормативными документами по качеству выполненных работ, при этом в пункте 2.2 "Описание объекта закупки" указано: в соответствии с проектно-сметной документацией разработанной ОАО ТПИ "Омсвкгражданпроект, положительное заключение выдано ГАУ "Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края" от 26.05.2015 N 41-1-5-0038-15. Указанная проектно-сметная документация, которая содержит ссылки на нормативно-технические акты, размещена в единой информационной системе.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
2. В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Как указано в документации о Закупке дата и время окончания срока подачи заявок 20 марта 2017 года в 10-00 (пункт 3.2 Информационной карты), при этом разъяснение положений документации размещается в единой информационной системе, если запрос поступил заказчику не позднее 16 марта 2017 года (пункт 12.1 Информационной карты).
С учетом положения статьи 191 ГК РФ установление Заказчиком срока окончания подачи запроса разъяснения документации соответствует Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
3. В соответствии с частью 26 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 35 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов, при этом, как указано в части 2 указанной статьи Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Как указано в пункте 4 постановления от 20.09.2014 N 963 "Об осуществлении банковского сопровождения контрактов" (далее - Постановление N 963) Правительство Российской Федерации постановило рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд включать в контракт в соответствии с частью 26 статьи 34 Закона о контрактной системе, если начальная (максимальная) цена такого контракта (цена контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) составляет: не менее 1 млрд. рублей (для субъекта Российской Федерации), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования), - условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта; не менее 5 млрд. рублей, - условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения.
Начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой Закупки (496 302 040,00 рублей), осуществляемая для нужд Камчатского края (субъекта Российской Федерации), составляет менее установленной Постановлением N 963 (1 млрд. рублей). Кроме того, указанная норма носит рекомендательный характер, следовательно, невключение Заказчиком в проект контракта условия о банковском сопровождении Закону о контрактной системе не противоречит.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
4. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом Закупки является объект капитального строительства. Предмет закупки включает в себя виды работ по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В силу части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Согласно части 8 статьи 55.8 ГрК РФ допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
В вышеуказанной форме свидетельства указывается стоимость организации работ по одному договору.
В соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе расчета начальной (максимальной) цены контракта осуществляется одним их пяти методов, при этом приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), примененный в рассматриваемом случае Заказчиком.
НМЦК при определении подрядчика для организации строительства объекта капитального строительства включает в себя не только виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, но и иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами, а также налоговые отчисления и плановые накопления (плановую прибыль).
Заказчик в "Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" (пункт 4 Информационной карты) аукционной документации установил следующее требование к участникам Закупки: "документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 11.1 части 11 настоящей документации, или копии этих документов: копия свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
п.п. 33.3 Жилищно-гражданское строительство.
Сумма заключения договора по осуществлению организации работ, установленная в допуске СРО, должна быть не менее начальной (максимальной) цены контракта, установленной в настоящем электронном аукционе".
Свидетельство о допуске, выданное СРО, не может даже быть равной НМЦК, поскольку последняя включает в себя работы, а также иные финансовые затраты, не входящие в виды работ, установленные в указанном свидетельстве.
НМЦК и стоимость работ, указанных в свидетельстве, выданном СРО, имеют разную правовую природу и цели: первая включает в себя все обоснованные расходы по выполнению контракта и служит для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом; вторая устанавливается для компенсации причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций и по своему размеру меньше начальной (максимальной) цены контракта.
Установленное Заказчиком в документации о Закупке требование о сумме заключения договора по осуществлению организации работ, указанной в допуске СРО, которая должна быть не менее начальной (максимальной) цены контракта, влечет за собой ограничение количества участников Закупки, поскольку в ней не могут принять участие юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие свидетельство СРО с указанием стоимости работ меньше НМЦК.
Таким образом, требование пункта 4 аукционной документации установлено не в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что является нарушением части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части установления Заказчиком в документации о Закупке требования о сумме заключения договора по осуществлению организации работ, указанной в допуске саморегулируемой организации, которая должна быть не менее начальной (максимальной) цены контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.А. Светлова
Члены комиссии: Л.Б. Шиханова
О.В. Ермолова
С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 27 марта 2017 г. N 21-06/49-17Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2017