Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 27 марта 2017 г. N АБ07-06/2017-36
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <__>- начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии: <_..> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок (отсутствует);
члены Комиссии: <__> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <__> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <__> - специалист-эксперт отдела контроля закупок (отсутствует), кворум соблюден,
рассмотрев жалобу ИП <__.>(далее - Заявитель) на положения Конкурсной документации при осуществлении закупки услуг по переводу записей актов гражданского состояния (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300030117000006, далее - Конкурс) в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
в отсутствие представителя Заказчика - Администрации муниципального образования "Ярский район" (далее - Заказчик), уведомлен надлежащим образом (в деле имеется уведомление от 22.03.2017 г. N01-17-07/1786э);
в присутствии заявителя - индивидуального предпринимателя <__>,
УСТАНОВИЛА:
21.03.2017 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ИП <__.> на положения Конкурсной документации. Заявитель считает, что положения Конкурсной документации не соответствуют требованиям статьи 50 Закона о контрактной системе, а именно содержат критерии оценки заявок, не соответствующие законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что, по мнению Заявителя, нарушает статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России Заявитель доводы жалобы поддержал.
В представленных Заказчиком письменных пояснениях (исх. N01-22/798А от 23.03.2017 г.) представитель заказчика с доводами жалобы согласился.
Рассмотрев жалобу, письменные и устные пояснения лица, участвующего в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
28.02.2017 г. Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Конкурса, а также Конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 742 000 рублей.
22.03.2017 г., 10 часов 00 минут - дата и время окончания подачи заявок.
Конкурсной комиссией Заказчика 23.03.2017 г. составлен протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе. На момент рассмотрения жалобы заявки участников Конкурса не рассмотрены.
Рассмотрев довод жалобы Заявителя о несоответствии Конкурсной документации требованиям статьи 50 Закона о контрактной системе, Комиссия признаёт его обоснованным на основании следующего.
1. В соответствии с пунктом 9) части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).
Согласно приложению к Правилам оценки заявок минимальная значимость стоимостных критериев оценки услуг, к которым относится предмет закупки, составляет 60 процентов, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки - 40 процентов.
Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки заявок участников Конкурса:
"2. Значимость критериев оценки:
1) Стоимостной критерий (цена контракта): 20%.
2) Нестоимостные критерии (80%):
Сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов".
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что размеры значимости стоимостных и нестоимостных критериев оценки участников Конкурса не соответствуют Правилам оценки заявок
Конкурсной документацией установлены следующие нестоимостные критерии оценки заявок участников Конкурса:
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Показатели:
Наименование показателя |
Количество баллов |
Значимость показателя, % |
Коэффициент значимости критерия |
НЦБj Опыт работы, связанный с предметом контракта, и деловая репутация. (Количество благодарственных писем и отзывов от Заказчиков на оказание услуг по переводу записей актов гражданского состояния и договоров (при наличии актов выполненных работ) |
100 баллов |
70% |
0,7 |
НЦБt Наличие у участников закупки финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов |
10 баллов |
10% |
0,1 |
5.2. Показатель НЦБt
Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки оборудования на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, используемых в своей деятельности при выполнении работ по переводу в электронный вид записей актов гражданского состояния
Коэффициент значимости (КЗ) =0.1
Максимальная оценка по показателю -10.0 баллов.
Содержание: Максимальная оценка по показателю - 10 баллов. Оценивается предложение
участника закупки по обеспеченности оборудованием и мебелью, предложения по обеспеченности каждым видом оборудования). Подтверждается предоставлением документов на собственность документов
Максимальное значение по предложению присваивается участнику закупки, представившему в составе заявки сведения о максимальном количестве в соответствии с запросом заказчика оборудования.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что Конкурсная документация не содержит градацию и порядок начисления баллов в зависимости от количества финансовых ресурсов, оборудования и других материальных средств у участников Конкурса.
Заказчиком, установившим критерии оценки заявок участников Конкурса, не соответствующие Правилам оценки заявок, нарушен пункт 9) части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего Конкурсную документацию, не соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом довод жалобы Заявителя о несоответствии положений Конкурсной документации требованиям статьи 50 Закона о контрактной системе в части отсутствия критериев оценки заявок, соответствующих законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является обоснованным.
2. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N99 установлен перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, к участникам закупки которых устанавливаются дополнительные требования к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Услуги по переводу записей актов гражданского состояния не включены в установленный Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. N99 перечень, к участникам закупки которых устанавливаются дополнительные требования к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта, в связи с чем у Заказчика не имелось оснований для установления к участникам закупки дополнительных требований к наличию опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение работ по переводу в электронный вид записей актов гражданского состояния за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе и недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта.
Заказчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие правовых оснований для установления к участникам Конкурса дополнительных требований о наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта. Действия Заказчика по установлению к участникам закупки требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, являются нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, установившего требования к участникам закупки, не предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 3.1 раздела 4 части II Конкурсной документации Заказчиком установлено требование о том, что Участник закупки не является субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией.
Пунктом 10.2.1. раздела 7 части II Конкурсной документации установлено, что заявка, представленная участником, должна содержать документы или заверенные копии таких документов, подтверждающие право участника конкурса на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона.
Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
Кроме того, Закон о контрактной системе не содержит ограничений относительно участия в закупках субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что Заказчиком в отсутствие правовых оснований установлено ограничение на участие в Конкурсе для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, не предусмотренное законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, чем нарушены требования части 2 статьи 8, статьи 30 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего Конкурсную документацию с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункта 7) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает требование к участникам закупки об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
В соответствии с пунктом 7.1) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает требование к участникам закупки об отсутствии у участника закупки - юридического лица в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке факта привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Редакция пунктов 7), 7.1) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе введена в действие Федеральным законом от 28.12.2016 года N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившим в силу 09.01.2017 года.
Извещение и Конкурсная документация размещены Заказчиком 28.02.2017 г. Таким образом, Заказчик обязан установить требования к участникам Конкурса в соответствии с требованиями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 28.12.2016 года N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", действовавшего на момент размещения извещения и документации о проведении закупки.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что Конкурсная документация не содержит положений о соответствии участников закупки требованиям пунктов 7), 7.1) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего Конкурсную документацию с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что в части V Проекте контракта Конкурсной документации Заказчиком не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что является нарушением части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего Конкурсную документацию с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с Законом о контрактной системе у Комиссии Удмуртского УФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению довода заявителя о нарушении Заказчиком статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 31, 33, 64, частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <__.> на положения Конкурсной документации по осуществлению закупки услуг по переводу записей актов гражданского состояния (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300030117000006) обоснованной.
2. Признать Заказчика - Администрацию муниципального образования "Ярский район" нарушившим часть 2 статьи 8, статью 30, часть 5 статьи 31, часть 13 статьи 34, пункт 9) части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Конкурсной комиссии Заказчика - Администрации муниципального образования "Ярский район" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по переводу записей актов гражданского состояния (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113300030117000006) предписание об отмене протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе, Заказчику - Администрации муниципального образования "Ярский район" предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в Конкурсную документацию.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица Министерства здравоохранения Удмуртской Республики по части 4, части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 27 марта 2017 г. N АБ07-06/2017-36
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2017