Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 27 марта 2017 г. N 180
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>, <_>;
при участии представителей Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее - Заказчик) - <_>, <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - Общество, Заявитель);
рассмотрев жалобу Заявителя на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по проведению капитального ремонта защитного сооружения гражданской обороны в помещении Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, извещение N 0134100009917000009 (далее - электронный аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 20 марта 2017 года поступила жалоба Заявителя на положения документации об электронном аукционе.
Заявитель считает, что Заказчик неправомерно установил такое требование к участникам закупки как отсутствие информации о них в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ.
Помимо этого, по мнению Общества, Заказчик в проекте контракта установил незаконные размеры штрафов.
Кроме того, Заявитель указывает, что включенная Заказчиком в проект контракта обязанность подрядчика согласовывать состав привлекаемых к выполнению работ субподрядчиков с предоставлением письменной информации о предмете договора субподряда, наименовании и адресе субподрядчика, а также копии свидетельства СРО о допуске к отдельным видам работ, на которые привлекается субподрядчик, и (или) копии лицензии МЧС, а также обязанность нести ответственность перед Заказчиком за ненадлежащее выполнение работ по договору субподрядчиками, а также за координацию их деятельности, противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 27 февраля 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.sberbank-ast.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134100009917000009, а также Документация об аукционе в электронной форме (электронном аукционе) N 63-ЭА на выполнение работ по проведению капитального ремонта защитного сооружения гражданской обороны в помещении Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее - Документация об электронном аукционе).
28 февраля, 01 марта, 06 марта, 07 марта, 20 марта и 21 марта размещены изменения извещения о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 129 072 руб. 24 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к следующим выводам.
Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены статьей 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 названной статьи документации об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Названная статья 31 Федерального закона N 44-ФЗ регулирует требования к участникам закупки. В частности, в соответствии с частью 1.1 данной статьи заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки юридического лица.
Вместе с тем, в соответствии с частью 21 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ в течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 114 названного закона, Федеральный закон N 44-ФЗ, за исключением отдельных его положений, вступает в силу с 01 января 2014 года.
Следовательно, с 01 января 2016 года заказчики утратили право устанавливать требование к участникам закупки об отсутствии сведений в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ.
Однако, пункт 16.1 раздела I.1 "Общие сведения о проводимом электронном аукционе" Документации об электронном аукционе содержит требование к участникам электронного аукциона, указанное в части 21 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона N 44-ФЗ.
Следовательно, Заказчиком допущено нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Относительно доводов Заявителя, касающихся размеров штрафных санкций, Комиссия приходит к следующим выводам.
Пунктами 8.2.2, 8.3 проекта контракта закреплены следующие положения: "Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер такого штрафа рассчитывается как 10 процентов цены Контракта, установленной пунктом 2.4. Контракта, и составляет _________ рублей"; "В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается Контрактом в размере ключевой ставки действующей на дату уплаты пеней Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом. Размер такого штрафа рассчитывается как 2,5 процента цены Контракта, установленной пунктом 2.4. Контракта, и составляет ______ рублей".
Вместе с тем, согласно частям 5, 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, размеры штрафа, начисляемого заказчику или поставщику (подрядчику, исполнителю) за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, устанавливаются в размере, определенном в порядке, урегулированном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063.
Пунктами 4, 5 указанных правил определено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн рублей.
Поскольку начальная (максимальная) цена контракта в рамках рассматриваемого электронного аукциона находится в пределах от 3 млн до 50 млн рублей, размер процентов установлен Заказчиком в проекте контракта в нарушение определенного частями 5, 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ и вышеназванными правилами порядка.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение частей 5, 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, поскольку в ходе проведения электронного аукциона участниками электронного аукциона может быть предложена цена контракта, составляющая менее 3 млн рублей, то в проекте контракта целесообразно прописывать все возможные варианты размеров штрафов.
Иные доводы Заявителя не могут быть признаны обоснованными.
Пункт 4.1.22 проекта контракта закрепляет следующую обязанность подрядчика: "Согласовывать с Заказчиком состав привлекаемых к выполнению Работ Субподрядчиков с предоставлением письменной информации о предмете договора субподряда, наименовании и адресе Субподрядчика, а также копии свидетельства СРО о допуске к отдельным видам работ, на которые привлекается Субподрядчик, и (или)копии лицензии МЧС. Нести ответственность перед Заказчиком за ненадлежащее выполнение Работ по Договору Субподрядчиками, а также за координацию их деятельности".
Указанное положение не противоречит нормам Федерального закона N 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ урегулировано, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 422 названного кодекса урегулировано, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок не содержат запрета на определение в контракте подобного условия.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Помимо этого, поскольку пунктами 16, 17.1 раздела I.1 "Общие сведения о проводимом электронном аукционе" Документации об электронном аукционе к участникам закупки предъявлено требование о наличии свидетельства о допуске СРО и лицензии МЧС, что следует из характера выполняемых работ, то и иные лица, выполняющие работы аналогичного характера, обязаны соответствовать данным требованиям.
Таким образом, установление Заказчиком в проекте контракта вышеназванной обязанности подрядчика о предоставлении Заказчику информации о субподрядчиках и перечисленных документов не противоречит законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.
Однако, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившим в силу 09 января 2017 года, часть 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ дополнена пунктом 7.1, в соответствии с которым заказчики обязаны предъявлять к участникам закупки-юридическим лицам требование о том, что в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке такое юридическое лицо не должно было быть привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, Заказчику следовало предъявить к участникам электронного аукциона такое требование.
Однако данное требование отсутствует в Документации об электронном аукционе, что является нарушением части 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу частично обоснованной;
2. признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 31, части 5 и 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем внесения изменений в Документацию об электронном аукционе и продления сроков подачи заявок на участие в электронном аукционе;
4. оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения настоящего решения, выданного предписания;
5. направить копии решения и предписания Заявителю, Заказчику, оператору электронной площадки;
6. передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ по Иркутской области
ул. Российская, 17, г. Иркутск, 664025 тел. (3952) 24-32-31, факс (3952) 24-32-26 e-mail: to38@fas.gov.ru
_______________ N ________________
На N __________ от ________________ |
|
ПРЕДПИСАНИЕ N 89
27 марта 2017 года г. Иркутск
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
члены Комиссии: <_>, <_>;
при участии представителей Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее - Заказчик) - <_>, <_>;
в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - Общество, Заявитель);
на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N 180 от 27 марта 2017 года, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику устранить допущенные при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению капитального ремонта защитного сооружения гражданской обороны в помещении Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (извещение N 0134100009917000009) нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем внесения изменений в Документацию об аукционе в электронной форме (электронном аукционе) N 63-ЭА на выполнение работ по проведению капитального ремонта защитного сооружения гражданской обороны в помещении Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области с учетом решения Комиссии Иркутского УФАС России N 180 от 27 марта 2017 года;
2. Заказчику установить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе с учетом положений частей 2, 3 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ, новую дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе с учетом положений части 2 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ":
- в срок не позднее трех рабочих дней с даты получения настоящего Предписания вернуть участникам электронного аукциона поданные ими заявки;
- назначить новую дату проведения электронного аукциона по согласованию с Заказчиком;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, о возврате их заявок, о внесении изменений в документацию об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, новой дате окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, новых дате и времени проведения электронного аукциона;
4. Заказчику, оператору электронной площадки обеспечить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
5. Заказчику в срок до 24 апреля 2017 года представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи 8(3952)24-32-26 и электронной почте to38@fas.gov.ru.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 27 марта 2017 г. N 180
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2017