Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 февраля 2017 г. N 134-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заявителя в лице ООО "Социальное питание" - ,
- уполномоченного органа в лице Управления по размещению муниципальных заказов Администрации Североуральского городского округа - ,
- в отсутствии заказчика в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N9, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Социальное питание" (620026, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 138, оф. 27) о нарушении заказчиком в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N9 (624480, Свердловская обл., г. Североуральск, ул. Молодежная, д. 22), уполномоченным органом в лице Управления по размещению муниципальных заказов Администрации Североуральского городского округа (624480, Свердловская обл, г. Североуральск, ул. Чайковского, 15), его комиссией при проведении конкурса с ограниченным участием (извещение N 0862300027016000282) на оказание услуг по организации и обеспечению горячим питанием учащихся, Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Социальное питание" (вх.N01-1383 от 26.01.2017) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N9, уполномоченного органа в лице Управления по размещению муниципальных заказов Администрации Североуральского городского округа, его комиссии при проведении конкурса с ограниченным участием (извещение N 0862300027016000282) на оказание услуг по организации и обеспечению горячим питанием учащихся, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указал на необоснованное отклонение заявки ООО "Социальное питание" в части непредставления надлежащей описи входящих в заявку и том такой заявки документов, а также установления Заказчиком требований к оформлению предложений в отношении объекта закупки, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
23.12.2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении конкурса с ограниченным участием N0862300027016000282 и конкурсная документация на оказание услуг по организации и обеспечению горячим питанием учащихся.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 966 832,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок от 19.01.2017 на участие в конкурсе с ограниченным участием поступило 3 заявки, 2 из которых были отклонены, как несоответствующие требованиям конкурсной документации, в том числе заявка ООО "Социальное питание", которая была отклонена по следующим основаниям:
1. "В соответствии с п.6 I раздела Общей части конкурсной документации заявка на участие в конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов.
В составе заявки на участие в конкурсе участник закупки предоставил опись документов указывая следующую информацию: "направляются нижеперечисленные документы:", во второй графе таблицы описи "Наименование документов" участник прописал: Лист описи заявка на участие в конкурсе, Заявка на участие в конкурсе, Лист описи Том N1, Документы представленные в составе заявки, Лист описи Том N2, Документы представленные в составе заявки.
При этом в листах описи томов отсутствует опись входящих в их состав документов, то есть не перечислено содержание документов внутри всего набора тома заявки.
Состав и содержание документов которые необходимо предоставить в описи является подтверждением со стороны участника закупки наличие того или иного документа, его сохранность и правильной оформления заявки.
Таким образом, присутствие ненадлежащего документа в составе конкурсной заявки можно расценить как отсутствие надлежащего документа".
Заявитель не согласен с данным основанием отклонения заявки, указывая, что порядок подачи заявок установлен в ст. 51 Закона о контрактной системе. В соответствии с ч. 1 названной статьи заявки на участие в конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации и должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию (ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе). Указание участником закупки в описи сведений, не предусмотренных документацией, Закон не предусматривает.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В силу ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию.
Согласно ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Пунктом 6 Раздела I Общей части конкурсной документации "срок, место и порядок подачи заявок участников закупки" указано, в том числе, что заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов.
Таким образом, согласно порядку подачи заявок, определенному конкурсной документацией, заявки и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, при этом каких-либо дополнительных документов и сведений ни форма описи документов ни конкурсная документация не содержит, следовательно довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Также в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 20.01.2017 на участие в конкурсе с ограниченным участием заявка ООО "Социальное питание" была отклонена по следующему основанию:
2. "В соответствии с пп. 8 п.18 I раздела Общей части конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать "предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки (по форме Раздела V "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса")". На стр.8 раздела V "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса" инструкцией по заполнению заявки установлено: "Участнику закупки необходимо описать объект закупки в соответствии с требованиями Технического задания конкурсной документации. Описание объекта закупки предлагаемое участником закупки не должно содержать следующие слова (словосочетания) - "или", "минимальное", "более", "не менее" и т.д. В случае, если в СаНПиН указаны неконкретные (переменные) показатели, то такие величины следует сопровождать в заявке словами "диапазонное значение"
В составе заявки на участие в конкурсе участник предоставил "Предложение участника конкурса с ограниченным участием в отношении объекта закупки". В своих предложениях участник указал: "Рекомендуемая масса порций блюд (в граммах) для обучающихся различного возраста" предложено "(минимально установленные показатели)", "Напитки от 200", "Фрукты от 100". Показатель со словами (словосочетаниями) "минимальное", "от" не является конкретным. Также участник в своем предложении сослался на приложение 3 к СанПиН 2.4.5.2409-08, где требования к массе порций блюд по напиткам и фруктам установлено конкретной величиной 200 гр и 100 гр. соответственно.
"Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11 и с 11 лет и старше" предложено "(минимально установленные показатели)", а также по усреднённой потребности в пищевых веществах показатели "от". Показатель со словами (словосочетаниями) "минимально", "от" не является конкретным. Также участник в своем предложении сослался на приложение 4 к СанПиН 2.4.5.2409-08, где требования к усреднённой потребности в пищевых веществах установлены как конкретные показатели либо в диапазоне. "Проект примерного 12-дневного меню" предложено "(минимально установленные показатели)". Показатель со словами (словосочетаниями) "минимально" не является конкретным. Таким образом, участник закупки предложил в отношении объекта закупки несоответствующее описание объекта закупки".
ООО "Социальное питание" в предложение участника конкурса с ограниченным участием в отношении объекта закупки представлены "характеристики обязательные (конкретные показатели) требования заказчика", а также Проект примерного 12-дневного меню", "Рекомендуемая масса порций блюд (в граммах) для обучающихся различного возраста", "Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11 и с 11 лет и старше", при этом не указаны конкретные показатели, согласно требованиям конкурсной документации.
Согласно ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно ч. 3 названной статьи конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, в силу указания в заявке участника неконкретных показателей, согласно требованиям конкурсной документации, конкурсной комиссией было принято правомерное решение об отклонении данной заявки, как не соответствующей требованиям конкурсной документации.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки, комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с п. 1, п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе, к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в частности описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно конкурсной документации Заказчика, помимо обязательных (конкретных показателей) характеристик товара, работ (услуг) установленных Разделом II. Описание объекта закупки "Техническое задание", в соответствии с которыми участник закупки подтверждает, что оказание услуг по обеспечению горячим питанием учащихся будет осуществляться в полном соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08, СанПиН 2.3.2.1078-01, СанПиН 2.3.6.1079-01, СП 1.1.1058-01 и др., участники закупки должны предоставить "Проект примерного 12-дневного меню", "Рекомендуемая масса порций блюд (в граммах) для обучающихся различного возраста", "Потребность в пищевых веществах и энергии обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11 и с 11 лет и старше", где установлены минимально установленные показатели, в соответствии с приведенными Заказчиком таблицами.
Также в Разделе V "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса" к "Предложению участника конкурса с ограниченным участием в отношении объекта закупки" имеется ссылка на Инструкцию по заполнению предложения, согласно которой "описание объекта закупки, предлагаемое участником закупки, по своим конкретным показателям должно соответствовать или быть не ниже минимальных показателей, установленных в Техническом задании. В случае, если в СаНПиН указаны неконкретные (переменные) показатели, то такие величины следует сопровождать в заявке словами "диапазонное значение".
При этом из анализа конкурсной документации Заказчика не представляется возможным установить максимальные и (или) минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, так как приведенные показатели (как в таблицах, так и вне их) полностью соответствуют вышеуказанным СанПиН (как диапазонные, так и конкретные показатели), на соответствие которым участник закупки дает свое согласие по каждой позиции указанной в Техническом задании.
Следовательно, согласно разработанной конкурсной документации достаточно продублировать все показатели, указанные в Техническом задании, при этом в случае, если в СаНПиН указаны неконкретные (переменные) показатели указать словосочетание "диапазонное значение", что в свою очередь вводит в заблуждение участников конкурса относительно минимальных значений показателей и значений показателей, которые не могут изменяться, является основанием для отклонения заявок таких участников, подтвердивших свое соответствие СанПиН, при этом, не являющиеся критериями оценки участника (п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе) для признания последнего победителем конкурса (ч. 8 ст. 56 Закона о контрактной системе).
Таким образом, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что данные требования Заказчика нарушают п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
За утверждение документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Социальное питание" признать необоснованной.
2. В действиях уполномоченного органа в лице Управления по размещению муниципальных заказов Администрации Североуральского городского округа, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Уполномоченному органу в лице Управления по размещению муниципальных заказов Администрации Североуральского городского округа, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. В действиях заказчика в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N9 выявлено нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
5. Заказчику в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N9 выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
6. Обязать заказчика обеспечить явку лица, ответственного за составление конкурсной документации, на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение документации N0862300027016000282, объяснением по факту выявленного нарушения 22 мая 2017 г. в 14-00.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ N 134-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 01.02.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
-
-
-
на основании своего решения N134-З от 01.02.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N9 в срок до 7 апреля 2017 года устранить нарушения Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки (извещение N0862300027016000282), внесения изменений в конкурсную документацию в части устранения нарушений, установленных решением N 134-З от 01.02.2017 г., продления сроков подачи заявок и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Заказчику в лице Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N9 в срок до 14 апреля 2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 февраля 2017 г. N 134-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2017