Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 марта 2017 г. N 297-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" -
- заявителя в лице Некоммерческой организации Ассоциации "Предприятия дорожной отрасли Урала" -
- заинтересованного лица ООО "Исследовательский центр "ДорКонтроль" -
рассмотрев жалобу Некоммерческой организации Ассоциации "Предприятия дорожной отрасли Урала" (620062, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Гагарина, д. 8) о нарушении заказчиком в лице Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" (620026, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 203) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-354 Екатеринбург - Шадринск - Курган км 46+000 - км 51+ 000 в Свердловской области (извещение N 0362100008217000021) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба от Некоммерческой организации Ассоциация "Предприятия дорожной отрасли Урала" (вх. N 01-4040 от 13.03.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" федерального дорожного агентства", его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-354 Екатеринбург - Шадринск - Курган км 46+000 - км 51+ 000 в Свердловской области (извещение N 0362100008217000021) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал на нарушение Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки и положений инструкции. Просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
28 февраля 2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0362100008217000021 и аукционная документация на Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-354 Екатеринбург - Шадринск - Курган км 46+000 - км 51+ 000 в Свердловской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 250 438 200 ,00 рублей.
В соответствии с п. 1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом Законом о контрактной системе не регламентируются содержание и состав инструкции по заполнению заявки участника, в связи с чем довод заявителя о том, что заказчиком установлена ненадлежащая инструкция не находит своего подтверждения.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ряде пунктов, Приложения N 5 к документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, а именно:
Смеси щебеночно-песчаные, С-4 |
Зерновой состав готовой смеси должен соответствовать требованиям, приведенным в таблице
Марка по пластичности должна быть Пл1 Водостойкость щебня, входящего в состав смеси должна быть В1 Содержание глины в комках от общего количества пылевидных и глинистых частиц в готовых смесях должно быть не более 20 % по массе. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне не должно превышать 35 %. Содержание пылевидных и глинистых частиц не должно быть более 5% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смесь, асфальтогранулобетонная тип К с добавлением щебеночной смеси |
Предел прочности при сжатии в возрасте 7 суток должен быть: - при температуре 20° С не менее 2,0 МПа; - при температуре 50° С не менее 0,7 МПа. Коэффициент водостойкости должен быть не менее 0,6. Водонасыщение должно быть не более 12 % по объему. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смесь асфальтобетонная горячая плотная мелкозернистая типа Б марки II |
Смесь асфальтобетонная горячая плотная мелкозернистая типа Б марки II должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" Требования к компонентам смеси: Порошок минеральный МП-1 должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52129-2003 "Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия". Зерновой состав должен быть следующим: - мельче 1,25 мм - 100 % по массе; - мельче 0,315 мм не менее 90 % по массе; - мельче 0,071 мм не менее 70 % по массе. Пористость не должна быть более 35%. Влажность не должна быть более 1,0 % по массе . Набухание образцов из смеси порошка с битумом не должно быть более 2,5%.
Песок должен соответствовать требованиям ГОСТ 31424-2010 "Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия".
Марка по прочности песка из отсевов дробления должна быть не менее 600. Содержание глины в комках не должно превышать 2 % по массе. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы должно быть не более 35 %. Содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания должно быть не более 0,5 % по массе. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов ( Аэфф ) должна быть не более 740 Бк/кг. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смесь асфальтобетонная горячая плотная мелкозернистая на полимерно-битумном вяжущем ПБВ-90 тип А марка I |
Требования к компонентам смеси: Порошок минеральный МП-1 должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52129-2003 "Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия".
Зерновой состав должен быть следующим: - мельче 1,25 мм - 100 % по массе; - мельче 0,315 мм не менее 90 % по массе; - мельче 0,071 мм не менее 80 % по массе. Пористость не должна быть более 30%. Набухание образцов из смеси порошка с битумом не должно быть более 1,8%.
Материалы из отсевов дробления плотных горных пород должны соответствовать требованиям ГОСТ 31424-2010 "Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия".
Марка по прочности песка из отсевов дробления должна быть не менее 1000. Содержание глины в комках не должно превышать 2 % по массе. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы должно быть не более 35 %. Содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания должно быть не более 0,5 % по массе. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов ( Аэфф ) должна быть не более 740 Бк/кг. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Камень бетонный, бортовой |
Водопоглащение бортового камня должно быть не более 5% |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пешеходное ограждение |
Бетон: - класс бетона по прочности - В 22,5 - марка по осадке конуса должна быть П1 или П2 - осадка конуса должна быть 1-9 см. - водоотделение должно быть не более 0,4 % - раствороотделение должно быть не более 3 %. - марка по водонепроницаимости должна быть не хуже W6. - марка по морозостойкости должна быть не хуже F300. требования к крупным заполнителям: щебень плотных изверженных горных пород фракция 5-10 мм
Полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня должны соответствовать следующим требованиям, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.
Марка щебня должна быть не ниже 1000. Марка по морозостойкости не ниже F 50. Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне не должно превышать 1 % по массе Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм не должно превышать 35 % по массе. Содержание зерен слабых пород не должно превышать 5 % по массе. Содержание глины в комках не должно превышать 0,25 % по массе. щебень плотных изверженных горных пород фракция 10-20 мм Полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня должны соответствовать следующим требованиям, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.
Марка щебня должна быть не ниже 1000. Марка по морозостойкости не ниже F 50. Содержание пылевидных и глинистых частиц в щебне не должно превышать 1 % по массе Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм не должно превышать 35 % по массе. Содержание зерен слабых пород не должно превышать 5 % по массе. Содержание глины в комках не должно превышать 0,25 % по массе. Наибольшая крупность заполнителя должна быть 20 мм. Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона должно быть: - фр. от 5 до 10 мм - 25-40 %; - фр. св. 10 до 20 мм - 60-75 %. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смесь асфальтобетонная горячая плотная мелкозернистая тип Б марка III |
Смесь асфальтобетонная горячая плотная мелкозернистая типа Б марки III должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия"
Требования к компонентам смеси: Порошок минеральный МП-1 должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52129-2003 "Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия".
Зерновой состав должен быть следующим: - мельче 1,25 мм - 100 % по массе; - мельче 0,315 мм не менее 90 % по массе; - мельче 0,071 мм не менее 70 % по массе. Пористость не должна быть более 35%. Влажность не должна быть более 1,0 % по массе . Набухание образцов из смеси порошка с битумом не должно быть более 2,5%.
Песок должен соответствовать требованиям ГОСТ 31424-2010 "Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия".
Марка по прочности песка из отсевов дробления должна быть не менее 400. Содержание глины в комках не должно превышать 2 % по массе. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы должно быть не более 35 %. Содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания должно быть не более 1,0 % по массе. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов ( Аэфф ) должна быть не более 740 Бк/кг.
Щебень, фракция от 5 до 10 мм, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" и требованиям письма ФДА от 23.05.2005 г. N ОБ-28/1266-ис. Полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня должны соответствовать следующим требованиям, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.
Марка по дробимости должна быть не менее 800. Марка по истираемости не должна быть хуже И3. Марка по морозостойкости должна быть не менее F25. Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы должно быть не более 25 % по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 1 % по массе. Содержание глины в комках должно быть не более 0,25 % по массе. Содержание зерен слабых пород не должно быть более 10 % по массе. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов (Аэфф) должна быть не более 740 Бк/кг.
Щебень, фракция св.10 до 20 мм, должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" и требованиям письма ФДА от 23.05.2005 г. N ОБ-28/1266-ис. Полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня должны соответствовать следующим требованиям, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.
Марка по дробимости должна быть не менее 800. Марка по истираемости не должна быть хуже И3. Марка по морозостойкости должна быть не менее F25. Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы должно быть не более 25 % по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц должно быть не более 1 % по массе. Содержание глины в комках должно быть не более 0,25 % по массе. Содержание зерен слабых пород не должно быть более 10 % по массе. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов (Аэфф) должна быть не более 740 Бк/кг. Битум марки БНД 90/130 должен соответствовать требованиям ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" и требованиям письма ФДА от 23.05.2005 г. N ОБ-28/1266-ис. Температура вспышки не должна быть ниже 230 ° С. Температура самовоспламенения не должна быть ниже 368 ° С. Глубина проникания иглы, 0,1 мм, должна быть: - при 25 °С от 91 до 130; - при 0 °С не менее 28. Температура размягчения по кольцу и шару не должна быть ниже 45 °С. Растяжимость должна быть: - при 25 °С не менее 65,0 см; - при 0 °С не менее 4,0 см. Температура хрупкости не должна быть выше минус 20° С. Изменение температуры размягчения после прогрева не должно быть более 5 °С. Индекс пенетрации должен быть от -1,0 до +1,0. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Битумная эмульсия |
- устойчивость при хранении должна быть (остаток на сите с сеткой N014), %: через 7 суток - не более 0,3; через 30 суток - не более 0,5 |
При этом согласно инструкции по заполнению первой части заявки участника закупки, последний должен выразить в заявке: согласие выполнить работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным Приложением 5 к документации об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Слова "или", "не более" и "не менее", "от" и "до", "более" или "менее", или аналогичные по смыслу слова, не позволяющие однозначно трактовать конкретные показатели товаров, в сведениях о конкретных показателях используемого товара в первой части заявки, предоставляемых участником размещения заказа, недопустимы.
Как пояснил заказчик, заполняя заявку участнику следует руководствоваться паспортами качества на соответствующую продукцию и указывать конкретные показатели товаров в строгом соответствии с ними.
При этом, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых Заказчиком в документации об Аукционе показателей, в том числе "содержание глины в комка от общего количества пылевидных и глинистых частиц в готовых смесях", "содержание зерен пластичной (лещадной) и игловатой формы в щебне", "содержание пылевидных и глинистых частиц", "марка по пластичности", "зерновой состав" для товара "смеси щебеночно-песчанные, С-4" и иные позиции товара, обозначенные выше, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в Аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием, что нарушает правило объективного характера описания объекта закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Свердловского УФАС приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров, указанных в техническом задании документации об Аукционе, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования к описанию участниками объекта закупки нарушают пункт 2 части 1 статьи 64, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Некоммерческой организации Ассоциации "Предприятия дорожной отрасли Урала" признать обоснованной в части нарушения описания объекта закупки.
2. В действиях заказчика в лице Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" федерального дорожного агентства" признать нарушение п.2 ч. 1 ст. 33, п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" федерального дорожного агентства", его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
6. Обязать заказчика обеспечить явку лица, утвердившего аукционную документацию (в части Технического задания или в целом) на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, 4 этаж с документами, удостоверяющими личность, полномочия на утверждение документации N 0362100008217000021, объяснением по факту выявленного нарушения 05 июня 2017 г. в 11-00.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 297-З
Об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 17.03.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании своего решения N297-З от 17.03.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" в срок до 17 апреля 2017 года устранить нарушение Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки (извещение N 0362100008217000021), внесения изменений в аукционную документацию в части устранения нарушений, установленных решением N297-З от 17.03.2017 г., продления сроков подачи заявок и завершить процедуру закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" в срок до 24 апреля 2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 17 марта 2017 г. N 297-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2017