Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 29 марта 2017 г. N 05-63/17
резолютивная часть решения объявлена 27.03.2017 г.
в полном объеме решение изготовлено 29.03.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
,
в отсутствии Общества с ограниченной ответственностью "ИстраМед" (далее - ООО "ИстраМед", заявитель), надлежащим образом извещенного о дате и месте рассмотрения жалобы уведомлением N05/764 от 22.03.2017 г.;
при участии:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N1" городского округа Нальчик (далее - заказчик) , действующей на основании доверенности Nб/н от 24 марта 2017 года, , действующей на основании доверенности Nб/н от 24 марта 2017 года,
рассмотрев жалобу ООО "ИстраМед" на действия заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0304300047217000010 "Поставка медицинского оборудования, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование для нужд ГБУЗ "Городская поликлиника N1" г.о. Нальчик" (далее - аукцион), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "ИстраМед" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, предусмотренными пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допуская установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. В пункте 1.26 технического задания документации об аукционе заказчик установил требование к габаритным размерам монитора (без выступающих частей), прописав "не более 94х63х28мм". По мнению заявителя, установив требование к габаритным размерам монитора (без выступающих частей), заказчик ограничивает конкуренцию, а также заявитель ссылается на ГОСТ 30324.2.47 - 2012 "Изделия медицинские электрические", в котором не прописаны требования в габаритным размерам монитора аппарата холтеровского мониторирования сердечной деятельности ЭКГ. Кроме того, заявитель в своей жалобе обращает внимание на сроки возврата обеспечения исполнения контракта, установленные в документации об аукционе и в проекте государственного контракта, которые противоречат друг другу и вводят возможных участников закупки в заблуждение, так как однозначно не определено в какой срок участнику закупки будет возвращено обеспечение исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, заявитель просит рассмотреть жалобу и принять меры по пресечению нарушений Закона о контрактной системе; приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу; признать действия заказчика незаконными и влекущими ограничение количества участников закупки; выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
На рассмотрение жалобы, состоявшемся 27 марта 2017 года, представители заказчика пояснили, что не согласны с доводами жалобы ООО "ИстраМед" и представили письменные пояснения, согласно которым требования пункта 1.26 технического задания документации об аукционе установлены заказчиком в соответствии с его потребностями, на основании анализа рынка медицинских изделий, а также в соответствии с нормативной документацией на мониторы, которые представлены на рынке медицинских изделий, содержащих сведения о габаритах мониторов ЭКГ в виде произведения линейных размеров, в не в виде объема. Требования технического задания документации об аукционе носят объективный характер, не влечет за собой ограничение количества участников закупки, участвующих на рынке медицинских изделий. В части срока возврата обеспечения исполнения контракта указывается, что обязательное условие части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе соблюдено.
На основании вышеизложенного, представители заказчика просят признать жалобу ООО "ИстраМед" необоснованной и отказать в ее удовлетворении.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "ИстраМед", выслушав представителей заказчика, проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
03.03.2017 г. 17:32 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0304300047217000010 "Поставка медицинского оборудования, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование для нужд ГБУЗ "Городская поликлиника N1" г.о. Нальчик" (извещение о проведении электронного аукциона - 03.03.2017 г. 17:32 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона и документации об аукционе. Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 373 712, 50 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 03.03.2017 г. 17:32 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 21.03.2017 г. 13:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 23.03.2017 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 27.03.2017 г.
На участие в электронном аукционе поданы 2 заявки, в результате рассмотрения первых частей заявок 2 заявки допущены на участие в аукционе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 23.03.2017 г.
В рамках пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании технического задания документации об аукционе заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Вместе с тем, заказчик при формировании технического задания документации об аукционе должен учитывать запреты и требования, предусмотренные Законом о контрактной системе, в частности, одним из действий, ограничивающих количество участников аукциона является указание на требование заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения).
Предметом государственного контракта выступает право на поставку медицинского оборудования, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование для нужд ГБУЗ "Городская поликлиника N1" г.о. Нальчик, где техническим заданием документации об аукционе указаны функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
В пункте 1.26 технического задания документации об аукционе заказчиком установлено требование к габаритным размерам монитора (без выступающих частей), прописав "не более 94х63х28мм". Требования к габаритным размерам монитора (без выступающих частей) расписаны исходя из потребностей заказчика и с учетом запретов и требований, предусмотренных Законом о контрактной системе. Кроме того, при описании объекта закупки заказчиком были использованы коммерческие предложения от ООО "Биосфера", ИП Колодко Е.А., ИП Казарян Р.Т.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников осуществление закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере осуществления закупок.
Более того, заявителем не представлены доказательства, обосновывающие его доводы об ограничении конкуренции, количество участников аукциона при описании объекта закупки и размещении его в последующем в единой информационной системе. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 23.03.2017 г. поданы 2 заявки, в результате рассмотрения первых частей заявок 2 заявки допущены на участие в аукционе.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 10.3 части 3 проекта государственного контракта предусмотрено, что в случае, если в качестве обеспечения исполнения контракта заказчику перечислены денежные средства, возврат обеспечения осуществляется Заказчиком в течение 30 рабочих дней с даты, подписания Сторонами Акта ввода оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
На основании части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
После опубликования в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона и документации об аукционе в адрес заказчика поступили 7 запросов о даче разъяснений положений документации о таком аукционе (10.03.2017 г. 16:20 ч; 15.03.2017 г. 10:22 ч.; 15.03.2017 г. 11:12 ч.; 15.03.2017 г. 11:34 ч.; 18.03.2017 г. 13:44 ч.; 18.03.2017 г. 13:45 ч.; 18.03.2017 г. 13:50 ч.). Сами запросы также истребованы и приобщены к материалам дела.
В нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчиком в установленный законном срок даны 7 ответов на поступившие запросы о даче разъяснений положений документации о таком аукционе и размещены в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе, но без указания самих предметов запроса.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ИстраМед" необоснованной.
2.Признать в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N1" городского округа Нальчик нарушения части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло и не могло повлиять на результаты торгов, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 29 марта 2017 г. N 05-63/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2017