Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 марта 2017 г. N 103-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива", в присутствии:
- представителя Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, действующего на основании доверенности от 20.03.2017,
- представителя Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, действующего на основании доверенности от 17.01.2017,
- представителя Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, действующего на основании доверенности от 20.03.2017,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России подана жалоба ООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на строительство спортивно-тренировочного центра по современному пятиборью на базе конноспортивного комплекса "Рифей", в том числе проектно-изыскательские работы (извещение N 0169200001117000007) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 21.02.2017 Министерство строительства и
инфраструктуры Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 83 405 565, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 15.03.2017 08:30.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Перспектива" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы заказчиком в извещении о закупке не установлены требования о наличии у участника закупки свидетельства СРО на выполнение работ, а также не установлен запрет на участие в закупке турецких организаций.
В проекте контракта не установлены условия о поэтапной оплате выполненных работ, а также установлены антидемпинговые меры, не соответствующие требованиям законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, частично согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
В извещении о закупке установлены требования к участнику закупки о наличии свидетельства СРО и запрет участия в закупке турецких организаций путем ссылочной нормы на документацию о закупке.
В проекте контракта не установлен поэтапный график выполнения работ и график оплата выполненных работ, что не обязывает заказчика соблюдать положения части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Антидемпинговые меры установлены в проекте контракта ошибочно, тогда как в документации о закупке требования к обеспечению исполнения контракта установлено правомерно.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
При этом, законодательство о контрактной системе не содержит положений, определяющих способ и порядок размещения данных требований в извещении о проведении закупки, что дает заказчику правовую возможность указывать условие о соответствии участника закупки пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе путем ссылки на положения аукционной документации.
В соответствии с извещением о проведении закупки, сформированном посредством функционала единой информационной системы, в графе "требования к участникам закупки" указано, что единые требования к участнику закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены в пункте 16 информационной карты документации о закупке.
В пункте 16 информационной карты документации об аукционе в требованиях к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и в требованиях к составу второй части заявки указано на обязательное предоставление участником закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства по пункту 33.3 Перечня - "жилищно-гражданское строительство", что соответствует части 3 статьи 64, пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также положениям части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63, пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 в извещении о проведении закупки, сформированном посредством функционала единой информационной системы, в графе "требования к участникам закупки" указан пункт 16 информационной карты, в котором также установлен запрет на выполнение работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
2. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В отношении контрактов, предметом которых является строительство, реконструкция объектов капитального строительства, предусмотрены специальные нормы, касающиеся порядка выполнения и оплаты работ по контракту.
Так, согласно части 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.
Вместе с тем, частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
В соответствии с частью 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методика составления указанных в части 6 настоящей статьи графиков утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
При этом, методика составления графиков оплаты выполненных по контракту работ и графиков выполнения строительно-монтажных работ (далее - методика) на день опубликования закупки не утверждена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).
Пунктом 3.1 проекта контракта предусмотрено, что срок выполнения работ начинается с момента заключения контракта и заканчивается 30.06.2017, при этом график выполнения работ не предусмотрен.
Согласно пункту 2.4 проекта контракта поэтапная оплата работ также не установлена заказчиком.
Как следует из материалов дела графики выполнения и оплаты работ по контракту не предусмотрены, методика составления графиков не утверждена, что в итоге делает невозможным установление в проекте контракта условия о поэтапной оплате выполненных работ с учетом частей 5-7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
С учетом указанных обстоятельств, у заказчика отсутствует обязанность по установлению условия о поэтапной оплате выполненных работ в соответствии с частями 5-7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Таким образом, документация об аукционе и проект контракта должны содержать единообразные и непротиворечивые условия исполнения контракта, в том числе в части требований к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Таким образом, с учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 83 405 565, 00 рублей, то требования к обеспечению исполнения контракта в части порядка применения антидемпинговых мер должны быть установлены с учетом части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
В пунктах 30, 36 информационной карты документации о закупке установлено, что если участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, предложена цена Контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта, Контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения Контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в настоящем пункте информационной карты документации об аукционе в электронной форме, а именно 37532 504,25.
Вместе с тем, из пункта 9.1 проекта контракта следует, что антидемпинговые меры могут быть обеспечены подрядчиком, в том числе путем предоставления информации, подтверждающей добросовестность поставщика на дату подачи заявки на участие в электронном аукционе, что противоречит части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, предусматривающей императивную обязанность по предоставлению обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона.
Положения раздела 9.1 проекта контракта также противоречат пунктам 30, 36 информационной карты документации об аукционе, что в итоге может привести к заключению контракта не на условиях документации о закупке в нарушение части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Перспектива" на действия заказчика обоснованными в части указания антидемпинговых мер в проекте контракта с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 37, пункта 8 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе (вкладка "предыдущая версия сайта еис") во вкладке "реестр результатов контроля 44-ФЗ (94-ФЗ)" - поиск по N извещения - вкладка "изменения"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 марта 2017 г. N 103-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2017