Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 марта 2017 г. N 60ВП/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на переоборудование кинозала МУ "Кинотеатр "Россия" (извещение N 0169300028117000017) (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя Администрации Каслинского муниципального района, действующего на основании доверенности от 20.03.2017,
- представителя ООО "МТД ПЛЮС", действующего на основании доверенности от 21.03.2017,
- представителя ООО "МТД ПЛЮС", действующего на основании доверенности от 21.03.2017,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России поступила информация о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона.
Согласно представленным документам 15.02.2017 Администрация Каслинского муниципального района объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 5 000 000 рублей 00 копеек.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 03.03.2017 в 17:00.
На момент проведения внеплановой проверки контракт заключен с ЗАО "КИНОКОМФОРТ" от 20.03.2017.
На заседании Комиссии заявители поддержали доводы обращения и указали, что заказчиком неправомерно объединены в один лот различные товары: кинооборудование и кинотеатральные кресла, относящиеся к различным кодам ОКПД2, что может привести к ограничению конкуренции.
Кроме того, заявитель указал, что специализируется на поставке кинооборудования и не имеет возможности снижать цену при поставке кинотеатральных кресел.
Заказчик против доводов обращения возражал, представил письменные пояснения и указал, что при формировании документации о закупке заказчик исходил из того, что поставка комплекса оборудования необходима для переоборудования одного кинозала, в том числе монтажа указанного оборудования.
При этом, результаты закупки, а также коммерческие предложения, положенные в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, свидетельствуют о возможности поставки всего комплекса оборудования.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в конкурсе.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, в том числе указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как следует из раздела 1, Приложения N 1 к документации о закупке (техническое задание) предметом контракта является переоборудование кинозала МУ "Кинотеатр "Россия".
В соответствии с техническим заданием объект закупки включает в себя как поставку оборудования, так и проведение работ по монтажу, пуско-наладке и вводу в эксплуатацию поставляемого оборудования.
При этом, поставка оборудования включает в себя как кинооборудование (цифровой кинопроектор с объективом и лампой, сервер воспроизведения контента, проекционный экран, 3D система, звуковой кинопроцессор, акустические системы окружения, усилитель мощности, сабвуфер, заэкранные акустические системы, источник бесперебойного питания, коммутация для звукового оборудования, программно-аппаратный комплекс продажи билетов), так и кинотеатральные кресла.
Характеристики указанного оборудования указаны в Приложении N1 к техническому заданию, что отражает потребность заказчика, выраженную в установлении характеристик товара с учетом пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
При этом, при определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить не только из необходимости наличия совокупности указанных признаков, но и способности потенциальных участников закупки осуществить поставку (выполнить работы, оказать услуги) и принять участие в закупке.
Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении торгов.
Как следует из материалов дела закупаемое оборудование и кинотеатральные кресла имеют единое функциональное и целевое назначение, связанное с оборудованием кинозала, что соответствует наименованию объекта закупки.
Исходя из анализа первых частей заявок следует, что на участие в закупке подано 4 заявки, из них 2 допущены к участию в аукционе.
При этом, все участники закупки, подавшие заявки, выразили согласие на поставку всего комплекса оборудования, то есть предложили к поставке как кинооборудование, так и кресла.
Кроме того, как следует из анализа коммерческих предложений, положенных в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, три хозяйствующих субъекта (исх. N 6303/2016, б/н, N 333 от 10.10.2016) готовы предложить к поставке, в том числе кинотеатральные кресла.
Таким образом, коммерческие предложения о возможности поставки комплекса оборудования, а также фактические результаты закупки, не позволяют сделать вывод об ограничении количества участников закупки при проведении аукциона.
Кроме того, доводы заявителя о том, что кресла и кинооборудование относятся к различным кодам продукции по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКПД 2) не являются доказательством, подтверждающим ограничение количества участников закупки.
Так, согласно ОКПД 2 классификатор предназначен для обеспечения информационной поддержки задач, связанных с:
- классификацией и кодированием продукции (услуг, работ) для целей государственной статистики;
- разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
- реализацией комплекса учетных функций в рамках работ по государственной статистике, связанных с обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о продукции по видам экономической деятельности при решении аналитических задач;
- обеспечением системы государственной контрактации и оптовой торговли на внутреннем рынке;
- подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;
- размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд;
- налогообложением;
- обеспечением классификации основных фондов, используемой в Общероссийском классификаторе основных фондов;
- стандартизацией и обязательным подтверждением соответствия продукции;
- классификацией и кодированием услуг, оказываемых населению хозяйствующими субъектами.
Таким образом, классификация товаров (работ, услуг) по ОКПД2 не имеет своей целью определение технологической и функциональной взаимосвязи продукции в рамках запрета ограничения конкуренции, предусмотренного законодательством о контрактной системе и законодательством о защите конкуренции.
На основании изложенного, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов обращения с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об ограничении конкуренции в виду включения в документацию об аукционе кинотеатральных кресел.
2. Как следует из пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе указано, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении и документации о закупке указано, что окончание срока подачи заявок: 03.03.2017 в 17:00.
Так, окончание двухдневного срока, предусмотренного для предоставления заказчиком ответа на запрос о разъяснении документации о закупке, приходится на 01.03.2017, тогда как из документации о закупке следует, что дата окончания срока предоставления заказчиком разъяснений участнику закупки - 28.02.2017.
Таким образом, дата окончания срока предоставления заказчиком ответа на запрос о разъяснении документации о закупке, указанная в документации о закупке, не соответствует пункту 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки доводы обращения не нашли своего подтверждения.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе
3.Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с тем, что на момент проведения внеплановой проверки контракт заключен.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 марта 2017 г. N 60ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2017