Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 марта 2017 г. N 109-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Элемент", в присутствии:
- представителя Управления социальной защиты населения Администрации Миасского городского округа, действующего на основании доверенности от 22.03.2017,
- представителя Управления социальной защиты населения Администрации Миасского городского округа, действующего на основании доверенности от 22.03.2017,
- представителя Администрации Миасского городского округа, действующего на основании доверенности от 14.09.2016,
- представителя Администрация Миасского городского округа, действующего на основании доверенности от 06.02.2017,
- представителя ООО "Уралинфотек", действующего на основании решения N 24 от 17.04.2012
- представителя ООО "Элемент", действующего на основании доверенности от 09.01.2017,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Элемент" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по информационно-технологическому обслуживанию автоматизированной информационной системы, обеспечивающей функционирование электронного социального транспортного приложения Миасского городского округа для нужд Управления социальной защиты населения Администрации Миасского городского округа (извещение N 0169300035817000037) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 28.02.2017 Администрация Миасского городского округа объявила о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Управление социальной защиты населения Администрации Миасского городского округа.
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 273 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 16.03.2017 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Элемент" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что в документации о закупке не определен объем работ по профилактическому обслуживанию системы, не определено количество транспортных карт, терминалов пополнения и продажи транспортных карт, что не позволяет определить порядок и условия исполнения контракта в части данных видов услуг.
Кроме того, в пункте 5.1.4 проекта контракта не определено должен ли исполнитель осуществлять расчеты с участниками системы самостоятельно либо обеспечивать возможность осуществления таких расчетов.
В документации о закупке неправомерно определены требования к составу второй части заявки об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков, неправомерно не установлены требования к участнику закупки в части наличия лицензии ФСБ и ФСТЭК на деятельность по защите информации от несанкционированного доступа.
В проекте контракта отсутствует условие о сроках возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, а также неправомерно определены штрафные санкции в отношении заказчика и исполнителя.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя частично согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Заказчиком правомерно сформировано описание объекта закупки, а именно: профилактическое обслуживание не требуется осуществлять в рамках данной закупки, в связи с чем объем услуг не определен, количество транспортных карт и терминалов пополнения указаны в пункте 4.1.2 технического задания. Указанное в пункте 5.1.4 проекта контракта условие об обеспечении расчетов не возлагает на исполнителя обязанность по осуществлению указанных расчетов.
Лицензия ФСБ и ФСТЭК на осуществление деятельности по защите информации от несанкционированного доступа не требуется для оказания услуг, так как достаточным условием является применение сертифицированных средств защиты информации.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие обоснованной потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о размещении заказов документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, то есть указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться с учетом потребности заказчика.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта. Таким образом, описание объекта закупки, изложенное как в документации об аукционе, в том числе проекте контракта, должно содержать полную и однозначную информацию, позволяющую участнику закупки сформировать ценовое предложение на участие в аукционе.
В пункте 9 информационной карты документации о закупке указано, что описание объекта закупки содержится в Приложении N 1 к документации о закупке и Приложении N 2 к проекту контракта.
В разделе 5 технического задания (Приложение N 1 к документации об аукционе) описан состав и содержание работ по информационно-технологическому обслуживанию автоматизированной информационной системы, обеспечивающей функционирование электронного социального транспортного приложения Миасского городского округа (далее - система), в том числе:
- поддержание функционирования системы, в том числе пунктов продажи и пополнения транспортных карт (в объеме не менее существующих пунктов в отделениях Миасского филиала ПАО Челябинвестбанк, МАУ МФЦ, аптеки "Нью-Фарм", салоны связи ИП Сальков А.В.),
- обслуживание транспортных карт, включая технологическое обеспечение выпуска (перевыпуска) транспортных карт и льготных транспортных карт.
В пункте 4.1.2 технического задания раскрыты параметры системы, а именно:
- число пунктов пополнения транспортных карт - от 100 (сто);
- число действующих транспортных карт - от 5 000 (пять тысяч).
При этом, в разделе 4.1.2 технического задания указано, что система должна предусматривать возможность подключения новых пунктов пополнения транспортных карт агентской сети, имеющих типовой состав аппаратных, программных, технологических средств и штатных процедур функционирования без дополнительных разработок.
При увеличении количества транспортных карт в системе могут потребоваться дополнительные рабочие места (АРМ операторов). Также могут возрасти требования к быстродействию серверов баз данных и средствам телекоммуникаций. При этом структура базы данных, системные и прикладные программные средства изменяться не должны.
Таким образом, заказчик указывает на возможность увеличения пунктов продажи и пополнения транспортных карт и количества транспортных карт, однако допустимые пределы такого увеличения не определены в документации о закупке.
С учетом изложенного, объем работ по обслуживанию пунктов продажи и пополнения транспортных карт и по обслуживанию транспортных карт определен путем указания только минимального количества пунктов продажи и пополнения и транспортных карт и количества транспортных карт, имеющихся у заказчика, тогда как максимальный количество указанных элементов системы в документации о закупке не определено, что не позволяет сделать вывод об объеме указанных работ и, как следствие, об объективности и полноте описания объекта закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в пункте 5.1.4 проекта контракта указана обязанность исполнителя по обеспечению расчетов в системе (с агентами за пополнение карт, с перевозчиками по выполненной транспортной работе, с органами власти по возмещению выпадающих доходов).
Вместе с тем, из условий контракта не следует, что предоставляет собой услуга по обеспечению расчетов в системе: осуществление расчетов с субъектами, указанными в данном пункте проекта контракта либо обеспечение функционирования системы в части возможности осуществления указанных расчетов, что свидетельствует о неоднозначном толковании данного условия контракта в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Доводы заявителя, согласно которым в документации об аукционе не указан объем работ по профилактическому обслуживанию системы, являются необоснованными, как неподтвержденными материалами дела, так как в разделе 5 технического задания, определяющем состав и содержание работ по информационно-технологическому обслуживанию системы, отсутствует информация о потребности заказчика в выполнении указанных работ.
2. Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указанный запрет распространяется на проведение электронных аукционов при описании объекта закупки.
Вместе с тем, в пункте 4.3.7 технического задания указаны требования к персоналу исполнителя услуг, а именно: пользователи АРМ Управляющей подсистемы, отчетной подсистемы, специалисты сопровождения терминальной инфраструктуры Перевозчиков и Агентов (численность персонала определяется исполнителем).
В подпункте 2 пункта 4.3.7 технического задания также раскрыты требования к квалификации и уровню знаний персонала исполнителя:
- пользователи АРМ Управляющей подсистемы, Отчетной подсистемы - знание функций АРМ управления, Отчетной подсистемы в объеме руководства пользователя; умение работать с персональным компьютером в операционной среде Windows 7 и выше, знание программ MS Office 2010 и выше, Internet Explorer;
- инженер по обслуживанию терминального оборудования СИСТЕМЫ: знание функций оборудования в объеме руководства администратора; умение выполнять функции по работе с терминальным оборудованием СИСТЕМЫ в объеме руководства администратора (настройка, конфигурирование оборудования);
- инженер по обслуживанию рабочих мест пользователей: администрирование рабочих мест Windows XP/7, установка и настройка сетевых и локальных принтеров и прочих периферийных устройств, настройка сети на рабочих местах пользователей, локализация и устранение системных и сетевых проблем на рабочих местах.
Указанные условия технического задания фактически отражают требования к квалификации трудовых ресурсов участника закупки в нарушение части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки устанавливается требование о предоставлении декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, что исключает обязанность участника закупки декларировать свой статус как организации, не относящейся к офшорной компании в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 24 информационной карты установлено требование к составу второй части заявки о предоставлении декларации по пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Указанное требование заказчик вправе установить в извещении и документации о закупке в качестве требования к участнику закупки в силу пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в требованиях к составу второй части заявки установлено условие о декларировании участником закупки факта отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков, тогда как указанные положения Закона не предусматривают предоставление в составе второй части заявки указанной декларации.
4. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье 31 Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
В извещении о закупке указано, что требования о соответствии участника закупки части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определены в пункте 17 информационной карты документации о закупке.
Вместе с тем, в пункте 17 информационной карты указано, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, без конкретизации указанных требований с учетом предмета и специфики объекта закупки.
С учетом изложенного, в извещении и документации об электронном аукционе содержится неоднозначная информация в части требований к участнику закупки, подтверждающих его соответствие пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и необходимости предоставления в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным требованиям в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1,5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Доводы заявителя, согласно которым в документации о закупке в качестве требования к участнику закупки должна быть установлена лицензия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации и лицензии Федеральной службы безопасности (ФСБ) России по осуществлению разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), документально не подтверждены.
Так, в жалобе указано, что участник должен иметь лицензию (ФСТЭК) России на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации с разрешенным видом деятельности: установка, монтаж, испытания, ремонт средств защиты информации, однако заявитель не представил доказательств на какие виды услуг, являющихся объектом закупки, требуется указанная лицензия.
Доводы заявителя о необходимости наличия лицензии ФСБ также не мотивированы и не раскрыты в жалобе, а именно: не указаны конкретные лицензируемые виды деятельности, которые должны содержаться в лицензии, а также виды услуг, являющихся объектом закупки, на которые требуется указанная лицензия.
5. В нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не указан срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
6. В нарушение частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пунктах 6.3, 6.5 проекта контракта предусмотрены меры ответственности исполнителя и заказчика в виде фиксированного штрафа в размере 10% и 2,5%, сумма которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Как следует из документации и извещения о закупке начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 273 000, 00 рублей, что обязывает в проекте контракта указать размер штрафа в отношении исполнителя и заказчика не только в размере 10 % и 2,5% от цены контракта, то есть в случае, если цена контракта будет составлять менее 3 млн. рублей, но и 5% и 2% соответственно в случае, если цена контракта будет составлять более 3 млн. рублей.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Элемент" на действия заказчика обоснованными в части описания объекта закупки, формирования требований к составу второй части заявки и условий контракта с нарушением требования законодательства о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 64, частей 2,3 статьи 33, пункта 2 части 5 статьи 66, частей 5,8, 27 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1,5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр результатов контроля 44-ФЗ (94-ФЗ)" - поиск по N извещения - вкладка "изменения"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 марта 2017 г. N 109-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2017