Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 марта 2017 г. N ЭА-326/2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
в отсутствие представителя ООО "ФК САТИКОМ", рассмотрев жалобу ООО "ФК САТИКОМ" (далее Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" МЗ КК при проведении открытого электронного аукциона N0318200025017000037 "Поставка лекарственных препаратов" в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
ООО "ФК САТИКОМ" считает, что документация составлена с нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе): в описании объекта закупки установлены требования к характеристикам товара, которым соответствует единственный зарегистрированный препарат Ультравист, что ограничивает количество участников закупки. Кроме того, требуемый препарат предназначен только для диагностических целей, в связи с чем, заявленные характеристики (период выведения) не влияют на терапевтический эффект препарата. Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация разработана с учетом положений Закона о контрактной системе. Товар, являющийся объектом закупки, находится в свободной продаже. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком- ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" МЗ КК на сайте Единой информационной системы размещены извещение и документация электронного аукциона N0318200025017000037 "Поставка лекарственных препаратов". Начальная (максимальная) цена контракта - 478 998 ,74 рублей.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1), 6) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
6) если объектом закупки являются лекарственные средства документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В Описании объекта закупки заказчиком указаны требования к закупаемому лекарственному средству (МНН Йопромид):
раствор для инъекций, 370 мг йода/мл, 100 мл |
Период выведения через почки в течении 12 часов не менее 93% от введенной дозы |
Лекарственный препарат зарегистрирован и разрешен к применению на территории Российской Федерации. Качество лекарственного препарата соответствует требованиям нормативных документов. (Федеральный закон N61-ФЗ от 12.04.2010 г "Об обращении лекарственных средств", Федеральный Закон N184-ФЗ от 15.12.2002 г "О техническом регулировании") |
Согласно ч.3 ст.3 Федерального закона от 22.12.2014 N 429-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" информация о взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения подлежит включению в государственный реестр лекарственных средств с 1 января 2018 года.
На территории Российской Федерации в государственном реестре лекарственных средств под МНН Йопромид зарегистрированы лекарственные препараты с торговым наименованием: "Ультравист" призводства Байер Фарма АГ/Германия; "Йопромид ТР" производства ООО "Тиарекс"/Россия; "Йопромид" производства "НовалекФармасьютикалс Пвт.Лтд"/Индия.
Письмом от 26.08.2016 N ИА/58910/16 ФАС России указано, что разъяснения, направленные ФАС России по вопросам закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, являются официальной позицией и являются обязательными для применения территориальными органами ФАС России.
Йопромид - рентгеноконтрастное средство, предназначенное для диагностических целей (выполнение снимков).
Наиболее типичным примером ограничения количества участников закупки лекарственных препаратов является указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, соответствующих конкретным торговым наименованиям лекарственных препаратов, без возможности поставки эквивалентного товара, указание формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например: "ампула", "флакон", "блистер") без возможности поставки аналогичных препаратов в иной форме выпуска (упаковке) (письмо ФАС России от 09.06.2015 NАК/28644/15).
Из представленных документов, следует, что в совокупности обозначенных заказчиком требованиям соответствует единственный препарат Ультравист.
Таким образом, требования заказчика, которые не влияют на терапевтические свойства лекарственного препарата (период выведения через почки в течение 12 часов не менее 93% от введенной дозы), сокращают число товаров, соответствующих требованиям заказчика, до одного торгового наименования, ограничивают количество участников закупки, что нарушает п.1) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст.99, ст.105, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФК САТИКОМ" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" МЗ КК нарушение п.1) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" МЗ КК (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 124
по делу N ЭА-326/2017
о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
21 марта 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ФК САТИКОМ" (далее Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" МЗ КК при проведении открытого электронного аукциона N0318200025017000037 "Поставка лекарственных препаратов" в части нарушения законодательства о контрактной системе, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе), предписывает заказчику - ГБУЗ "Армавирский онкологический диспансер" МЗ КК (аукционной комиссии) устранить нарушение п.1) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N0318200025017000037).
Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и аннулировании электронного аукциона N0318200025017000037. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок.
Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5-ти дней с момента его получения.
Заказчику в письменном виде в срок до 07.04.2017 сообщить об исполнении предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в установленном законом порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
В случае невыполнения предписания в установленный срок Краснодарское УФАС России вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 марта 2017 г. N ЭА-326/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2017