Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 22 марта 2017 г. N 62-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее - Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Федотова А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы Управления,
в присутствии представителя Федерального Казенного Учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" Конинского Александра Александровича (доверенность N22-ЮК от 03.03.2017), в отсутствие представителей ООО "ПРОКОНСМЕТ" (адрес: 347810, Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, пр. К. Маркса, д. 31/33, оф. 210) (надлежащим образом уведомлено), рассмотрев жалобу ООО "ПРОКОНСМЕТ" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на проектные и изыскательские работы. Ремонт автомобильной дороги Р-216 Астрахань - Элиста - Страврополь на участке км 91+000 - км 105+048, Астраханская область (номер извещения: 0318100043417000013) (далее - электронный аукцион), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 15.03.2017 поступила жалоба ООО "ПРОКОНСМЕТ" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на проектные и изыскательские работы. Ремонт автомобильной дороги Р-216 Астрахань - Элиста - Страврополь на участке км 91+000 - км 105+048, Астраханская область (номер извещения: 0318100043417000013).
По мнению Заявителя, Заказчику в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации следовало установить требование о предоставлении участником в составе заявки на участие в конкурсе копии свидетельства, выданного саморегулируемой организации (далее - СРО) о допуске к работам соответствующим предмету закупки.
На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения доводов жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении конкурса и документации о нем, включая обоснованность их положений.
I. Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителей Заказчика, и оценив их доводы, Комиссия установила, что 14.02.2016 на официальном сайте единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении открытого конкурса (N0318100043417000013) и документация об этом конкурсе.
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 1 740 400,00 руб.
Комиссия соглашается с доводом заявителя о том, что Заказчику в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации следовало установить требование о предоставлении участником в составе заявки на участие в конкурсе копии свидетельства, выданного СРО, о допуске к работам, соответствующим предмету закупки, по следующим основаниям.
Как следует из п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 4 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом N 624 от 30.12.2009 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Согласно информации, представленной СРО Ассоциация "Гильдия проектировщиков Астраханской области" (вх. N2503 от 22.03.2017) в ответ на соответствующий запрос Астраханского УФАС России, для выполнения проектных работ: ремонт автомобильной дороги Р-216 Астрахань - Элиста - Ставрополь на участке км 91+000 - км 105+048, Астраханская область (номер извещения: 0318100043417000013) требуется наличие свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению следующих проектных работ, включенных в Перечень: N1 "Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка: 1.1 "Работы по подготовке генерального плана земельного участка"; 1.2. "Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта"; 1.3. "Работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения"; N3. "Работы по подготовке конструктивных решений"; N6.4. "Работы по подготовке технологических решений объектов транспортного назначения и их комплексов".
Однако, в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации Заказчика требование о наличие свидетельства саморегулируемой организации о допуске к выполнению вышеуказанных работ, отсутствует.
Кроме того, согласно статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства; виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ.
В силу части 5.2 статьи 48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий; в этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
То есть работы по инженерным изысканиям, выполняемым на этапе архитектурно-строительного проектирования, организуются и контролируются лицом, осуществляющим организацию работ по подготовке проектной документации.
В соответствии с частью 5.1 статьи 48 ГрК РФ в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 указанного кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное СРО свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенное Заказчиком нарушение не позволяет участникам закупки надлежащим образом оформить заявки на участие в конкурсе, а конкурсной комиссии правильно определить победителя закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
II. Заявителем также указывался довод о том, что установленный Заказчиком в конкурсной документации критерий "Квалификация участника закупки" в части, касающейся документов, подтверждающих квалификацию, не отвечает требованиям установленным Законом о контрактной системе.
Согласно п. 18.5 конкурсной документации "показателем нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" является опыт участника по успешному выполнению за последние 5 лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе, работ в рамках отдельных контрактов, сопоставимых по видам работ, на заключение контракта по выполнению которых проводится настоящий конкурс. Сопоставимым считается объект сопоставимый по видам работ с основным видом работ, на выполнение которых заключается контракт по результатам настоящего конкурса, а также стоимость работ на котором в денежном выражении составляет не менее 100% от начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу".
Лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки "Квалификация участника закупки" для заказчика является наибольшее значение критерия оценки.
Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "Квалификация участника закупки" определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя равный 1.
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное значение критерия оценки из предложенных участниками закупки.
Для получения оценки (значение в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по критерию (показателю).
Для получения итогового рейтинга по заявке в соответствии рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Квалификация участника закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимости.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Как следует из п. 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 28 Правил оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил.
Комиссия не усматривает нарушения Заказчиком приведенных правовых норм при формулировании критерия "Квалификация участника закупки", а также при установлении требований к документам, подтверждающим квалификацию, в том числе при определении сопоставимости выполненных работ и их цены и работ, являющихся объектом конкурса, и их цены.
В конкурсной документации отсутствует условие о том, что сумма исполненного контракта, подтверждающего квалификацию участника закупки, должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, являющегося предметом конкурса.
При этом Комиссия отмечает, что конкурсной документацией не предусмотрено отклонение заявки участника, не имеющего вышеуказанного опыта работ. Вышеуказанный критерий оценки, примененный заказчиком в конкурсной документации, не препятствует участию в конкурсе, сам по себе не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен прежде всего на определение победителя конкурса - лица, наиболее подходящего для удовлетворения потребностей заказчика.
21.03.2017 Комиссией в составе: председателя комиссии Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее - Управление); членов комиссии: Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления, Сердюкова А.Б. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления, в присутствии представителя Федерального Казенного Учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" Конинского Александра Александровича (доверенность N22-ЮК от 03.03.2017), в отсутствие представителей ООО "ПРОКОНСМЕТ" (адрес: 347810, Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, пр. К. Маркса, д. 31/33, оф. 210) (надлежащим образом уведомлено) был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 15:00 22.03.2017. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее - Управление); членов комиссии: Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления, Федотова А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы Управления, в присутствии представителя Федерального Казенного Учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" Конинского Александра Александровича (доверенность N22-ЮК от 03.03.2017), в отсутствие представителей ООО "ПРОКОНСМЕТ" (адрес: 347810, Ростовская область, г. Каменск-Шахтинский, пр. К. Маркса, д. 31/33, оф. 210) (надлежащим образом уведомлено).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПРОКОНСМЕТ" на действия государственного заказчика ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на проектные и изыскательские работы. Ремонт автомобильной дороги Р-216 Астрахань - Элиста - Страврополь на участке км 91+000 - км 105+048, Астраханская область (номер извещения: 0318100043417000013) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Федеральное Казенное Учреждение "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" нарушившим п.2 ч.3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на проектные и изыскательские работы. Ремонт автомобильной дороги Р-216 Астрахань - Элиста - Страврополь на участке км 91+000 - км 105+048, Астраханская область (номер извещения: 0318100043417000013).
3. Выдать государственному заказчику - Федеральному Казенному Учреждению "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства", конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении открытого конкурса на право заключить контракт на проектные и изыскательские работы. Ремонт автомобильной дороги Р-216 Астрахань - Элиста - Страврополь на участке км 91+000 - км 105+048, Астраханская область (номер извещения: 0318100043417000013).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 22 марта 2017 г. N 62-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2017