Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 22 марта 2017 г. N 64-РЗ-04-17
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов Комиссии:
Умеровой Р.Р. ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Сердюкова А.Б. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя Администрации муниципального образования "Самосдельский сельсовет" Соляновой Ларисы Олеговны (доверенность N1 от 22.03.2017), в отсутствие представителей ООО "Перспектива" (надлежащим образом уведомлено), рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия Администрации муниципального образования "Самосдельский сельсовет" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту Дома Культуры по адресу Астраханская область, Камызякский район, с. Самосделка, улица Советская, д. 13 (номер извещения: 0125300011216000001) (редакция от 05.03.2017) (далее - Аукцион), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 02.03.2017 поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия Администрации муниципального образования "Самосдельский сельсовет" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту Дома Культуры по адресу Астраханская область, Камызякский район, с. Самосделка, улица Советская, д. 13 (номер извещения: 0125300011216000001) (редакция извещения и документации от 05.03.2017).
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения Аукциона, установила, что 31.12.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении Аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 21 293 000,00 руб. и документация о нем. В последующем, в данные документы Заказчиком были внесены изменения, последнее из которых- 05.03.2017.
На основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения доводов жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении электронного аукциона и документации о нем, включая обоснованность их положений в редакции, размещенной на официальном сайте 05.03.2017 (данная редакция является предметом жалобы).
По результатам внеплановой проверки Комиссия приходит к следующим выводам.
I. В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 33 в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Одним из правил описания объекта закупки является использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Заказчик в п. 2.1 раздела IV Описание объекта закупки (техническое задание) установил: "работы выполняются согласно требованиям строительных норм и правил (СНиП), ГОСТ, ТУ, ПУЭ, Технических регламентов, Правил, и иной нормативно-правовой документации, применяемой в области строительства, с использованием материалов, в соответствии с требованиями государственных стандартов".
Кроме того, в п.3.1 инструкции по подготовке заявки на участие в аукционе установлено: "при оформлении заявки участникам аукциона следует использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и ЧАСТЬ IV. "Описание объекта закупки" настоящей документации об электронном аукционе".
По мнению Заявителя, положения аукционной документации не позволяют определить, каким именно техническим регламентам, стандартам и иным документам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), должны соответствовать выполняемые работы.
Комиссия не соглашается с данным доводом ввиду следующего.
В пункте 2.1 аукционной документации указано: "Все работы должны быть выполнены в соответствии с техническими регламентами на ремонтно-строительные работы нормами и требованиями нормативных документов в области охраны труда и безопасности производства работ, а также требованиями соответствующих надзорных, контролирующих и инспектирующих органов, в том числе требованиями СНиП 12-03 2001 "Безопасность труда в строительстве", правила охраны труда, строительными нормами и правилами, правилами противопожарной безопасности (в соответствии с ПостановлениемПравительства РФ от 25.04.2012 г. N390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации")), СанПиН 2.2.3.1384-03 "Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ", ПТЭ и ПТБ электроустановок".
В пункте 2.3 аукционной документации определено, что "При выполнении работ Подрядчику необходимо руководствоваться:
СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве Часть 1. Общие требования";
СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве Часть 2. Строительное производство";
Сводом правил 48.13330.2011 "Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004";
Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Федеральным законом от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и другой нормативно-технической документацией действующей на территории Российской Федерации".
Ссылки на конкретные Стандарты содержатся и в Ведомости потребности в материалах, являющейся частью аукционной документации (например: "Трубы стальные квадратные (ГОСТ 8639-82) размером 20х20 мм, толщина стенки 2 мм").
При этом Комиссия отмечает, что приведенные в Ведомости потребности в материалах товары, используемые при выполнении работ, не сопровождаются подробными требованиями к их характеристикам, которые включены в соответствующие Стандарты и которые надлежит использовать участникам закупки при заполнении заявки на участие в аукционе, а в отношении большинства товаров не требуется предоставление конкретных показателей их характеристик в составе заявки.
II. Между тем, является обоснованным довод Заявителя о том, что Заказчик в проекте контракта не учел положения статьи 37 Закона о контрактной системе.
Так, частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.
В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 данного Федерального закона.
В силу частей 1 и 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) (часть 1). Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 указанной статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Заказчиком при формулировании условий проекта контракта не учтен случай, когда предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, и в этой связи не сформулировано надлежащим образом условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта, что Комиссия признает нарушением части 1 статьи 96 Закон о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика содержат состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Однако Комиссия признает необоснованным довод Заявителя о том, что пункты 14.1 и 14.9 проекта контракта устанавливают различные сроки действия обеспечения исполнения контракта.
Пункт 14.1 проекта контракта устанавливает срок действия банковской гарантии, предоставленной Заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта, тогда как пункт 14.9 проекта контракта - порядок и сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Поскольку выявленное нарушение не влияет на результат закупки, не влечет неправильное определение победителя аукциона, Комиссия не усматривает оснований для выдачи предписания об устранении нарушения.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия Администрации муниципального образования "Самосдельский сельсовет" при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту Дома Культуры по адресу Астраханская область, Камызякский район, с. Самосделка, улица Советская, д. 13 (номер извещения: 0125300011216000001) (редакция от 05.03.2017) обоснованной в части.
2. Признать заказчика Администрацию муниципального образования "Самосдельский Сельсовет" нарушившей часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту Дома Культуры по адресу Астраханская область, Камызякский район, с. Самосделка, улица Советская, д. 13 (номер извещения: 0125300011216000001) (редакция от 05.03.2017).
3. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.Б. Сердюков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 22 марта 2017 г. N 64-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2017