Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председатель комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
члены комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Федотова А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы Управления,
в отсутствие представителя ООО "ПРОФСЕРВИС", надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, в присутствии представителя Астраханской таможни Савинова А.К. (доверенность N21-70/1412 от 26.01.2017), рассмотрев жалобу ООО "ПРОФСЕРВИС" (119590, г. Москва, ул. Минская, д. 1Г, корп. 1. пом. XIV, комн. 1) на действия государственного заказчика Астраханской таможни (414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, 42) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по текущему ремонту источника бесперебойного питания (ИБП) NeuHaus, входящего в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения (СБГЭ) на объекте Астраханской таможни (номер извещения: 0325100011417000012), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России16.03.2017 поступила жалоба ООО "ПРОФСЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия Астраханской таможни (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по текущему ремонту источника бесперебойного питания (ИБП) NeuHaus, входящего в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения (СБГЭ) на объекте Астраханской таможни (номер извещения: 0325100011417000012) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены излишние требования к участникам закупки.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении аукциона и документации о нем, включая проверку законности положений этих извещения и документации.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнение представителя Заказчика и оценив его доводы, Комиссия установила, что 14.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0325100011417000012 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация).
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 575 000,00 руб.
Комиссия соглашается с доводом заявителя о том, что Заказчиком в аукционной документации установлены излишние требования к участникам закупки, по следующим основаниям.
Как следует из ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Заказчиком в техническом задании аукционной документации установлены следующие требования к участникам закупки: "Обязательно наличие у участника закупки копий документов, подтверждающих полномочия участника закупки проводить техническое обслуживание и ремонт ИБП (согласно требований гарантийного и постгарантийного обслуживания производителей оборудования "NeuHaus" и т.п.). Подтверждается сертификатами (копиями) специалистов участника закупки, выданными производителем ИБП или их официальными представителями на территории РФ, подтверждающими полномочия участника закупки проводить техническое обслуживание ИБП. Представляются Заказчику после заключения государственного контракта, но до начала производства работ. Подрядчик обязан до начала выполнения работ предоставить на согласование Заказчику список рабочего персонала, соответствующего установленным требованиям, а также следующие документы:
- копию лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений";
- копию лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования или ее территориальными органами, на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 2-4 класса опасности или копия договора с организацией, имеющей лицензию с приложением копии лицензии выданной данной организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования или ее территориальными органами, на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 2-4 класса опасности (основание для предоставления лицензии: Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности");
- копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, в соответствии с перечнем работ, на которые требуется свидетельство СРО, а именно: согласно приказу Министерства Регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства": п. 24 Пусконаладочные работы (пп. 24.4, 24.5, 24.8, 24.9), или копию договора с организацией, имеющей данное свидетельство;
- копии документов персонала (протоколы проверки знаний Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, допуски к работе в электроустановках напряжением до 1000 В, группа по электробезопасности не менее IV), прошедшего аттестацию, в целях выполнения положений приказов Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229 "Об утверждении правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ", от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" и других нормативных документов с приложением копий трудовых договоров или выписок из трудовых книжек".
Согласно информации, представленной Ассоциацией - Региональное отраслевое объединение работодателей саморегулируемая организация "Астраханские строители" в ответ на соответствующий запрос Астраханского УФАС России, для работ, являющихся предметом аукциона, не требуется свидетельство саморегулируемой организации.
Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление таких видов деятельности, как сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности.
Как следует из ч. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее Положение) лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются:
а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I - IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
в) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;
д) для работ по размещению отходов I - IV классов опасности - проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I - IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Согласно п. 1 Положения деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
В приложении указан следующий перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности: сбор отходов I класса опасности; сбор отходов II класса опасности; сбор отходов III класса опасности; сбор отходов IV класса опасности; транспортирование отходов I класса опасности; транспортирование отходов II класса опасности; транспортирование отходов III класса опасности; транспортирование отходов IV класса опасности; обработка отходов I класса опасности; обработка отходов II класса опасности; обработка отходов III класса опасности; обработка отходов IV класса опасности; утилизация отходов I класса опасности; утилизация отходов II класса опасности; утилизация отходов III класса опасности; утилизация отходов IV класса опасности; обезвреживание отходов I класса опасности; обезвреживание отходов II класса опасности; обезвреживание отходов III класса опасности; обезвреживание отходов IV класса опасности; размещение отходов I класса опасности; размещение отходов II класса опасности; размещение отходов III класса опасности; размещение отходов IV класса опасности.
Исходя из содержания технического задания аукционной документации от победителя аукциона не требуется осуществлять все виды деятельности по обращению с отходами (например, обезвреживание). В этой связи установление Заказчиком в аукционной документации требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 2-4 класса опасности или копии договора с организацией, имеющей такую лицензию, без конкретизации видов работ по обращению с отходами, которые должны быть включены в лицензию, не основано на положениях нормативных правовых актов, не отвечает целям удовлетворения потребностей заказчика и может повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом, требования Заказчика к победителю аукциона о наличии у него допуска СРО к работам, а также лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 2-4 класса опасности или копии договора с организацией, имеющей такую лицензию, без конкретизации видов работ по обращению с отходами, не соответствуют части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Предъявление Заказчиком требования о наличии у победителя аукциона сотрудников, имеющих полномочия проводить техническое обслуживание ИБП, Комиссия также расценивает как нарушение указанной нормы Закона о контрактной системе, запрещающей установление требований к трудовым ресурсам участника закупки.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Также Комиссия отмечает, что требование о наличии у победителя аукциона лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", обусловлено включением в объект закупки работ по текущему ремонту охранно-пожарной сигнализации.
Однако в объект закупки Заказчиком также включены и работы по текущему ремонту ИБП, которые технологически и функционально никак не связаны с работами по текущему ремонту охранно-пожарной сигнализации и выполнение которых не требует наличие каких-либо разрешительных документов от уполномоченных органов.
Таким образом, участники закупки, не имеющие вышеуказанной лицензии, лишены возможности принять участие в закупке.
Объединение заказчиком в одном объекте закупки указанных работ нарушает установленный статьей 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции, предполагающий запрет на совершение заказчиками любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенные Заказчиком нарушения являются существенными и оказывают влияние на субъектный состав закупки (что подтверждается, в том числе фактом поступления жалобы), Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
22.03.2017 Комиссией в составе: председателя комиссии Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление); членов комиссии: Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления, Федотова А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы Управления, в отсутствие представителя ООО "ПРОФСЕРВИС" надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, в присутствии представителя Астраханской таможни Савинова А.К. (доверенность N21-70/1412 от 26.01.2017) был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 15:00 23.03.2017. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение в том же составе в отсутствие представителя ООО "ПРОФСЕРВИС" надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела, в присутствии представителя Астраханской таможни Савинова А.К. (доверенность N21-70/1412 от 26.01.2017).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПРОФСЕРВИС" на действия Астраханской таможни при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по текущему ремонту источника бесперебойного питания (ИБП) NeuHaus, входящего в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения (СБГЭ) на объекте Астраханской таможни (номер извещения: 0325100011417000012) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Астраханской таможни нарушившей ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по текущему ремонту источника бесперебойного питания (ИБП) NeuHaus, входящего в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения (СБГЭ) на объекте Астраханской таможни (номер извещения: 0325100011417000012).
3. Выдать государственному заказчику Астраханской таможне предписание об устранении нарушений ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по текущему ремонту источника бесперебойного питания (ИБП) NeuHaus, входящего в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения (СБГЭ) на объекте Астраханской таможни (номер извещения: 0325100011417000012).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 23 марта 2017 г. N 67-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2017