Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21 марта 2017 г. N 04-01/78-2017
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>,
рассмотрев жалобу ООО "Стройтельство-21 век" (Тюменская область село Яр) (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН: 8901017526) при осуществлении закупки "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Стационар ПНД, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Ямальская, д. 38, в том числе ПИР" (извещение N 0190200000317000840http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили жалоба Заявителя на положения аукционной документации N 0190200000317000840.
По мнению Заявителя, описание объекта закупки не носит объективный характер, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе, а также установленные Заказчиком требования к материалам на выполнение работ по капитальному ремонту вводят в заблуждение участника закупки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено:
В рамках выполнения полномочий, установленных Законом о контрактной системе, Департамент государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа является юридическим лицом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных и муниципальных заказчиков Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Уполномоченный орган).
На основании заявки на осуществление закупки, поданной заказчиком государственное казенное учреждение "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа", в соответствии с регламентом взаимодействия Департамент государственного заказа Ямало-Ненецкого автономного округа и государственных и муниципальных заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), извещение о проведении электронного аукциона N 0190200000317000840 было опубликовано Уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://zakupki.gov.ru/ 27.02.2017 года.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона от 27.02.2017 N0190200000317000840:
Объект закупки - Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Стационар ПНД, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Ямальская, д. 38, в том числе ПИР".
Дата и время начала подачи заявок - 27.02.2017 15:51.
Дата и время окончания подачи заявок - 15.03.2017 09:00.
На дату окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе от потенциальных участников подана пять заявок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии представители Заказчика с доводами Заявителя не согласились и пояснили следующее.
Относительно довода Заявителя, что установленные требования к применяемому песку соответствуют только классу II по ГОСТ 8736-2014 не соответствуют действительности.
В приложении 1.3 (требование к материалам) аукционной документации установлены крайние значения "не более", то есть, в данный диапазон подпадают любые показатели, не превышающие установленные в соответствии ГОСТ 8736-2014 в указанный диапазон подпадают характеристики как песка I класса, так и II класса.
Выписка из ГОСТ 8736-2014 "_. 4.2.4. Содержание в песке зерен крупностью св. 10; 5 и менее 0,16 мм не должно превышать значений, указанных в таблице 3. Для песков, применяемых в составе асфальтобетонных смесей, содержание зерен менее 0,16 мм не нормируется.
Таблица 3
В процентах по массе
Класс песка |
Группа песка |
Содержание зерен крупностью |
||
Св. 10 мм |
Св. 5 мм |
Менее 0,16 мм |
||
I |
Повышенной крупности, крупный и средний |
0,5 |
5 |
5 |
Мелкий |
0,5 |
5 |
10 |
|
II |
Повышенной крупности |
5 |
20 |
10 |
Крупный и средний |
5 |
15 |
15 |
|
Мелкий и очень мелкий |
0,5 |
10 |
20 |
|
Тонкий и очень тонкий |
Не допускается |
Не нормируется |
4.2.5. Содержание в песке пылевидных и глинистых частиц, а также глины в комках не должно превышать значений, указанных в таблице 4.
Таблица 4
В процентах по массе
Класс песка |
Группа песка |
Содержание пылевидных и глинистых частиц |
Содержание глины в комках |
I |
Повышенной крупности, крупный и средний |
2 |
0,25 |
Мелкий |
3 |
0,35 |
|
II |
Повышенной крупности, крупный и средний |
3 |
0,5 |
Мелкий и очень мелкий |
5 |
0,5 |
|
Тонкий и очень тонкий |
10 |
1,0 |
|
Примечание. Содержание пылевидных и глинистых частиц в очень мелком песке класса II по согласованию с потребителем допускается до 7% по массе. |
Относительно довода Заявителя, что Заказчик указав в требованиях к материалам словосочетание "Плотность в сухом состоянии - по ГОСТ 409-77" вводит в заблуждение участника закупки, так как формулировка требований не подлежит однозначному толкованию является сугубо личным мнением Заявителя, так как он не подкреплен требованиями действующего законодательства и не указана, какая именно норма закона нарушена.
Более того, в инструкции по заполнению заявки установлено, что все товары, применяемые при выполнении работ (строительные материалы), должны соответствовать нормативным документам Российской Федерации.
Заявитель указывает, что трубопровод как самостоятельный вид товара не существует. Однако нигде в приложении 1.3. (требование к материалам) аукционной документации не приводятся конкретные характеристики трубопровода, и, соответственно, не утверждается что он является отдельным видом товара. Вместе с тем, необходимо отметить, что в пункте 12 приложения 1.3. (требование к материалам) аукционной документации установлены требования к трубам стальным, из которых должны быть монтированы трубопроводы. Более того, ГОСТ 10704-91, указанный в требованиях к материалам устанавливает требования к трубам стальным электросварным прямошовным.
Утверждение Заявителя о том, что Заказчик не прописал условие о том, как действовать участнику закупки если в документации установлено требование о соответствии товара требованиям не действующего ГОСТа является не соответствующим действительности в виду следующих обстоятельств.
На странице 3 приложения 1.3. (требование к материалам) аукционной документации имеется Инструкция по заполнению заявки участником закупки по товарам, используемых при оказании услуг. В частности установлено: "Все товары, применяемые при выполнении работ (строительные материалы), должны строго соответствовать нормативным документам Российской Федерации. В качестве редакции нормативных правовых документов следует использовать их последние редакции. Все применяемые материалы должны соответствовать действующим редакциям нормативных документов".
Относительно довода Заявителя о том, что установлены требования к химическому составу, компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Предметом закупки является выполнение работ с применением строительных материалов/товаров.
Из смысла положений статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), а также Заказчик описывает те характеристики которые ему необходимы и требуются, таким образом, в инструкции по заполнению Заказчиком указано, что показатели химического состава, температуры, влажности при составлении заявки конкретизировать не нужно.
Относительно довода Заявителя о том, что Заказчик ссылается на несуществующий ГОСТ 6887-77, а также на прекративший действие документ ГЭСН-2001-21.
В Приложении N 1.3. к Потребности (Требования к товарам (материалам) применяемым при выполнении работ по капитальному ремонту объекта: "Стационар ПНД, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Ямальская, д. 38, в том числе ПИР") указана инструкция по заполнению заявки участником закупки по товарам, используемым при оказании услуг.
В инструкции указано следующее:
"Все товары, применяемые при выполнении работ (строительные материалы), должны строго соответствовать нормативным документам Российской Федерации. В качестве редакции нормативных правовых документов следует использовать их последние редакции. Все применяемые материалы должны соответствовать действующим редакциям нормативных документов..."
Кроме того, в проекте государственного контракта предусмотрена обязанность Подрядчика выполнить работы в соответствии с требованиями ГОСТ:
"1.3. Подрядчик гарантирует выполнение работ и поставку материала по Контракту в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ, приказа Минэкономразвития России N229 от 04.06.2010 года, СНиП, ГОСТ и технических регламентов".
Относительно довода Заявителя о том, что инструкция по заполнению заявки участником закупки по товарам, используемым при оказании услуг вводит участников закупки в заблуждение.
В письме ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано, что :
"_В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами)_"
В соответствии с указанными выше требованиями Заказчиком было указано в инструкции:
"Если в документации установлено требование о соответствии данного товара требованиям действующих ГОСТов, нормативной документации, то предложенный товар должен соответствовать как требованиям ГОСТ (как исходному, на который в документации имеется конкретное указание, так и сопутствующим ГОСТ, на которые имеются ссылки в исходном ГОСТ), так и требованиям документации...".
Относительно довода Заявителя о том, что требования к заполнению первой части заявки в инструкции по заполнению заявки участником закупки по товарам, используемым при оказании услуг составлены в хаотичном порядке, в связи с чем Заявитель считает, что адекватно и правильно заполнить первую часть невозможно.
Для того чтобы успешно заполнить первую часть заявки необходимо внимательно изучить аукционную документацию и найти инструкцию по заполнению заявки.
Также, в соответствии со ст. 65 Закона о контрактной системе установлено: "Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику". Такое же условие содержится в инструкции по подготовке заявки на участие в электронном аукционе.
Кроме того, Комиссия отмечает, что размещение заказа в ЕИС было осуществлено - 27.02.2017 г.
На дату окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе от потенциальных участников подано пять заявок.
Однако, по состоянию на 17.03.2017 г. вопроса о даче разъяснений в части требований к заполнению первой части заявки не поступало.
Относительно довода Заявителя о том, что аукционной документацией и проектом государственного контракта установлено требование о проведении Подрядчиком проектно-изыскательских работ необоснованны в силу следующего.
В составе аукционной документации уже содержится вся необходимая проектная документация. В связи с чем, выполнение работ по разработке проектной документации от Подрядчика не требуется.
Также, довод Заявителя о том, что пункт 4.3. государственного контракта противоречив необоснованны, Заявитель утверждает, что Подрядчик должен разработать проектную документацию самостоятельно.
Однако, согласно пункту 6.2.1. государственного контракта указана обязанность Заказчика передать Подрядчику проектную документацию:
"6.2. Государственный заказчик обязуется:
6.2.1.В течение 2 (двух) календарных дней, с момента заключения государственного контракта передать Подрядчику объект капитального ремонта по Акту приема-передачи объекта для производства работ по капитальному ремонту и проектную документацию по объекту".
Между тем, Комиссия обращает внимание на то, что частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку заявитель предполагают, что утвержденная документация ущемляет его права и законные интересы, положение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
Более того, необходимо иметь в виду, что установление в аукционной документации нарушения положений Закона о контрактной системе и выдача соответствующего предписания об устранении допущенных нарушений должно повлечь за собой восстановление нарушенных прав и законных интересов подателя жалобы, между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки.
Таким образом, отсутствует факт нарушения прав и законных интересов заявителя, а заявителем может быть только лицо, чьи права и законные интересы нарушены.
Таким образом, доводы жалобы ООО "Стройтельство-21 век" относительно того, что действия заказчика при осуществлении закупки N 0190200000317000840 не правомерны и необоснованны, нарушают законные интересы участников закупки, в том числе Заявителя, а также приводят к ограничению доступа к участию в аукционе, не нашли своего подтверждения.
При вышеизложенных обстоятельствах Комиссия контрольного органа приходит к выводу, об отсутствии в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО "Стройтельство-21 век" (Тюменская область село Яр) на действия Заказчика - ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" (ИНН: 8901017526) при осуществлении закупки "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Стационар ПНД, расположенный по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Ямальская, д. 38, в том числе ПИР" (извещение N 0190200000317000840http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) необоснованной.
Председатель Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21 марта 2017 г. N 04-01/78-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2017