Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 21 марта 2017 г. N 439
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
- Ромашовой Ю.Н. |
- |
представителя УФСИН России по Кировской области (доверенность от 20.03.2017 N 44/ТО), |
- Матвеевой С.В. |
- |
представителя УФСИН России по Кировской области (доверенность от 20.03.2017 N 44/ТО), |
рассмотрев жалобу с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс РУСЬ" (далее - ООО "АПК РУСЬ", заявитель) на действия единой комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кировской области (далее также - УФСИН России по Кировской области, единая комиссия) при определении поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку товара для обеспечения государственных нужд в рамках государственного оборонного заказа,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "АПК РУСЬ" на действия единой комиссии при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на поставку масла сладко-сливочного несоленого в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0140100006317000025 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, единая комиссия заказчика при проведении электронного аукциона неправомерно признала заявку заявителя не соответствующей аукционной документации, что не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО "АПК РУСЬ" при рассмотрении жалобы не присутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Представители УФСИН России по Кировской области, присутствовавшие на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "АПК РУСЬ" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа, заслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 15.02.2017 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку масла сладко-сливочного несоленого в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0140100006317000025 и документация об электронном аукционе.
Государственным заказчиком данной закупки выступает УФСИН России по Кировской области.
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 263 300, 00 рублей.
Источник финансирования - средства Федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа.
2) Согласно пункту 2) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочего, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронных аукционах, среди которых, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона, или копии этих документов (пункт 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе);
При этом согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 названной статьи документов и информации, не допускается.
Запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств правомерно установлен заказчиком в пункте 28 извещения, а также в пункте 38 документации об аукционе.
Поскольку Постановление N 9 не содержит перечня документов, подтверждающих соответствие участника и предлагаемых им товаров (работ, услуг) установленному Постановлением N 9 запрету на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа. Предоставление каких - либо документов не требуется. Представление участником закупки в составе заявки прочих документов, что поставляемый для нужд обороны страны и безопасности государства товар, не происходит из иностранных государств также не требуется. То есть, требовать в составе второй части заявки какие-либо документы, подтверждающие соответствие названным запретам, незаконно.
Кроме того, факт подачи участником заявки на участие в закупке может являться согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия, установленным в документации о закупке требованиям в части запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства.
Между тем Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в документации содержится неправомерное требование об обязательном предоставлении участником аукциона документов или копий документов, подтверждающих страну происхождения товара в качестве названных документов (на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России представители заказчика также подтвердили позицию относительно обязательного предоставления каких-либо документов (за исключением декларации о соответствии за собственной подписью, в которой указано, что поставляемый товар произведен в Российской Федерации или в государствах-членах Евразийского экономического союза, не является допустимым документом, позволяющим идентифицировать товар, как происходящий с территории определенного географического объекта)), подтверждающих соответствие названному запрету (пункт 28 извещения, а также в пункт 38 документации об аукционе).
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку данное требование к составу заявки приводит к ограничению количества участников, о чем свидетельствует факт снятия с торгов заявителя.
3) 07.03.2017 единой комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 07.03.2017 N0140100006317000025-1.
В соответствии с протоколом от 07.03.2017 N0140100006317000025-1 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (06.03.2017 17:00) поступила 21 заявка на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены порядковые номера. Согласно данному протоколу 3 заявки отозваны, остальные участники закупки, подавшие заявки на участие в аукционе допущены к участию в электронном аукционе.
10.03.2017 состоялся аукцион, по результатам которого составлен соответствующий протокол.
Рассмотрение вторых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме состоялось 13.03.2017. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе подведения итогов электронного аукциона от 13.03.2017 N0140100006317000025-3.
В соответствии с протоколом от 13.03.2017 N0140100006317000025-3 заявка ООО "АПК РУСЬ" признана несоответствующей требованиям документации об аукционе в электронной форме по следующему основанию: "В соответствии с п.1 ч.6 ст. 69 Закона о контрактной системе - непредставления документов и информации, которые предусмотрены ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе. А именно: в нарушение п.6 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе, п. 1 пп.6 (вторая часть заявки) документации об электронном аукционе 0140100006317000025 от 15.02.2017 в заявке участника отсутствуют документы, подтверждающие соответствие предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов. В составе второй части заявки участника аукциона не представлены документы или копии документов, подтверждающих страну происхождения товара".
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что заявка на участие в электронном аукционе содержит декларацию, свидетельствующую, что предлагаемый к поставке товар имеет Российское происхождение в соответствии с приказом Минэкономразвития России N 155 от 25.03.2015.
На основании части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 названного Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
- непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 названного Федерального закона, среди которых документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона, или копии этих документов;
- несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
Из анализа второй частей заявки ООО "АПК РУСЬ" (порядковый номер заявки 12), и документов, направленных оператору электронной площадки следует, что участником представлены все необходимые документы и информация, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Однако, как установлено Комиссией Нижегородского УФАС России, в нарушение требований документации, участником не представлены надлежащие документы, подтверждающие соответствие названным запретам, в то время как в соответствии с документацией такое требование установлено, что является безусловным основанием для признания заявки несоответствующей требованиям документации.
Из изложенного следует, что, признав заявку под порядковым номером 12 (ООО "АПК РУСЬ") несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе, несмотря на неправомерность рассматриваемого требования документации (о предоставлении участником документов, подтверждающих соответствие предлагаемого им товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов), единая комиссия УФСИН России по Кировской области требований Закона о контрактной системе в сфере закупок не нарушила, поскольку при принятии решения руководствовалась положениями документации об электронном аукционе. При этом отклонение заявки по рассматриваемому основанию само по себе является неправомерным.
Кроме того, Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что закупка осуществляется за счет средств Федерального бюджета в рамках государственного оборонного заказа.
Между тем заявитель в своей жалобе ссылается на нормативно-правовые акты, не относящиеся к сфере регулирования Законодательства о контрактной системе в рамках государственного оборонного заказа.
С учетом изложенного жалоба ООО "АПК РУСЬ" признается необоснованной.
По аналогичному основанию, среди прочего, признана несоответствующей требованиям документации заявка под порядковым номером 9 (Общество с ограниченной ответственностью "Волгомолоко".
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные заказчиком, повлияли на результаты электронного аукциона и могут быть устранены путем повторного рассмотрения вторых частей заявок, в связи с чем существует необходимость выдать предписание УФСИН России по Кировской области, его единой комиссии и оператору электронной площадки об устранении допущенных нарушений, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, её членов, должностного лица контрактной службы, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа,
решила:
1. Признать жалобу ООО "АПК РУСЬ" на действия УФСИН России по Кировской области при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку масла сладко-сливочного несоленого в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0140100006317000025, необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, единой комиссии и оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Направить материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Н.В. Балабина
Е.А. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 21 марта 2017 г. N 439
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2017