Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 23 марта 2017 г. N 440
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа в составе:
- Кирьякова С.Е. |
- |
заместитель председателя комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Балабина Н.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
при участии: |
|
|
- Харитонова Г.М. |
- |
директора ООО ФК "ФАРМЭКСПРЕСС", |
- Тарасова Д.В. |
- |
представителя ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области (доверенность N 1 от 09.01.2017), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью ФК "ФАРМЭКСПРЕСС" (далее также - ООО ФК "ФАРМЭКСПРЕСС", заявитель) на действия Федерального казенного учреждением "Исправительная колония N 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (далее также - ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области, заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку товара для обеспечения государственных нужд в рамках государственного оборонного заказа,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО ФК "ФАРМЭКСПРЕСС" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку сухих молочных смесей для кормления детей с рождения в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0332100000817000021.
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Директор ООО ФК "ФАРМЭКСПРЕСС" присутствовавший на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России позицию и требования, изложенные в жалобе, поддержал в полном объёме.
Представитель ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области, присутствовавший на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе заявителя относительно нарушения порядка предоставления разъяснений документации об электронном аукционе, согласился. С остальными доводам жалобы представитель ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области не согласился, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признал, считает жалобу ООО ФК "ФАРМЭКСПРЕСС" (в остальной части) необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, заслушав доводы лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 09.03.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке www.sberbank-ast.ru размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право на поставку сухих молочных смесей для кормления детей с рождения в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0332100000817000021, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Предметом контракта является поставка сухих молочных смесей для кормления детей с рождения в рамках государственного оборонного заказа с начальной (максимальной) ценой контракта 1 061 598,67 рублей.
2) В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона.
Требования к участникам закупки определены в пункте 6 документации об электронном аукционе.
Между тем в документации об электронном аукционе отсутствует обязательное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Кроме того, требование к участнику закупки, установленное в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в документации о закупке изложено в недействующей редакции.
Таким образом, заказчиком нарушены положения части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3) Согласно пункту 4) статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, среди прочего информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с названным Федеральным законом.
Кроме того согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе что документация об электронном должна содержать, среди прочего, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" установлено, что головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
Между тем Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что заказчиком в нарушение вышеприведенных норм данное ограничение в извещении об осуществлении закупки и документации об электронном аукционе неправомерно не установлено.
3) Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Описание объекта закупки, требования к характеристикам поставляемого товара определено в пункте 26 Информационной карты электронного аукциона, Приложении N 1 к государственному контракту.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено что по позиции "Сухая молочная смесь для питания детей с рождения до 6 месяцев, в количестве 335 кг" в аукционной документации отсутствует надлежащие показатели по характеристике "линолевая кислота омега - 6".Так, в документации указано: "линолевая кислота омега - 6 не 0,7г.", что не позволяет участникам определить потребность заказчика и надлежащим образом заполнить заявку по названному показателю.
Изложенное свидетельствует об отсутствии объективности описания объекта закупки в данной части и нарушает требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок
Кроме того заказчиком установлено требование к упаковке предполагаемого товара, а именно: "герметичная упаковка (железная банка)", вместе с тем представителем заказчика, пояснено, что фактически их потребностям соответствует товар в любой герметичной упаковке. Включение в описании объекта закупки указания на требование к упаковке, как пояснено представителем заказчика, указаны как пример.
Таким образом, установление требования к товару (упаковке) изложенным в документации образом влечет за собой ограничение количества участников закупки, что установлено при рассмотрении жалобы (так, данному требованию соответствует только сухая молочная смесь NAN) доказательств обратного представителем заказчика не представлено. Изложенное также свидетельствует о нарушении требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с изложенным жалоба ООО ФК "ФАРМЭКСПРЕСС" в указанной части признаётся обоснованной.
4) Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 названной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пунктах 7 и 7.1 раздела 26 информационной карты документации об электронном аукционе заказчиком определены даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации (дата начала: 09.03.2017, дата окончания: 13.03.2017).
Согласно Извещению о проведении указанного электронного аукциона дата и время окончания подачи заявок - 16.03.2017 10:00.
ООО ФК "ФАРМЭКСПРЕСС" направлен запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе оператору электронной площадки 10.03.2017 14:48 (также 10.03.2017 13:41 иным участником направлен запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе оператору электронной площадки) (что подтверждается сведениями, представленными оператором электронной площадки), которые переданы заказчику в установленные действующим законодательством сроки.
В соответствии с названным запросом заявитель просил разъяснить, чем обусловлено при сравнимых количествах необходимых товаров и сравнимых требованиях и условиях к их поставке, согласно положений контракта, а следовательно, при сравнимых условиях складского хранения этих товаров Заказчиком и условиях их дальнейшего использования им требование к материалу упаковки продукта "Сухая молочная смесь для питания детей с рождения до 6 месяцев" - герметичная упаковка (железная банка) - в сравнении с требованием к материалу упаковки продукта "Сухая молочная смесь антирефлюкс" - железная или бумажная упаковка. Подразумевает ли такое требование, что необходимым и достаточным условием, описывающим требования Заказчика к упаковке товара, является соблюдение требования герметичности упаковки поставляемого продукта (для обоих затребованных к поставке продуктов), а слова "железная банка" и "железная или бумажная упаковка" являются примерами видов такой герметичной упаковки.
Иной участник просил привести техническое задание в соответствие с нормами N44-ФЗ и техническим регламентом Таможенного союза 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции".
Однако заказчик разместил единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе лишь 23.03.2017 вместо 13.03.2017, что свидетельствует о нарушении ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы ООО ФК "ФАРМЭКСПРЕСС" в рассматриваемой части.
5) Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок размещенные в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе фактически изменяют ее суть (в части требований к упаковке).
20.03.2017 состоялась процедура рассмотрения первых частей заявок, результаты которой зафиксированы в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 20.03.2017 N0332100000817000021-1.
6) При этом частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что указанный в части 6 названной статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Как установлено Комиссией Нижегородского УФАС России, протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 20.03.2017 N0332100000817000021-1 направлен оператору электронной площадки и размещен на официальном сайте с нарушением установленного Законом о контрактной системе срока, а именно 23.03.2017, в то время как дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 17.03.2017 .
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
7) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, допущенные заказчиком нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, являются существенными, устранение которых возможно в данном случае только путем внесения изменений в извещение и документацию электронного аукциона на поставку сухих молочных смесей для кормления детей с рождения в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0332100000817000021.
В связи с этим существует необходимость выдачи соответствующего предписания заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки, на которой проведен рассматриваемый электронный аукцион (ЗАО "Сбербанк-АСТ").
С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок за счёт средств государственного оборонного заказа
решила:
1. Признать жалобу ООО ФК "ФАРМЭКСПРЕСС" на действия ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Нижегородской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку сухих молочных смесей для кормления детей с рождения в рамках государственного оборонного заказа, номер извещения 0332100000817000021, обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33, статьи 42, частей 1 и 3 статьи 64, частей 4 и 5 статьи 65, части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки (ЗАО "Сбербанк-АСТ") предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1.4 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии С.Е. Кирьякова
Члены комиссии Н.В. Балабина
Д.В. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 23 марта 2017 г. N 440
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2017