Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 марта 2017 г. N 06-193/17т
изготовлено в полном объеме 24 марта 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Сахааквасервис" (далее - ООО "Сахааквасервис", Общество, заявитель): Попов В.И., Прокопьев Т.В. (представители по доверенности);
от котировочной комиссии, заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Сунтарская центральная районная больница" (далее - котировочная комиссия, заказчик, ГБУ РС(Я) "Сунтарская ЦРБ"): не явились, извещены, представлено письменное пояснение,,
рассмотрев жалобу ООО "Сахааквасервис" на действия котировочной комиссии заказчика ГБУ РС(Я) "Сунтарская ЦРБ" при проведении запроса котировок на оказание услуг по вывозу жидко-бытовых отходов (извещение N 0316300126117000010), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
14 марта 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Сахааквасервис" на действия котировочной комиссии заказчика ГБУ РС(Я) "Сунтарская ЦРБ" при проведении запроса котировок на оказание услуг по вывозу жидко-бытовых отходов (извещение N 0316300126117000010).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте котировочной информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 21 марта 2017 года в 16 часов 00 минут.
До рассмотрения дела возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В ходе рассмотрения дела представители ООО "Сахааквасервис" пояснили, что котировочная комиссия неправомерно признала заявку участник закупки ООО "Жилищно-коммунальный сервис" соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок, поскольку у данного участника закупки отсутствует лицензия, позволяющая оказать услуги по вывозу жидко-бытовых отходов.
Из пояснений ГБУ РС(Я) "Сунтарская ЦРБ" следует, что лицензия на оказание услуг по вывозу жидко-бытовых отходов в данном случае не требуется, вместе с тем, ООО "Жилищно-коммунальный сервис" в составе котировочной заявки представлена бессрочная лицензия от 19.01.2012 года серия 14 N 00080 на осуществление деятельности по сбору отходов I-IV класса опасности.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.02.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 405 900,00 рублей;
4) на участие в запросе котировок подано 2 заявки от участников закупки;
5) все заявки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу ООО "Сахааквасервис" необоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 13.03.2017 года NП1 заявка ООО "Жилищно-коммунальный сервис" признана соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок, в связи с чем участник закупки ООО "Жилищно-коммунальный сервис" признан победителем запроса котировок.
По мнению заявителя, у данного участника закупки отсутствует лицензия, позволяющая оказать услуги по вывозу жидко-бытовых отходов, в связи с чем, котировочная комиссия неправомерно признала заявку ООО "Жилищно-коммунальный сервис" соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок.
Материалами дела установлено, что ООО "Жилищно-коммунальный сервис" в составе котировочной заявки представлена бессрочная лицензия от 19.01.2012 года серия 14 N 00080 на осуществление деятельности по сбору отходов I-IV класса опасности.
Между тем, Комиссия указывает заявителю на следующее.
Предметом закупки является оказание услуг по вывозу жидко-бытовых отходов для нужд ГБУ РС(Я) "Сунтарская ЦРБ".
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Понятие "медицинские отходы" установлено в части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ): медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
В части 2 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Частью 3 статьи 49 вышеуказанного Федерального закона определено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Классификация медицинских отходов и характеристика их морфологического состава представлены в разделе II СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), предназначенных для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Из СанПиН 2.1.7.2790-10 следует, что все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам.
Частью 2 статьи 2 Закона N 89-ФЗ установлено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Регулирование осуществления лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона N 99-ФЗ).
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062) устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Отходы с неустановленными классами опасности вышеуказанным порядком лицензирования не регулируются.
Исходя из изложенного, отношения в области обращения с медицинскими отходами не подлежат регулированию Законом N 89-ФЗ и Законом N 99-ФЗ.
Таким образом, разработка паспортов отходов I-IV классов опасности, нормирование, а также лицензирование медицинских отходов не требуется.
Аналогичная позиция отражена в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования N АА-03-04-36/6554 от 22 апреля 2015 года, письме Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) N 07-18/4291 от 30.08.2016 года.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В пункте 5 "Подтверждение правомочности участника закупки" извещения о проведении запроса котировок указано: "наличие действующих лицензий". При этом поскольку отсутствует конкретное указание на осуществление какой именно деятельности участники закупки должны обладать лицензией, Комиссия приходит к выводу, что соответствующее требование заказчиком не установлено.
Вместе с тем, как установлено выше, разработка паспортов отходов I-IV классов опасности, нормирование, а также лицензирование медицинских отходов не требуется
Таким образом, некорректное требование пункта 5 "Подтверждение правомочности участника закупки" извещения о проведении запроса котировок нарушает пункт 1 части 1 статьи 73, пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 2 статьи 73 Закона о контрактной системе в сфере закупок к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Материалами дела установлено, что в проекте контракта отсутствует обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
При этом из письменных пояснений заказчика следует, что пункт 3.1. проекта контракта в соответствии с требованиями указанной нормы Закона N 44-ФЗ должен содержать следующее: "Сдача услуг исполнителем и их приемка заказчиком с оформлением акта оказанных услуг осуществляется в течении 5 дней с момента извещения исполнителем заказчика об окончании оказания услуг в письменной форме. Заказчик уведомляет исполнителя о составлении акта оказанных услуг, который должен быть подписан сторонами в течении 5 дней с момента его составления".
4. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В пункте 9.1 "Срок действия контракта" проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу с момента подписания сторонами и действует 02.03.2017 года.
При этом согласно пункту 1.2. проекта контракта срок оказания услуг: с момента подписания контракта по заявке Заказчика до 31 декабря 2017 года.
Таким образом, заказчиком нарушена часть 1 статьи 34, часть 2 статьи 73 Закона о контрактной системе в части указания в проекте контракта некорректного окончания срока действия контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Сахааквасервис" на действия котировочной комиссии заказчика ГБУ РС(Я) "Сунтарская ЦРБ" при проведении запроса котировок на оказание услуг по вывозу жидко-бытовых отходов (извещение N 0316300126117000010) необоснованной.
2. Признать ГБУ РС(Я) "Сунтарская ЦРБ" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 73, пункт 1 части 1 статьи 31, часть 13 статьи 34, часть 1 статьи 34, часть 2 статьи 73 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать ГБУ РС(Я) "Сунтарская ЦРБ" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии: Т.А. Нанова
Члены комиссии: В.А. Данилова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 марта 2017 г. N 06-193/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2017