Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 марта 2017 г. N 07-24-2398эп/17
Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление)
рассмотрев жалобу ИП Черняка Георгия Евгеньевича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного казенного учреждения "Санаторий "Москвич" Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ГУП "Агентство по государственному заказу РТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение текущего ремонта 1 этажа корпуса N11 ФГКУ "Санаторий "Москвич" ФСБ России" (извещение N 0348100016217000005 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион)и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены Заказчиком, утвердившим документацию об Аукционе, несоответствующую требованиям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчикас доводами Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено на Официальном сайте - 20.02.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 453 678,07 рублей;
3) дата и время окончания подачи заявок - 18.03.201708:00;
4) дата проведения Аукциона - 27.03.2017;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 24.03.2017.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
1) Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требования к товарам, противоречащие установленным ГОСТ.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что Заказчиком установлены в том числе требования к товару"Умывальник" с требованиями"Сорт 1. Посечки Допускаются общей длиной не более 20 мм. Плешинки общей площадью не более 3 см2. Выплавки Допускаются диаметром до 2* мм не более 3 шт. Вскипание глазури Допускается общей площадью не более 3 см2. Откол Допускается на ребрах, прилегающих к стене, глубиной не более 2 мм. Мушки Не более 8 штук. Пятна Допускаются малозаметные. Волнистость Присутствуют; отсутствуют. Остеклованные место Общей площадью не более 3 см2. Прыщи и пузыри. Допускаются диаметром до 2* мм не более 4 шт.".
При этом, согласно таблице 1 ГОСТ 15167-93 "Изделия санитарные керамические. Общие технические условия" умывальники 1 сорта не должны иметь следующих дефектов плешин, посечек, выплавок, отколов, вскипания глазури, пятен, волнистости, прыщей и пузырей. Мушки у умывальников 1 сорта допускаются не более 2 штук, остеклованные места допускаются общей площадью не более 0,25 см2.
Следовательно, Заказчиком установлены требования к товару "Умывальник" не соответствующие ГОСТ.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссией установлено, что в инструкции по заполнению заявок установлено "все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.: ГОСТ 6456-82, ГОСТ 12172-74, ГОСТ 14759-69, ГОСТ 14760-69, ГОСТ 25717-83, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 5089-2011, ГОСТ 30493-96, ГОСТ 15167-93, ГОСТ 23289-94, ГОСТ 15062-83, ГОСТ 21485-94, ГОСТ 6825-91, ГОСТ Р 50345-2010, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 125-79, ГОСТ Р 55149-2012, ГОСТ Р 53325-2012, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 28196-89".
При этом, установленное Заказчиком в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе требование о соответствии товаров ГОСТам не позволяет сопоставить ГОСТ к товару при заполнении заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащим образом инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3) Согласно доводу жалобы Заявителя, в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе в том числе для товара"Шкурка шлифовальная на тканевой основе" установлены требования к ширине шкурки, углу наклона рельефа, ширине наклона рельефа, шагу элементов рельефа, марке используемой бумаги, виду и марке шлифматериала, окраске связки, рельефу; суммарной площади морщин, складок, участков без абразивных зерен, залитой связкой; ширине кромки с дефектами; неравномерности толщины, прочности на разрыв шлифовальной шкурки в продольном и поперечном направлении; коэффициенту нанесения шлифматериала; исполнению рельефного рабочего слоя; влажности; приведенному износу; режущей способности данного расходного материала.
При этом, данный материал является расходным материалом, не остается у Заказчика и служит для производства работ.
Кроме того, объектом закупки является выполнение текущего ремонта 1 этажа корпуса N11 ФГКУ "Санаторий "Москвич" ФСБ России".
Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком установлены излишние требования к товарам.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4) Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товарам, значения которых возможно узнать в результате проведения испытаний.
Изучив документацию об Аукционе Комиссия установила, что в приложении N 1 к техническом заданию документации об Аукционе для товара "Клей" установлены в том числе такие характеристика как"Массовая доля сухого остатка от 10* до 17* %. Предел прочности клеевого соединения при сдвиге при 293, 333, 353, 423, 473 К не менее 9,8 (100) МПа (кгс/см2). Разрушающая нагрузка при сдвиге при 20, 60, 80, 150, 200 °С от 2 кН. Длина и ширина нахлестки (при сдвиге) не более 20 мм. Масса клея до и после сушки не менее 0,1 г. Модуль нормальной упругости клея при 293К от 6,8 МПа. Изгиб клеевой пленки после отверждения не более 3 мм. Предел прочности при отрыве (при 20 °С) до 0,9 МПа. Разрушающая нагрузка при отрыве от 5 кН. Диаметр склеивания (при отрыве) не менее 25 см. Марка материала используемого при испытании клея 30ХГСА; Х18Н9Т; Д16; твёрдые породы дерева Значение модуля сдвига клея при 473К от 1,9 МПа".
В пункте 12 приложения N 1 к техническом заданию документации об Аукционе для товара"Раствор" Заказчиком установлены требования к составным частям данного материала:
"- характеристика портландцемента, входящего в состав раствора (марка; содержание активных минеральных добавок в цементе; группа по эффективности пропаривания; содержание доменных гранулированных и электротермофосфорных шлаков; Содержание добавок осадочного происхождения, кроме глиежа; содержание прочих активных добавок, включая глиеж; предел прочности при сжатии и изгибе в возрасте 28 суток; предел прочности при сжатии после пропаривания);
- характеристика гипсовых вяжущих, входящих в состав раствора (вид по степени помола, срок схватывания, максимальный остаток на сите с размерами ячеек в свету 0,2 мм, предел прочности образцов-балочек размерами 40х40х160 мм в возрасте 2 часов при сжатии и при изгибе);
- характеристика извести, входящей в состав раствора (вид по времени гашения, по содержанию и сорт извести, время гашения извести, содержание гидратной воды, содержание непогасившихся зерен);
- а также к средней плотности затвердевших растворов в проектном возрасте".
Аналогичным образом нарушения допущены в ряде других товаров в части установления избыточных требований к показателям товаров, а также установления показателей различных размеров, не предусмотренных инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе.
Согласно инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе участникам закупки необходимо дать конкретные показатели материалов, используемых при оказании услуг.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров, указанных в техническом задании документации об Аукционе, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров.
Комиссия пришла к выводу об обоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Черняка Георгия Евгеньевича обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 23.03.2017 N 07-24-2398эп/17 соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 марта 2017 г. N 07-24-2398эп/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2017