Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 января 2014 г. N 06-24/14т
изготовлено в полном объеме 03 февраля 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее также - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии,
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителей:
общества с ограниченной ответственностью "ТСК+" (далее по тексту - ООО "ТСК+"): Субурусский С.В. (представитель по доверенности),
общества с ограниченной ответственностью "Саха стройпрогресс" (далее - ООО "Саха стройпрогресс"): Соркомов Д.С. (генеральный директор),
общества с ограниченной ответственностью "Строительное предприятие "Стандарт" (далее - ООО "Строительное предприятие "Стандарт"): Евлоев Р.Х. (генеральный директор),
от уполномоченного органа - Нерюнгринской районной администрации МО "Нерюнгринский улус" Республики Саха (Якутия) (далее - уполномочены орган, Единая комиссия, Администрация): ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
от муниципального заказчика - Муниципального учреждения Центра развития физической культуры и спорта Нерюнгринского района Крытый стадион "Горняк" (далее - заказчик): ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя,
рассмотрев жалобы ООО "ТСК+", ООО "Саха стройпрогресс", ООО "Строительное предприятие "Стандарт" на действие Единой комиссии уполномоченного органа Нерюнгринской районной администрации при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ (извещение N 0116300003613000187), проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о размещении заказов, Закон N 94-ФЗ) внеплановую проверку размещения заказа, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012,
у с т а н о в и л а:
22, 27, 29 января 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили соответственно жалобы ООО "ТСК+", ООО "Саха стройпрогресс", ООО "Строительное предприятие "Стандарт" на действия Единой комиссии уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ (извещение N 0116300003613000187).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) вышеуказанные жалобы приняты к рассмотрению, на официальном сайте Российской Федерации размещена информация о поступлении, времени и месте их рассмотрения (29 января 2014 года в 15 часов 00 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)).
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя ООО "ТСК+" поддержал жалобу в полном объеме и пояснил следующее.
По мнению ООО "ТСК+", Единая комиссия неправомерно отказала участнику размещения заказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании следующего: "На основании п. 2 ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов у потенциального подрядчика отсутствуют указания на товарный знак производителя строительного материала".
С решением об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме не согласны ввиду следующего.
Согласно пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ для выполнения, которых используется товар первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Аналогичное требование установлено в п. 4.2.2.1 аукционной документации.
Следовательно, в случае отсутствия у товара товарного знака, указать его не представляется возможным.
Заявка Общества с защищенным номером 6566932 была подана в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и аукционной документации.
Более того, в первой части заявки Общества было указано следующее: "товары, у которых не указан товарный знак, товарного знака не имеют".
Просит признать жалобу ООО "ТСК+" обоснованной.
Как следует из письменного пояснения уполномоченного органа и Единой комиссии, товарный знак является главным идентификатором продукции (в данном случае строительного материала), позволяет отличить одну продукцию от другой и дает заказчику возможность исключить подмену строительного материала при выполнении подрядных работ.
Между тем, участником размещения заказа ООО "ТСК+" в первой части заявки не были указаны товарные знаки материалов используемых при выполнении работ и на основании п. 2 ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов Единая комиссия отказала участнику в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Также указывают, что строительные товары, необходимые для выполнения подрядных работ имеют товарные знаки, в подтверждение своей позиции прилагают данные из реестра Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а также решение УФАС по Республике Алтай по делу N 94-К/13 от 25.11.2013 года, письмо ФАС России от 14.07.2011 года N АЦ/27406.
Просят признать жалобу ООО "ТСК+" необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя ООО "Саха стройпрогресс" поддержал жалобу в полном объеме и пояснил следующее.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 654/1 от 17.01.2014 года заявителю отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на следующем основании: "В пунктах 2, 3, 17, 18, 21, 25, 26, 33, 34, 35, 36, 38, 41 отсутствуют указания на товарные знаки производителя строительного материала, основание п. 2 ч. 4 ст. 41.9, ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов)".
С решением Единой комиссии не согласен, поскольку согласно пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки должна содержать, в том числе указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Отмечают, что у песка, щебня, кирпича отсутствует товарный знак, а бетон согласно ГОСТу имеет маркировку.
Заявка Общества содержала конкретные показатели используемых материалов и была подана в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, аукционной документации.
Как следует из письменного пояснения уполномоченного органа и Единой комиссии, товарный знак является главным идентификатором продукции (в данном случае строительного материала), позволяет отличить одну продукцию от другой и дает заказчику возможность исключить подмену строительного материала при выполнении подрядных работ.
Между тем, участником размещения заказа ООО "Саха стройпрогресс" в первой части заявки по позициям 2, 3, 17, 18, 21, 25, 26, 33, 34, 35, 36, 38, 41 не были указаны товарные знаки материалов используемых при выполнении работ и на основании п. 2 ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов Единая комиссия отказала участнику в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Просят признать жалобу ООО "Саха стройпрогресс" необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя ООО "Строительное предприятие "Стандарт" поддержал жалобу в полном объеме и пояснил следующее.
Единая комиссия отказала в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме заявителю "На основании п. 2 ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов у потенциального подрядчика отсутствуют указания на товарный знак производителя строительного материала".
С отказом не согласен, поскольку не все материалы, необходимые для выполнения работ имеют товарный знак.
Уполномоченный орган и заказчик не представили пояснений по жалобе ООО "Строительное предприятие "Стандарт" связи с тем, что не ознакомились с содержанием жалобы заявителя.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся документы, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.
23 декабря 2013 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" http://www.sberbank-ast.ru уполномоченным органом размещены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0116300003613000187 на выполнение строительно-монтажных работ, а также документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта составила 9 365 359,18 руб.
17 января 2014 года состоялась процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, о чем составлен соответствующий протокол рассмотрения первых частей заявок N 564/1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок (14.01.2014 09:00) поступили девять заявок от участников размещения заказа. Единая комиссия приняла решение:
- допустить участников размещения заказа, с защищенными номерами заявок 6501129, 6515668 к участию в открытом аукционе в электронной форме;
- отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участникам размещения заказа, с защищенными номерами заявок 651303, 6558976, 6561417, 6562386, 6564554, 6566932, 6569963.
20 января 2014 года на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" проведен открытый аукцион в электронной форме.
Предложения участников размещения заказа о цене государственного договора выглядят следующим образом (ранжированные по мере убывания):
- 9 271 705, 58 руб. предложение участника размещения заказа с защищенным номером заявки 6515668;
- 9 318 532, 38 руб. предложение участника размещения заказа с защищенным номером заявки 6501129.
23 января 2014 года состоялась процедура рассмотрения вторых частей заявок, чем составлен протокол N 564/2.
Согласно данному протоколу Единая комиссия приняла решение признать вторые части заявок ООО "Саха-Ремстрой", ООО "СтройРемСервис и К" соответствующими требованиям аукционной документации.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службой по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов, размещение заказа в части возможности подписания муниципального контракта приостановлено до рассмотрения жалоб по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобы ООО "ТСК+", ООО "Саха стройпрогресс", ООО "Строительное предприятие "Стандарт" считает обоснованными по следующим основаниям.
Из содержания жалоб следует, что заявители обжалуют решение Единой комиссии об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 564/1 от 17.01.2014 года участникам размещения заказа отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании следующего:
- участнику размещения заказа ООО "ТСК+": "Отсутствие у потенциального подрядчика указаний на товарный знак производителя строительного материала, основание п. 2 ч. 4 ст. 41.9, ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов";
- участнику размещения заказа ООО "Саха стройпрогресс": "В пунктах 2, 3, 17, 18, 21, 25, 26, 33, 34, 35, 36, 38, 41 отсутствуют указания на товарные знаки производителя строительного материала, основание п. 2 ч. 4 ст. 41.9, ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов)";
- участнику размещения заказа ООО "Строительное предприятие "Стандарт": "отсутствуют указания на товарный знак производителя строительного материала, основание п. 2 ч. 4 ст. 41.9, ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов".
Материалами дела установлено, что предметом открытого аукциона в электронной форме является выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Склад и гараж металлоконструкций Крытого стадиона "Горняк" г. Нерюнгри".
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Как установлено материалами дела, в документации об открытом аукционе в электронной форме отсутствуют указания на товарный знак, применяемых при выполнении работ материалов, следовательно, применяется подпункт "б" п. 1 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
Согласно пп. "б" п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов при размещении заказа на выполнение работ для выполнения, которых используется товар, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Следовательно, участник в первой части заявки должен предоставить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией и товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии).
Аналогичные требования установлены в п. 4.2.2.1 раздела III аукционной документации.
Заявки участников размещения заказа с защищенными номерами 6566932 (ООО "ТСК+"), 6569963 (ООО "Саха стройпрогресс"), 6561417 (ООО "Строительное предприятие "Стандарт") содержат согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели применяемых материалов, при этом, не содержат указаний на товарный знак материалов, используемых в ходе выполнения работ.
По смыслу ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов участник размещения заказа обязан указать товарный знак предлагаемого к использованию при выполнении работ товара только, в случае его наличия.
При этом, Единая комиссия, принимая решение об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа должна обосновывать свое решение (в рассматриваемом случае о наличии/отсутствии товарных знаков материалов, используемых при выполнении работ) в части правомерного отказа.
Поскольку Администрацией не доказано обязательное наличие товарных знаков на предлагаемые участниками размещения заказа ООО "ТСК+", ООО "Саха стройпрогресс", ООО "Строительное предприятие "Стандарт" используемые материалы, а именно с п. 1 по п. 41 Технического задания аукционной документации (песок, щебень, кирпич, бетон и прочее), следовательно, у Единой комиссии отсутствовало правовое основание для отказа указанному участнику размещения заказа.
В силу ч. 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Из вышеуказанного следует, что Единая комиссия в нарушение ч. 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов необоснованно отказала в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участникам с защищенными номерами заявок 6566932 (ООО "ТСК+"), 6569963 (ООО "Саха стройпрогресс"), 6561417 (ООО "Строительное предприятие "Стандарт").
Жалобы ООО "ТСК+", ООО "Саха стройпрогресс", ООО "Строительное предприятие "Стандарт" признаны обоснованными.
В ходе проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения.
Так, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N 564/1 от 17.01.2014 года Единой комиссией отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участникам размещения заказа с защищенными номерами заявок 651303, 6558976, 6562386, 6564554 на основании следующего: "Отсутствует указания на товарные знаки производителя строительного материала, основание п. 2 ч. 4 ст. 41.9, ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов".
Между тем, как установлено выше, отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по вышеуказанному основанию неправомерен.
Таким образом, Единая комиссия в нарушение ч. 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов необоснованно отказала в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участникам размещения заказа с защищенными номерами заявок 651303, 6558976, 6562386, 6564554.
Как следует из материалов дела, п. 4.2.2.1 раздела III аукционной документации установлено следующее: "В случае непредставления Формы 2, аукционная заявка подлежит отклонению в соответствии Законом N 94-ФЗ".
Согласно ч. 2 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Частью 4 статьи 41.9 Закона N 94-ФЗ установлено, что участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) не предоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, исчерпывающий перечень оснований для отказа в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме установлен в ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Поскольку положения п. 4.2.2.1 раздела III аукционной документации незаконны, уполномоченным органом нарушены требования ч. 2 ст. 41.6, ч. 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Между тем, материалами дела установлено, что аукционная документация не содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Следовательно, уполномоченным органом не исполнено требование п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 17, 60 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ТСК+" на действие Единой комиссии уполномоченного органа Нерюнгринской районной администрации при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ (извещение N 0116300003613000187) обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Саха стройпрогресс" на действие Единой комиссии уполномоченного органа Нерюнгринской районной администрации при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ (извещение N 0116300003613000187) обоснованной.
3. Признать жалобу ООО "Строительное предприятие "Стандарт" на действие Единой комиссии уполномоченного органа Нерюнгринской районной администрации при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ (извещение N 0116300003613000187) обоснованной.
4. Признать уполномоченный орган Нерюнгринскую районную администрацию МО "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) нарушившим ч. 2 ст. 41.6, п. 1 ч. 3 ст. 41.6, ч. 5 ст. 41.9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
5. Признать Единую комиссию уполномоченного органа Нерюнгринскую районную администрации МО "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) нарушившей ч. 5 ст. 41.9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
6. Выдать Единой комиссии уполномоченного органа Нерюнгринской районной администрации МО "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
7. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Т.А. Нанова
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 января 2014 г. N 06-24/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2014