Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 февраля 2014 г. N 85
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля закупок, Н.А. Яхонтовой, главного специалиста - эксперта контрольного отдела (далее - комиссия), рассмотрев жалобы ООО НПФ "Парамедик - М" и ООО "Глобула - спецмонтаж" на действия заказчика - КГБУЗ "Красноярская краевая клиническая детская больница" при проведении открытого аукциона в электронной форме "ЭА 242/13 Оказание услуг по дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования воздуха, ТО для КГБУЗ КККДБ в 2014 году", реестровый номер - 0319200040913000273 на электронной площадке ООО "РТС - тендер", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО НПФ "Парамедик - М" и ООО "Глобула - спецмонтаж" на действия заказчика - КГБУЗ "Красноярская краевая клиническая детская больница", при проведении открытого аукциона в электронной форме "ЭА 242/13 Оказание услуг по дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования воздуха, ТО для КГБУЗ КККДБ в 2014 году".
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 58 Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов) и подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалоб и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику - КГБУЗ "Красноярская краевая клиническая детская больница" (далее - заказчик), а также подателям жалоб - ООО НПФ "Парамедик - М" и ООО "Глобула - спецмонтаж" (далее - податели жалоб) было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрение жалоб явились:
- представитель подателя жалобы ООО НПФ "Парамедик - М"по доверенности от 15.01.2014 года б/н Смурова Е.В.;
- представитель подателя жалобы ООО НПФ "Парамедик - М" по доверенности от 15.01.2014 года б/н Хрипунова Е.А.;
- представитель заказчика по доверенности от 10.01.2014 года б/н Маршинина Е.В.
Представитель ООО "Глобула - спецмонтаж" не явился, о дате, месте и времени рассмотрения жалобы из вещён надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил.
Из существа жалобы ООО "Глобула - спецмонтаж" следует, что заказчиком необоснованно установлено требование о предоставлении в составе заявки санитарно - эпидемиологического заключения, что влечет ограничение круга участников торгов.
Из существа жалобы ООО НПФ "Парамедик - М" следует, что заказчиком необоснованно установлено требование о предоставлении в составе заявки санитарно - эпидемиологического заключения, поскольку предметом торгов является предоставление услуг, относящихся к медицинской деятельности, которая подлежит лицензированию, однако в аукционной документации требований о предоставлении санитарно - эпидемиологического заключения прямо не указано (указанное требование содержится в методических рекомендациях по организации контроля за очисткой и дезинфекцией систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также в разъяснениях на запрос участника размещения заказа), также жалоба содержит довод об отсутствии конкретных наименований документов, подтверждающих наличие сертифицированного персонала по очистке и дезинфекции систем вентиляции.
Представители подателя жалобы доводы, изложенные в жалобе поддержали в полном объёме, представили копии нормативно - правовых актов, подтверждающих их позицию.
Представитель заказчика представила письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, пояснила, что документация об открытом аукционе составлена в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и потребностями заказчика, просила признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также документы (копии), представленные заказчиком и, выслушав пояснения лиц, присутствующих при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, комиссия Красноярского УФАС России установила следующие обстоятельства, в соответствии с которыми жалобы ООО НПФ "Парамедик - М" и ООО "Глобула - спецмонтаж" являются необоснованной.
В связи с возникшей потребностью КГБУЗ "Красноярская краевая клиническая детская больница" были совершены действия по размещению заказа путем открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В силу части 1 статьи 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Из совокупности указанных норм Закона о размещении заказов следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация, об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 указанной статьи сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Пунктом 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов предусмотрено, что при размещении заказа на оказание услуг, для оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание, на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак.
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Вместе с этим, в соответствии с частью 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения, в том числе:
1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица);
2) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме;
3) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом;
4) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство) при условии, что заказчиком, уполномоченным органом установлено требование, предусмотренное частью 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона;
5) копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме;
6) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 11.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено получение лицензии на медицинскую деятельность.
Согласно статье 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской деятельностью понимается - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В соответствии с Постановлением правительства РФ N 291 от 16.04.2012 "О лицензировании медицинской деятельности" в перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность присутствует дезинфектология. Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24.05.2013 N16и-521/13 "О лицензировании дезинфектологии" понятие дезинфектология, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, применяется к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.
Согласно письму Министерства здравоохранения РФ от 18.06.2013 не подлежит лицензированию только деятельность по уничтожению организмов, не принимающих участие в распространении инфекционных заболеваний человека или не являющихся возбудителями данных заболеваний, не связанная с оказанием медицинской помощи либо проведением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий, медицинской деятельностью, по сути, не является.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 131 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03" (вместе с "СП 3.5.1378-03. 3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003) ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов и осуществление дезинфекционной деятельности допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Статьей 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" установлены санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях.
Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Согласно части 1, 3 статьи 27 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека. Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 указанной статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам.
В силу пункта 3 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители уполномочены давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные ст. 42 вышеуказанного Федерального закона.
Согласно пункту 2 Приказа Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве от 12.08.2004 N 107 "Об организации контроля за очисткой и дезинфекцией систем вентиляции и кондиционирования" ответственность за организацию и проведение мероприятий по очистке и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, балансодержателями или арендаторами объектов.
Очистка и дезинфекция систем вентиляции и кондиционирования воздуха (сплит-системы, мультизональные сплит-системы, крышные кондиционеры, центральные системы кондиционирования и вентиляции, бытовые кондиционеры) проводится юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), имеющими соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение.
В соответствии с техническим заданием аукционной документации все работы подрядчик должен выполнять с соблюдением правил действующего внутреннего распорядка учреждения, контрольно-пропускного режима, внутренних положений и инструкций, требований администрации Заказчика. Учитывая характер объекта, подрядчик должен до начала оказания услуг представить заказчику для оформления пропусков список работников, которые будут задействованы на объекте с указанием фамилии, имени, отчества и паспортных данных каждого работника. Предоставить заказчику санитарные книжки на каждого работника. Очередность выполнения услуг должна быть согласована с руководством учреждения. С оформлением графика выполнения работ (составляется подрядчиком, утверждается заказчиком). Копия приказа о назначении ответственного за оказание услуг предоставить руководству учреждения до начала выполнения работ. Подрядчик обеспечивает выполнение работ собственными или арендованными оборудованием, инструментом и материалами. Ввоз оборудования, инструмента и материалов на территорию Заказчика производится с обязательным заблаговременным оформлением материальных пропусков. Деятельность по очистке и дезинфекции систем вентиляции осуществляется в условиях, безопасных для работников, персонала и посетителей объекта заказчика. В соответствии со ст. 456 Гражданского кодекса Российской Федерации за 5 дней до начала работ Подрядчик обязан предоставить Заказчику сертификаты на используемые материалы и дезинфицирующие средства, технические паспорта на применяемое оборудование и другие документы, удостоверяющие качество применяемого оборудования, материалов и дезинфицирующих средств. Условия хранения и порядок использования применяемых дезинфицирующих средств должны соответствовать требованиям санитарных правил и инструкций (методических указаний) по применению конкретного дезинфицирующего средства. Наличие сертифицированного персонала по очистке и дезинфекции систем вентиляции. Чистка и дезинфекция систем вентиляции производится электрическим устройством. Периодичность оказания услуг может быть изменена по соглашению сторон.
Как установлено комиссией Красноярского УФАС России инструкция на участие в открытом аукционе содержит требования к содержанию второй части заявки на участие в открытом аукционе. Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика;
2) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом аукциона, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе;
3) документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если такое требование установлено заказчиком, уполномоченным органом;
4) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставление указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;
5) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
6) копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с частью 2.2 или 3 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации.
С учётом изложенного, комиссия Красноярского УФАС России установила, что требование аукционной документации, установленное ко второй части заявки участника открытого аукциона в электронной форме: "представление копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае, если в соответствии с законодательство Российской Федерации установлены требования к таким товарам, работам, услугам и если предоставление указанных документов предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме", включает в себя представление санитарно - эпидемиологического заключения и сертификатов, подтверждающих соответствие персонала осуществляющих деятельности по оказанию услуг в том случае, если это установлено аукционной документацией, однако аукционной документацией данного требования не установлено, что не возлагает на участника открытого аукциона обязанность по представлению во второй части заявки вышеуказанного заключения и сертификатов, подтверждающих соответствие персонала осуществляющих деятельности по оказанию услуг.
Разъяснение, данное заказчиком на запрос участника открытого аукциона о необходимости представления санитарно - эпидемиологического заключения в составе заявки не является внесением изменений в документацию, и как следствие, также не влечет обязанность участника размещения заказов предоставления в составе заявки указанного заключения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобы ООО НПФ "Парамедик - М" и ООО "Глобула - спецмонтаж" необоснованными.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Н.А. Яхонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 февраля 2014 г. N 85
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2014