Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 января 2014 г. N РЗ-20-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.
Членов комиссии:
ведущего специалиста- эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.
специалиста- эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
специалиста первого разряда информационно- аналитического отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Напсо Б.Ш.
В присутствии представителей: от муниципального заказчика - поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей муниципального заказчика; от уполномоченного органа- поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей уполномоченного органа; от ООО "ПротексФарм" - представители на рассмотрение жалобы не прибыли.
Рассмотрев жалобу ООО "ПротексФарм" на действия муниципального заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница города Пятигорска", уполномоченного органа- администрация города Пятигорска по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121300035313001716 на право заключения гражданско- правового договора на поставку медикаментов,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба от ООО "ПротексФарм" на действия государственного заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края "Петровская центральная районная больница", по факту размещения государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321300168013000271 на право заключения государственного контракта на поставку медикаментов (препараты для лечения инфекционных заболеваний) в количестве 7 наименований.
Заявитель считает, что действия государственного заказчика при формировании аукционной документации не соответствуют требованиям Закона N 94-ФЗ, а также нарушают его законные права и интересы.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и в связи с тем, что на момент размещения заказа действовали нормы Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ, комиссия Ставропольского УФАС России на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. N 94, как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, в соответствии со ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ рассмотрела поступившую жалобу ООО "ПротексФарм" в ходе рассмотрения которой установлено следующее:
До рассмотрения жалобы по существу от муниципального заказчика поступили письменные объяснения, в которых заказчик указывает, что техническое задание не нарушает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, так как не несет в себе действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции; в том числе, в них не усматривается координация организаторов торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; не создают участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; не нарушает порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок; при этом участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок исключено. Информация о торгах в виде Извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме опубликована на официальном сайте в сети Интернет, принимать участие в торгах может любое юридическое лицо или субъект фармацевтического рынка при условии соответствия предлагаемой заявки требованиям Заказчика, изложенным в Техническом задании, что не нарушает ч.2 ст. 17 ФЗ-135.
Так же, от уполномоченного органа, до рассмотрения жалобы по существу, поступили письменные объяснения, в которых указано, что размещение данного заказа проводится в соответствии с требованиями главы 3.1. Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", на основании информации (сведений) предоставленной заказчиком (техническое задание, проект контракта). Документация утверждается заказчиком.
Комиссия выслушав, доводы сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя внеплановую проверку открытого аукциона в электронной форме N 0121300035313001716 на право заключения гражданско- правового договора на поставку медикаментов, установила следующее:
1. 28.12.2013 г. уполномоченным органом- администрация города Пятигорска на основании обращения муниципального заказчика было объявлено размещение заказа на право заключения администрация города Пятигорска.
Информация о размещении заказа была размещена на официальном сайте в сети Интернет для размещении информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru
2. В соответствии с частью 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям государственного заказчика.
Муниципальным заказчиком - Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница города Пятигорска" была разработана документация об открытом аукционе в электронной форме, исходя из имеющейся потребности в поставке медикаментов. При этом, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 41.6 Закона N94-ФЗ муниципальным заказчиком было разработано Техническое задание документации об открытом аукционе в электронной форме, где указан перечень продукции предлагаемой к поставке с описанием функциональных характеристик (потребительских свойств) и качественных характеристик, требований к упаковке. Так, по позиции 3 заказчиком указано Международное непатентованное наименование лекарственного средства "Цефотаксим".
Согласно ч. 1 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, если иное не установлено федеральным законом.
Комиссией Ставропольского УФАС России, на основании изученных материалов, представленных заказчиком, установлено, что действия муниципального заказчика по включению в аукционную документацию требований к товару позиции 3 "Цефотаксим" соответствует требованиям Закона N 94-ФЗ, а именно
Согласно требованиям ч. 3.1 ст. 34 Закона N 94-ФЗ документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Из указанных норм следует, что заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, поскольку в силу части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Исходя из анализа положений части 2 статьи 34, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, заявленные требования к медикаментам для нужд Заказчика установлены, исходя из потребностей Заказчика, и необходимы для качественного оказания Заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Исходя из положения п. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Раздел "Техническое задание" документации к аукциону содержит информацию о Международном непатентованном наименовании (МНН), характеристиках, единицах измерения и количествах закупаемых медикаментов. При этом, указаний на знаки обслуживания, только фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя аукционная документация не содержит, что полностью соответствует требованиям п. 3.1 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
При рассмотрении жалобы Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что заявителем в материалы дела не представлены доказательства того, что содержащиеся в техническом задании документации об аукционе по позиции 3 "Цефотаксим" требования к качественны, техническим и функциональным характеристикам лекарственных препаратов повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 N 301 установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями.
В соответствии с частью 2.2 статьи 10 Закона о размещении заказов, если предметом торгов, запроса котировок является поставка лекарственных средств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (далее - МНН) или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с МНН (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 N 301 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями", если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственного средства с МНН (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства, предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) составляет 1 тысячу рублей.
Согласно доводу жалобы заявителя, при разработке документации об аукционе заказчик объединил в один лот лекарственные средства, одно из которых с МНН не имеет зарегистрированных на территории Российской Федерации аналогов, а именно, по позиции 6 лекарственное средство с МНН "Нетилмицин" с указанными в документации об аукционе требованиями к лекарственной форме и дозировке производится единственным производителем - ОАО Верофарм (Белгород), что также подтверждается сведениями из Государственного реестра лекарственных средств, полученными из сети Интернет с сайта www.grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx. При этом начальная (максимальная) цена договора превышает предельное значение начальной (максимальной) цены, установленное Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 N 301.
Таким образом, действия заказчика по утверждению документации об аукционе, содержащей объединенные в одном лоте лекарственных средств, в том числе лекарственное средство с МНН "Нетилмицин", не имеющее зарегистрированных на территории Российской Федерации аналогов, являются нарушением части 2.2 статьи 10 Закона о размещении заказов и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 N 301.
4. Довод заявителя жалобы об указании муниципальным заказчиком в аукционной документации заранее невыполнимого срока поставки товара, не нашел своего подтверждения, поскольку:
Главой 3.1 Закона о размещении заказов установлен порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В силу части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 названного закона.
Согласно пункту 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 названной статьи сведениями должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в частности, место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Гражданский кодекс Российской Федерации, в частности в статье 708, определяет срок как существенное условие договора подряда, устанавливаемое в целях недопущения неопределенности в правоотношениях сторон.
Оценив представленные в материалы дела доказательства Ставропольским УФАС России установлено, что заказчик исходя из имеющихся потребностей для осуществления своих функций самостоятельно принимает решение о сроках выполнения работ, поставки товара и оказания услуг. Таким образом, установление заказчиком 3-дневного срока предоставления заявки (с момента заключения гражданско-правового договора в течение всего 2014 года, согласно заявкам Заказчика (в течение 3-х рабочих дней со дня, следующего за днем предоставления заявки Поставщику) соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
Таким образом, Комиссией Ставропольского УФАС России в действиях муниципального заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница города Пятигорска", установлены нарушения требований законодательства о размещении заказов при формировании документации, а именно, части 2.2 статьи 10 Закона о размещении заказов и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 N 301.
Комиссия, руководствуясь частью 1, 2, 4, 5 статьи 57, и на основании статьи 17, статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПротексФарм" на действия муниципального заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница города Пятигорска", уполномоченного органа- администрация города Пятигорска по факту размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121300035313001716 на право заключения гражданско- правового договора на поставку медикаментов- частично обоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки проведенной в соответствии со статьей 17 Закона N 94-ФЗ, признать действия муниципального заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница города Пятигорска" при формирования аукционной документации не соответствующими требованиям Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно части 2.2 статьи 10 Закона о размещении заказов и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2013 N 301;
3. Выдать муниципальному заказчику - Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница города Пятигорска", уполномоченному органу- администрация города Пятигорска, оператору электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк - АСТ" - обязательное для исполнения предписание;
4.Передать должностному лицу Ставропольского УФАС материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии Е.А. Соколов
И.Ю. Неботова
Б.Ш. Напсо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 января 2014 г. N РЗ-20-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2014