Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 4 февраля 2014 г. N 21
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколов Е.А.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
В присутствии представителей:
из администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителей администрации, до начала рассмотрения дела по электронной почте поступили требуемые материалы;
от Управления городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края представители не прибыли.
от ООО "Айнат" - представители не прибыли.
Рассмотрев жалобу, ООО "Айнат" на действия муниципального заказчика - Управление городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121300021113000261 на выполнение работ по реконструкции котельной N 15, расположенной по адресу: г. Железноводск, пос. Иноземцево, ул. 50 лет Октября, 1,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Айнат" на действия муниципального заказчика - Управление городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121300021113000261 на выполнение работ по реконструкции котельной N 15, расположенной по адресу: г. Железноводск, пос. Иноземцево, ул. 50 лет Октября, 1.
По мнению заявителя жалобы, аукционная документация сформирована с нарушением требований Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и в связи с тем, что на момент размещения заказа действовали нормы Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ, комиссия Ставропольского УФАС России на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. N 94, как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, в соответствии со ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ рассматривает жалобу ООО "Айнат" в ходе рассмотрения которой установлено следующее:
В объяснениях администрации указано, что аукционная документация сформирована согласно требованиям законодательства о размещении заказов.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки, установила следующее:
Администрацией города-курорта Железноводска по обращению Управления городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края было объявлено размещение заказа на выполнение работ по реконструкции котельной N 15, расположенной по адресу: г. Железноводск, пос. Иноземцево, ул. 50 лет Октября, 1.
Информация о размещении заказа была размещена не официальном сайте в сети Интернет для размещении информации о размещении заказов zakupki.gov.ru.
Частью 1 статьи 57 Закона о размещении заказов установлено, что любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном настоящей главой, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
В соответствии с частью 2.1 статьи 57 Закона о размещении заказов обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии в случае, если такие действия (бездействие) совершены при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, а также протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или протокола проведения открытого аукциона в электронной форме в случае признания такого открытого аукциона несостоявшимся. Жалоба на положение документации об открытом аукционе в электронной форме может быть подана участником размещения заказа до окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о размещении заказов под участником размещения заказа понимается лицо, претендующее на заключение государственного или муниципального контракта. Однако положения Закона о размещении заказов не указывают на формы такого интереса лица к заключению контракта.
Системный анализ вышеуказанных норм позволяет установить общие и специальные требования для возникновения права подачи лицом жалобы на действия заказчика при проведении им торгов. Часть 1 статьи 57 Закона о размещении заказов определяет общее правило подачи жалобы, рассмотрении которой предусмотрено главой 8 Закона о размещении заказов - наличие нарушения любыми действиями (бездействием) заказчика прав и законных интересов участника размещения заказа.
Часть 2 статьи 57 Закона о размещении заказов устанавливает специальное правило для подачи в порядке главы 8 Закона о размещении заказов жалобы на действия (бездействие) заказчика совершенные после начала рассмотрения заявок на участие в торгах - наличие поданной заявки на участия в торгах лицом, обжалующим действия (бездействие) заказчика.
Таким образом, положения документации о торгах, информация о размещаемом заказе, размещенная на официальном сайте в сети Интернет, порядок направления участнику размещения заказа разъяснений положений документации, порядок представления документации, нарушающие нормы Закона о размещении заказов могут быть обжалованы в установленном законом порядке любым лицом.
Обжалование действий заказчика, уполномоченного органа согласно части 2 статьи 57 Закона о размещении заказов, не связано со временем подачи жалобы, а определяется исходя из времени совершения действий, являющихся предметом обжалования.
Общее правило части 1 статьи 57 Закона о размещении заказов обусловлено так же нормами Гражданского кодекса РФ. В соответствии с частью 1 статьи 23, части 7 статьи 34, части 1 статьи 41.7 Закона о размещении заказов при проведении торгов заказчик обеспечивает размещение документации о торгах в открытом доступе для любого субъекта.
В соответствии с положениями статьи 22, 34, 41.6 Закона о размещении заказов документация, о торгах должна содержать все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта.
На основании части 2 статьи 437 ГК РФ размещённая заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, т.е. предложением, содержащим все существенные условия исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовётся.
Вместе с тем документация о торгах, составленная с нарушением требований Закона о размещении заказов, может содержать условия, ограничивающие количество участников размещения заказа, путем установления непредусмотренных Законом о размещении заказов требований, как к участнику размещения заказа, так и к составу подаваемой им заявки на участие в аукционе. Установление вышеуказанных требований нарушает права и законные интересы лиц, претендующих на заключение контракта, но не имеющих возможности подать заявку на участие в торгах с целью заключения такого контракта.
Учитывая вышеизложенное, воспользовавшись своим правом ООО "Айнат" обжаловал действия Управления городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края, по формированию и утверждению аукционной документации в Ставропольское УФАС России.
После исследования предоставленных на рассмотрение дела заказчиком документов, Ставропольским УФАС России принято решение признать жалобу ООО "Айнат" частично необоснованной по следующему основанию.
1. Закон о размещении заказов является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнении и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
Порядок размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме регулируется главой 3.1 Закона о размещении заказов.
Согласно требованиям части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация, об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям государственного заказчика.
При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
При таких обстоятельствах нужно указывать требования к товару и его характеристикам в соответствии с теми или иными межгосударственными стандартами с учетом положений части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Как показала проверка, и анализ предоставленных документов в аукционной документации имеется Приложения 2.1 (локально сметные расчеты), где в разделе 2 имеются сведения предусмотренные частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов (качественный, функциональные, потребительские и т.д. характеристики требуемых при выполнении товаров).
2. Согласно требованиям части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация, об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Пунктом 3.2.2.4 аукционной документации установлено, что в случае если в настоящей документации об открытом аукционе в электронной форме содержится указание на товарные знаки товаров (материалов), указанные товарные знаки следует читать в сопровождении слов "или эквивалент".
Данное требование установлено согласно требованиям 2 статьи 34 Закона о размещении заказов и не нарушает законных прав и интересов потенциальных участников размещения заказа.
3. Пунктом 13 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о возможности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 8 статьи 9 Закона о размещении предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Таким образом, требование заказчика установлены в соответствии с требованием действующего Законодательства РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что в проекте контракта, указано, что он составлен в 2-х экземплярах является нарушением законодательства не принимается, что подтверждено Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа, более того, п. 11.8 проекта контракта предусмотрено, что контракт заключается в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью инее может ограничивать право участника размещения заказ в подаче заявки для участия в аукционе.
При таких обстоятельствах в ходе проведения проверки нарушений законодательства о размещении заказов в действиях заказчика при формировании аукционной документации не установлено.
Комиссия, руководствуясь частью 1, 2, 4, 5 статьи 57, и на основании статьи 17, статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
Признать жалобу ООО "Айнат" на действия муниципального заказчика - Управление городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121300021113000261 на выполнение работ по реконструкции котельной N 15, расположенной по адресу: г. Железноводск, пос. Иноземцево, ул. 50 лет Октября, 1 - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Г.В. Золина
Е.А. Соколов
И.Ю. Неботова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 4 февраля 2014 г. N 21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2014