Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 16 января 2014 г. N 07-24-42/14
Резолютивная часть решения оглашена - 16.01.2014 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере размещения заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
в присутствии представителя стороны:
Заказчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: 1 чел.,
Заявителя - Физического лица,
уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу Физического лица на действия заказчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств для нужд Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Номер заказа 0348100056613000069 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru) в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) поступила жалоба Физического лица на действия заказчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств для нужд Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Номер заказа 0348100056613000069 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт).
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте 23.12.2013.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 23 529 973 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) Федеральный закон N 44-ФЗ применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение открытого аукциона в электронной форме осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).
Согласно доводу жалобы, заявитель считает, что заказчиком нарушены требования п. 1 ч. 4 ст. 41.6; ч. 1 ст. 41.6 (ч. 2.1 и 3.1 ст. 34); п. 8 ч. 3 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ.
Установив соответствие жалобы формальным требованиям ст. 58 Федерального закона N 94-ФЗ, Управлением в установленном порядке в адрес заказчика, оператора электронной площадки и заявителя направлено уведомление о рассмотрении жалобы.
Представитель заказчика, уведомленных надлежащим образом, прибыл на рассмотрение жалобы.
Заявитель, уведомленный надлежащим образом, также прибыл на рассмотрение жалобы.
По информации, полученной с официального сайта и от представителя заказчика - государственный заказ не размещен (контракт не заключен).
Относительно доводов жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.
Документация об аукционе в электронной форме утверждена И.о. заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области И.Н. Краснером.
Согласно тексту жалобы:
1) "В п. 4 Технического задания документации об аукционе в электронной форме установлено:
"Место оказания услуг должно находиться в западном Административном округе города Москва в пределах московской кольцевой автодороги, должно иметь точный адрес и свободные подъездные пути".
По мнению заявителя, указанное требование ограничивает количество участников размещения заказа.
Необходимо отметить, что автомобили заказчика имеют место стоянки по всей Московской области (в среднем, в 50-70 км от МКАД), а в соответствии с Техническим заданием исполнитель должен обеспечить выезд на территорию заказчика для проведения работ специалистов исполнителя (п. 7 Технического задания). Тогда зачем установлено по месту оказания услуг?
Участники размещения заказа в запросах о разъяснении положений документации об аукционе в электронной форме указывали заказчику на данное ограничение. Однако заказчик в своих ответах разъяснял, что данное ограничение не является требованием к участнику размещения заказа, а является условием исполнения контракта.
По мнению заявителя это не соответствует действительности, так как место оказания услуг неразрывно связано с исполнителем, с местом нахождения его производственных ресурсов (автосервиса).
Таким образом, установленное заказчиком в документации об аукционе в электронной форме требование о конкретном месте расположения автосервиса исполнителя не только ограничивает круг участников размещения заказа, но и является дополнительным требованием к наличию у участника размещения заказа ресурсов (помещений), необходимых для оказания услуг, соответствующих определенным критериям (место нахождения).
Также, заказчиком установлено, что исполнитель должен иметь мобильную передвижную ремонтную группу для устранения мелких неисправностей на линии у автомобилей заказчика (п. 25 Технического задания).
Указанное требования, по мнению заявителя являются дополнительным требованием к производственным мощностям исполнителя.
В Техническом задании указано, что услуги включают в себя безвозмездное предоставление заказчику, по его требованию, подменного автомобиля того же класса, что и автомобиль, переданный для проведения ремонта (п. 13 Технического задания).
В п. 24 говорится, что "Исполнитель обязан предоставлять на время ремонта (технического обслуживания) автомобиля заказчика свой автомобиль такого же класса", а в п. 41 "Исполнитель должен обеспечить предоставление подменного автомобиля аналогичного класса в случае нахождения автомобиля Заказчика в ремонте более одних суток (наличие подменного фонда)".
Также, исполнитель должен предоставить автомобиль с водителем для возвращения заказчика по адресу расположения Заказчика (п. 44 Технического задания).
Данные требования являются дополнительным требованием к производственным мощностям участника размещения заказа и никак не связаны с услугами по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств (ОКДП 5020850), так как являются самостоятельными услугами, включенными в другие группы Общероссийского классификатора: предоставление водительского состава (ОКДП 6322000), предоставление автотранспортных средств без водителя (ОКДП 7111010).
Представитель заказчика не согласился с доводами жалобы и пояснил, что требование к месту оказания услуг установлено в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ.
Согласно ч. 2.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Федеральным законом N 94-ФЗ.
Согласно ч. 3.1 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Выслушав доводы сторон, изучив представленные документы, Комиссия Управления пришла к выводу, что заказчиком нарушены требования ч. 1 ст. 41.6 (ч. 2.1 и 3.1 ст. 34) Федерального закона N 94-ФЗ.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена положениями ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) В Техническом задании документации об аукционе в электронной форме указано:
- исполнитель оказывает услуги по компьютерной диагностике (п. 15 Техническое задание);
- исполнитель обязан по заданию заказчика производить ремонт автомобильных шин и колесных дисков (п. 30 Техническое задание);
- исполнитель должен обеспечить технологическую мойку транспортного средства, поступающего на техническое обслуживание и ремонт (п. 39 Техническое задание);
- исполнитель по заданию заказчика обязан самостоятельно утилизировать списанные аккумуляторные батареи и автомобильные шины (п. 47 Техническое задание).
В п. 32 Технического задания сказано, что "для оказания услуг, работ используются нормы времени на работы, услуги, установленные заводом-изготовителем". Заявитель пояснил, что нормы времени на данные услуги заводом-изготовителем не устанавливаются и не могут быть установлены. Однако в документации об аукционе в электронной форме сведения о начальной (максимальной) цене единицы вышеперечисленных услуг отсутствуют. В расчете начальной (максимальной) цены единицы услуг и данные услуги заказчиком также не учитывались (учтена только общая стоимость одного нормо-часа по всем моделям автомобилей и стоимость услуг по доставке, разгрузке и сезонному хранению 1 комплекта шин пневматических).
В соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об аукционе должна содержать начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники заказчик не может определить необходимый объем услуг.
Согласно п. 6 ч. 4 ст. 41.5 Федерального закона N 94-ФЗ извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме должно содержать начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, в том числе по замене указанных запасных частей в случае, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, заказчик не может определить необходимый объем услуг и (или) работ.
Выслушав доводы сторон, изучив представленные документы, Комиссия Управления пришла к выводу, что заказчиком нарушены требования п. 8 ч. 3 ст. 41.6 и п. 6 ч. 4 ст. 41.5 Федерального закона N 94-ФЗ.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена положениями ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3) В п. 5 Технического задания говорится, что "Для качественного оказания услуг, применяемые материалы должны соответствовать требованиям к материалам, указанным в Техническом задании и его приложениях (Приложении N 1 к Технического задания)".
В Приложении N 1 к Техническому заданию заказчиком описываются характеристики используемого при оказании услуг товара - моторного масла и тормозной жидкости.
Например, для моторного масла (поз. 1 в Приложении N 1 к Технического задания) установлено: "температура застывания 5 °С".
Температура застывания - это температура, при которой масло практически полностью теряет текучесть (подвижность). Температура застывания характеризует момент резкого увеличения вязкости при снижении температуры в такой степени, что масло становится твердым.
И эта температура должна быть 5 °С! Эксплуатация автомобиля с таким моторным маслом весьма проблематична в условиях средней полосы России.
Для тормозной жидкости (поз. 6 в Приложении N 1 к Технического задания) указана температура застывания 10 °С. То есть эксплуатация автомобиля с данной тормозной жидкостью возможна только в разгар лета. Весной и осенью есть риск, что тормозная жидкость в тормозах "встанет", что может привести к неблагоприятным и опасным для жизни и здоровья людей последствиям.
Для моторного масла (поз. 2 в Приложении N 1 к Техническому заданию) установлено: "температура застывания типичное значение - не менее 45 °С".
Требуемое значение характеристики товара установлено таким образом, что товара, соответствующего установленным параметрам попросту не существует в природе! Получается, что моторное масло застывает уже при плюс 45 °С.
Представитель заказчика пояснил, что по значение "Температура застывания" была допущена техническая ошибка.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Выслушав доводы сторон, изучив представленные документы, Комиссия Управления пришла к выводу, что заказчиком не выполнены требования п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ, а именно в документации об аукционе в электронной форме не указаны для определения соответствия потребностям заказчика, предлагаемого к использованию при оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 17, ст. 60 Федерального закона N 94-ФЗ, Административным регламентом, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Физического лица на действия заказчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств для нужд Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Номер заказа 0348100056613000069) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 1 ст. 41.6 (ч. 2.1 и 3.1 ст. 34); п. 1 ч. 4 ст. 41.6; п. 8 ч. 3 ст. 41.6; п. 6 ч. 4 ст. 41.5 Федерального закона N 94-ФЗ.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Рассмотрев вопрос о возбуждении административного производства по фактам, установленным в ходе рассмотрения жалобы по существу.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в трехмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 16 января 2014 г. N 07-24-42/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2014