Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 31 января 2014 г. N 03-10.1/32-2014
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе <_>,
рассмотрев жалобу ООО "Эдванс Консалтинг Групп" (далее - Общество, заявитель) на действия Главного управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области (в настоящее время - Главное Управление информационной политики Омской области) (далее - заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по информированию населения о деятельности органов государственной власти Омской области по основным направлениям социально-экономического развития Омской области на Интернет - портале федерального информационного агентства в 2014 году (извещение N 0152200003113000029) (далее - открытый конкурс),
в присутствии представителей:
заявителя - <_>,
заказчика - <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 607 от 24.01.2014) на положения конкурсной документации.
По мнению заявителя, некоторые положения конкурсной документации противоречат нормам Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов"), поскольку требования, установленные в конкурсной документации о том, что "Исполнитель должен иметь статус официально зарегистрированного средства массовой информации" в значительной степени ограничивают количество возможных участников размещения заказа, которыми в силу Федерального закона "О размещении заказов" и Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" могут быть физические лица (журналисты), не имеющие статуса официально зарегистрированного СМИ.
С учетом изложенного, заявитель просит провести проверку по указанным фактам, признать в действиях заказчика нарушение норм Федерального закона "О размещении заказов" и выдать предписание об аннулировании открытого конкурса.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-446 от 24.01.2014) заказчиком были представлены материалы отрытого конкурса (вх. N 786 от 29.01.2014), а также возражения на жалобу заявителя (вх. N 785 от 29.01.2014).
Из представленных материалов открытого конкурса и информации, размещенной на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт), следует, что 27.12.2013 заказчик разместил на официальном сайте извещение о проведении открытого конкурса и конкурсную документацию с начальной (максимальной) ценой государственного контракта (далее - контракт) 1000000 рублей.
Согласно протоколу вскрытия конвертов от 27.01.2014 на участие в открытом конкурсе поступила одна заявка (ФГУП "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)").
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе ФГУП "Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)" признано участником открытого конкурса.
В своих возражениях на жалобу заявителя заказчик, в частности, указывает следующее: "Согласно статье 2 Закона РФ "О средствах массовой информации" под "журналистом" понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Поэтому журналист при размещении информационных материалов (а это входит в предмет оказываемых услуг) не может действовать самостоятельно, а только на основании трудовых или иных договорных отношений с редакцией зарегистрированного средства массовой информации, либо по ее уполномочию. А под редакцией средства массовой информации в данном законе понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации.
Полагаю, что включение в конкурсную документацию слов "Исполнитель, имеющий статус официально зарегистрированного СМИ не подразумевает наличие такого статуса непосредственно у самого участника размещения заказа, а только у СМИ (любых), в которых он (участник) размещает подготовленные информационные материалы. Поскольку количество таких СМИ не ограничено, не ограничено и количество журналистов, имеющих возможность участия в таком конкурсе.
Отдельно отмечаю, что за разъяснением положений конкурсной документации заявитель в Главное управление по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области не обращался".
С учетом изложенного, заказчик считает жалобу заявителя необоснованной.
3. В результате рассмотрения жалобы ООО "Эдванс Консалтинг Групп", представленных материалов, пояснений представителей заявителя и заказчика, а также осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" внеплановой проверки Комиссия признала жалобу необоснованной исходя из следующего.
Частями 1-3 статьи 11 Федерального закона "О размещении заказов" установлен исчерпывающий перечень обязательных требований к участникам размещения заказа путем проведения торгов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О размещении заказов" при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При этом согласно части 4 указанной статьи Федерального закона "О размещении заказов", кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Частью 2.1 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов" установлено, что не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов" конкурсная документация должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса предметом контракта является "Оказание услуг по информированию населения о деятельности органов государственной власти Омской области по основным направлениям социально-экономического развития Омской области на Интернет - портале федерального информационного агентства в 2014 году".
Пунктом 14 "Требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О размещении заказов"" заказчик, в частности установил требование к участникам размещения заказа, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О размещении заказов", о наличии Свидетельства о регистрации СМИ, лицензий, сертификатов и иных разрешительных документов в случаях, если они предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 2.2.1 "Сведения и документы об участнике размещения заказа" конкурсной документации аналогичные документы должны были содержаться в заявке на участие в открытом конкурсе, в случаях, если предоставление таких документов предусмотрено действующим законодательством.
В приложении N 1 "Требования к качеству, техническим характеристикам услуг, требования к их безопасности, и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям Заказчика" конкурсной документации заказчик установил следующее требование к оказываемым услугам:
"Размещение информационных материалов о деятельности органов государственной власти Омской области на сайте федерального информационного агентства в 2014 году осуществляет Исполнитель, имеющий статус официально зарегистрированного средства массовой информации".
Как следует из проекта государственного контракта (Приложение N 4 к конкурсной документации) сторонами по контракту являются "Заказчик" и "Исполнитель".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О размещении заказов" участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Согласно части 2 вышеуказанной статьи Федерального закона "О размещении заказов" участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с утвержденной заказчиком конкурсной документацией, участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Исходя из письменных возражений заказчика, а также пояснений его представителя следует, что фраза "Исполнитель, имеющий статус официально зарегистрированного средства массовой информации_", указанная в Приложении N 1 к конкурсной документации, относится не к участнику размещения заказа, а к услуге - СМИ, в котором будут размещаться подготовленные информационные материалы.
Комиссия не может согласиться с указанной позицией заказчика, поскольку требования, указанные в Приложении N 1 конкурсной документации, установлены именно к Исполнителю, т.к. в конкурсной документации прямо указано: "Исполнитель, имеющий_".
Исходя из вышеуказанного, Комиссия считает, что требования, установленные в конкурсной документации, а именно о том, что исполнитель должен иметь статус официально зарегистрированного средства массовой информации фактически ограничивает количество юридических и физических лиц, которые не имеют статуса официально зарегистрированного СМИ, но могут размещать информационные материалы в указанных СМИ.
С учетом изложенного, Комиссия Омского УФАС России усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 11, части 4 статьи 11, пункта 10 части 4 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов" при установлении в Приложении N 1 вышеуказанных требований к участникам размещения заказа, соответственно Комиссия признает жалобу заявителя обоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", частью 5 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов", пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, пунктами 3.32, 3.35 и 3.37 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, зарегистрированного в Минюсте России 01.08.2012 N 25073, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Эдванс Консалтинг Групп" на действия Главного управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по информированию населения о деятельности органов государственной власти Омской области по основным направлениям социально-экономического развития Омской области на Интернет - портале федерального информационного агентства в 2014 году (извещение N 0152200003113000029).
2. Признать в действиях Главного управления по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Омской области нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 11 и части 4 статьи 11, статьи 19.1, пункта 10 части 4 статьи 22 Федерального закона "О размещении заказов".
3. В соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона "О размещении заказов" выдать Главному управлению информационной политики Омской области предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 31 января 2014 г. N 03-10.1/32-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2014