Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 15 января 2014 г. N 08-07-02/2014
Резолютивная часть решения оглашена 15 января 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 января 2014 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов комиссии:
в присутствии представителей:
УФССП России по Оренбургской области -
Оренбургского филиала СОАО "ВСК" -
Представитель Оренбургского филиала ООО "Страховая компания "Согласие" не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен (представлен письменный отзыв),
рассмотрев жалобу Оренбургского филиала СОАО "ВСК" на действия котировочной комиссии УФССП России по Оренбургской области при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (идентификационный номер N 0153100008013000081),
УСТАНОВИЛА:
09 января 2014 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба Оренбургского филиала СОАО "ВСК" (далее - Заявитель) на действия котировочной комиссии УФССП России по Оренбургской области при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее - Заказчик) (идентификационный номер N 0153100008013000081) (далее - запрос котировок).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч.4 ст.60 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов), ст. 112 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчику выставлено требование о приостановлении размещения данного заказа до рассмотрения жалобы по существу.
Заявитель полагает, что Оренбургский филиал ООО "Страховая компания "Согласие" нарушил обязательные требования, предъявляемые к расчету суммы страховых премий. Для конкретного парка транспортных средств сумма страховых премий, определенная в порядке, утвержденном Постановлением Правительства N 739 от 08.12.2005 г. является фиксированной. Соответственно, цена контракта должна быть одинаковой для всех участников размещения заказа, поскольку она должна быть рассчитана на основании сведений о конкретном парке транспортных средств. При этом победителем должен быть признан тот участник размещения заказа, который первым подал котировочную заявку.
Представители Заказчика жалобу просили признать необоснованной, пояснив, что победителем в запросе котировок признается участник размещения заказа, предложивший наименьшую цену, проверка применения расчета суммы страховых премий участником размещения заказа не входит в полномочия котировочной комиссии в соответствии с Законом о размещении заказов. Кроме того, Заказчиком 09.01.2014 г. заключен государственный контракт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) N 14 от 09 января 2014 г. с ООО "Страховая Компания "Согласие".
Согласно письменным пояснениям Оренбургского филиала ООО "Страховая компания "Согласие" (победителя запроса котировок), расчет предлагаемой им цены контракта произведен в соответствии с положениями Федерального закона РФ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 08 декабря 2005 г. (с изм.).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
16.12.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (идентификационный номер N 0153100008013000081).
Начальная (максимальная) цена контракта 406 283,96 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок N 0153100008013000081-П от 27.12.2013 г., Общество с ограниченной ответственностью "Страховая Компания "Согласие" подало котировочную заявку с предложением о цене контракта - 405 500,00 рублей, СОАО "ВСК" - 406 283,96 рублей, ОСАО "Ингосстрах" - 406 283,96 рублей.
В соответствии со ст. 5 Закона о размещении заказов, под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Частью 4 ст. 8 Закона о размещении заказов определено, что заказ признается размещенным со дня заключения контракта, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, со дня заключения иных гражданско-правовых договоров.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона о размещении заказов, контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 ст. 528 ГК РФ определено, что в случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.
Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 528 ГК РФ если сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт.
Из системного анализа указанных норм следует, что отношения между заказчиком и участником размещения заказа носят гражданско- правовой характер, поскольку указанные отношения не основаны на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6.1 настоящей статьи и главой 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 26 Письма Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Министерства экономического развития торговли Российской Федерации от 16.02.2006 N Д07-291, формулировка в пункте 2 статьи 42 Закона о размещении заказов означает наличие возможности осуществления запроса котировок по планируемым к закупкам товарам (работам, услугам), при условии существования функционирующего рынка и что данные товары (работы, услуги) могут быть поставлены (выполнены, оказаны) любом улицу.
Принимая во внимание указанные положения Закона о размещении заказов и цену заключенного контракта, Комиссия Оренбургского УАФС России полагает, что размещение настоящего заказа путем запроса котировок цен, соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о размещении заказов под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с п. 8 ст. 43 Закона о размещении заказов запрос котировок должен содержать сведения о максимальной цене контракта и обоснование максимальной цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 настоящего Федерального закона;
Пунктом 5 ст. 44 Закона о размещении заказов определено, что котировочная заявка должна содержать сведения о цене товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.
Победителем в проведении запроса котировок, ч. 2 ст. 47 Закона о размещении заказов, признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.
В силу ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, котировочная комиссия, в части предлагаемой участниками размещения заказа цены контракта полномочна проверять котировочные заявки только на предмет соблюдения установленного ограничения, а именно, предлагаемая цена не должна превышать максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно ч. 8 ст. 47 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта.
Из системного анализа указанных норм следует, что запрос котировок осуществляется в целях определения наиболее низкой цены товаров, работ, услуг. При этом, котировочные заявки проверяются только на соответствие требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, в том числе, предлагаемая цена не должна превышать максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 527 ГК РФ заключение государственного или муниципального контракта является обязательным для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта.
Пунктом 4 ст. 527 ГК РФ предусмотрено, что в отношении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары либо лица, с которым в соответствии с законом заключается государственный или муниципальный контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок цен на товары от заключения государственного или муниципального контракта, не применяется условие о возмещении убытков, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, в случае заведомого занижения предлагаемой цены государственного или муниципального контракта.
Таким образом, в случае заведомого занижения участником размещения заказа предлагаемой цены контракта указанная гражданско- правовая сделка не является оспоримой, либо ничтожной. Пунктом 4 ст. 527 ГК РФ установлено специальное негативное последствие для такого участника размещения заказа.
Как следует из материалов дела, котировочные заявки всех участников размещения заказа соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
Заявителем не оспаривается данный факт в отношении иных участников размещения заказа.
Доводы Заявителя о допущенных третьими лицами нарушениях порядка расчета страховых премий не имеют юридического значения для оценки результатов запроса котировок. В силу требований ч. 3 ст. 47 Закона о размещении заказов, котировочная комиссия не имеет полномочий на отклонение котировочных заявок по указанному заявителем обстоятельству.
Поскольку котировочная комиссия не вправе оценивать обоснованность размера цены контракта, предлагаемой участником размещения заказа, в данном случае отсутствуют правовые основания для отклонения котировочных заявок победителя запроса котировок.
В связи с чем, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным признать доводы Заявителя, несостоятельными.
Кроме того, Комиссией Оренбургского УФАС России принято решении о передаче материалов дела должностному лицу для осуществления проверки на предмет наличия нарушений антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, ст. 112 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Оренбургского филиала СОАО "ВСК" на действия котировочной комиссии УФССП России по Оренбургской области при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (идентификационный номер N 0153100008013000081), необоснованной.
2. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 15 января 2014 г. N 08-07-02/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2014