Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 23 января 2014 г. N 83\03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
|
Председатель Комиссии М.А. Благодарев, |
|
Члены Комиссии Т.С. Акопян, А.Д. Кравцов, |
рассмотрев дело N83\03, возбужденное по жалобе Заявителя на нарушение норм Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении открытого аукциона в электронной форме N0358100024013000025 "Размещение заказа на право заключения договора на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту устройства противопожарной преграды в кинозале учебного корпуса N10, ул. Школьная 8, ФГБОУ ВПО "Донской государственный аграрный университет", в присутствии: от Заказчика - А.Р. Черкасова, С.В. Перелеховой, в отсутствие представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
1. В Ростовское УФАС России 17.01.2014 г. (вх.N637) поступила жалоба Заявителя на нарушения Закона Заказчиком:
- п.1 ч.3 ст.41.6 Закона при установлении требований к составу, содержанию второй части заявки на участие в аукционе;
- ч.4 ст.41.7 Закона при разъяснении положений документации об аукционе.
отказ в допуске к участию в аукционе, в чем Заявитель усмотрел нарушение ч.5 ст.41.9 Закона.
Заказчик в возражении на жалобу (от 22.01.2014 г. N43) доводы жалобы не признал, указав на:
- установление требований к составу, содержанию второй части аукционной заявки в соответствии с требованиями законодательства РФ и предметом аукциона;
- наличие в документации об аукционе достаточных сведений для ответа на вопрос участника размещения заказа о разъяснении документации об аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.17 Закона и п.3.32 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 24.07.2012 г. N498, по данной жалобе проведена внеплановая проверка размещения заказа, в результате которой установлено следующее:
2. Согласно "Извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме" N0358100024013000025 от 27.12.2013 г.:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 6 641 150 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 20.01.2014 г. в 09 часов 00 минут.
В силу п.1 ч.3 ст.41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч.ч.4 и 6 ст.41.8 Закона, и инструкцию по ее заполнению.
Частью 4 ст.41.8 Закона регламентированы содержание и состав первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, ч.6 ст.41.8 Закона - содержание и состав второй части такой заявки.
В силу п.2 ч.6 ст.41.8 Закона вторая часть аукционной заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст.11 Закона, в случае, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об аукционе.
В силу п.1 ч.1 ст.11 Закона при размещении заказа путем проведения торгов обязательным требованием к участнику является соответствие участника требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов.
В силу ч.2 ст.52 Градостроительного Кодекса РФ (ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно ч.3 ст.52 ГрК РФ:
- лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо;
- лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации;
- лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям ч.2 ст.52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч.3.1 ст.52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в ч.4 ст.55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В силу ч.4 ст.55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N624 утвержден "Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень N624), включающий в т.ч.:
- раздел 3 "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту";
- подраздел 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)" раздела 3 Перечня N624;
Таким образом, согласно п.1 ч.1 ст.11, п.2 ч.6 ст.41.8 Закона вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства должна содержать копию свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
3. Заказчик в документации об аукционе:
- установил в Информационной карте (не имеющей нумерации) документации об аукционе требование о наличии в составе второй части заявки на участие в аукционе копии "лицензии Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление: деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Виды работ выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности: Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ";
- не установил требование о наличии во второй части заявки на участие в аукционе свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Фактическое содержание документации об аукционе указывает на нарушение Заказчиком п.1 ч.3 ст.41.6 Закона.
В обоснование отсутствия в документации об аукционе требования о представлении участниками размещения заказа копии свидетельства о допуске к работам по организации строительства заказчик:
- сослался на ч.1 ст.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию;
- указал: "предметом данного открытого аукциона в электронной форме является проведение не просто работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а выполнение работ по капитальному ремонту устройства противопожарной преграды".
Однако из документации об аукционе, в т.ч. предусмотренной ч.3 ст.52 ГрК РФ проектно-сметной документации (ПСД) на выполнение работ, составивших предмет аукциона, Заказчику требуется выполнение работ по капитальному ремонту.
Согласно п.3.1.5 Проекта гражданско-правового договора работы должны быть выполнены подрядчиком лично.
Данное указание в силу ч.1 ст.706 Гражданского Кодекса РФ исключило возможность привлечения субподрядчиков к исполнению контракта.
Согласно п.п.3.1.4, 3.1.6 Проекта гражданско-правового договора работы подлежали выполнению подрядчиком в соответствии с рядом строительных норм и правил (СНиП), в т.ч. СНиП 3-4-80 "Техника безопасности в строительстве", СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства"; требованиями по безопасной эксплуатации строительных машин и механизмов.
Пунктом 4.6 Проекта гражданско-правового договора предусмотрена выдача Заказчиком предписания подрядчику в случае нарушения подрядчиком "технологий строительного процесса".
Согласно п.п.6.1, 6.2 Проекта гражданско-правового договора:
- подрядчик принимает на себя обязательство обеспечить выполнение капитального ремонта устройства противопожарной преграды строительными материалами, изделиями и конструкциями согласно технической документации;
- все поставленные для строительства материалы и изделия должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество.
В Сводном сметном расчете стоимости "Капитальный ремонт: "Устройство противопожарной преграды в кинозале учебного корпуса N10 университета ДонГАУ" имеется глава 2 "Основные объекты строительства", где предусмотрены расходы на монтаж противопожарной шторы.
Согласно локальной смете N02-01-02 "Монтаж противопожарной шторы и демонтированного оборудования" Заказчику требовались в т.ч. работы:
- монтаж каркасов сценических устройств огнезащитных дверей, занавесей и штор (п.1);
- навеска стального каната для противопожарного занавеса, канат тяговый и грузовой, диаметр до 19,5 мм (п.2);
- пробивка в кирпичных стенах борозд площадью сечения до 100 см2 (п.22);
- пробивка в бетонных стенах и полах толщиной 100 мм отверстий площадью до 500 см2 (п.23);
- сверление установками алмазного бурения в железобетонных конструкциях вертикальных отверстий глубиной 200 мм диаметром 45 мм (п.24).
В раздел 3 Перечня N624 включен в т.ч. подраздел 10.1 "Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений".
Таким образом, предмет аукциона составляли в т.ч. работы, указанные в подразделе 10.1 раздела 3 Перечня N624, что видно из п.2 локальной сметы N02-01-02.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.41.6 Закона, ч.3.1 ст.52 ГрК РФ Заказчику надлежало включить в документацию об аукционе требование о наличии во второй части аукционной заявки копии свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Заказчик данного требования не установил, что надлежит признать нарушением п.1 ч.3 ст.41.6 Закона.
При этом комиссия Ростовского УФАС России не находит оснований для отнесения видов работ, указанных в п.п.1, 2 локальной сметы N02-01-02, к подразделам 10.5, 10.6 раздела 3 Перечня N624, на чем настаивал Заявитель в жалобе, однако не представил никаких доводов в пользу отнесения этих работ к данным подразделам.
Правовая позиция Ростовского УФАС России по настоящему делу подтверждается судебной практикой по аналогичным судебным делам.
В Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.01.2012 г. по делу NА14-2655/2011 приведен следующий вывод: "требование о необходимости представления участником размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства, согласуется с положениями действующего законодательства и является обязательным независимо от того, намерен ли подрядчик выполнить строительные работы лично, или привлекать субподрядчиков".
Аналогичная правовая позиция выражена в Постановлению Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.01.2013 г. по делу NА08-1484/2012.
4. В силу п.1 ч.4 ст.41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ потребностям заказчика.
При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно Инструкции по заполнению заявки в Информационной карте документации об аукционе:
- в техническом задании указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться;
- в части 3 "Техническая часть" размещена таблица, содержащая минимальные и (или) максимальные значения, а также значения, которые не изменяются, показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к использованию при выполнении работ товара.
В силу ч.ч.3, 4 ст.41.7 Закона:
- любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об аукционе в отношении одного аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган;
- в течение 2 дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.41.7 Закона запроса заказчик, уполномоченный орган размещают разъяснение положений документации об аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте при условии, что указанный запрос поступил заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за 5 дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Заказчику в соответствии с ч.3 ст.41.7 Закона поступил запрос участника размещения заказа, содержавший следующие вопросы:
- требуется ли указывать характеристики всех материалов, представленных в проектно-сметной документации или достаточно ограничиться материалами Таблицы 1 "Перечень основных материалов, используемых при выполнении работ" документации об аукционе?
- в случае необходимости указания материалов из проектно-сметной документации уточнить, требуется конкретизировать материалы из федеральных единичных расценок (ФЕР) или же необходима конкретизация "конкретных товаров" из ФССЦ и прайс-листов?
Заказчик 16.01.2014 г. в 16 часов 25 минут разместил на официальном сайте ответ, согласно которому:
- Информационная карта документации об аукционе содержит в себе все необходимые сведения, установленные в соответствии с "нормами ст.41.6, которая является нормой императивной". Перечень требований, установленных в соответствии с указанной статьей, является исчерпывающим и "не требует расширительного толкования";
- Заказчиком установлены "все необходимые критерии, позволяющие исполнить условия контракта";
- дополнительно сообщено, что в ст.41.6 Закона не указана возможность Заказчика устанавливать дополнительные требования "в отношении содержания документации об аукционе".
Содержание ответа указывает на нарушение Заказчиком ч.4 ст.41.7 Закона.
В русском языке слово "разъяснить" означает "объяснить, сделать ясным, яснее, понятным" (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М., Оникс, 2008 г.).
Однако ответ Заказчика никаких "разъяснений" по вопросам участника размещения заказа не содержит, в т.ч. о том, требуется (или не требуется) указывать в заявке интересовавшие участника размещения заказа показатели товаров.
Более того, в этом ответе не упоминаются проектно-сметная документация, Таблица 1, ФЕР, ФССЦ, прайс-листы; товары, используемые при выполнении работ.
Следовательно, Заказчика надлежит признать нарушившим ч.4 ст.41.7 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 94, в соответствии с ч.6 ст.60 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п.1 ч.3 ст.41.6, ч.4 ст.41.7 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание об аннулировании названного аукциона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.60 Закона решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
А.Д. Кравцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 23 января 2014 г. N 83\03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.02.2014