Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 23 января 2014 г. N 23
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Могилевкин А.Г. - заместитель руководителя Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ли Я.Х. - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Савчук К.В. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Морозова С.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Кобякова П.С., Рябых В.Н. - представителей администрации Невельского городского округа,
рассмотрев дело N 23/14 о нарушении отделом капитального строительства администрации Невельского городского округа (далее - заказчик) положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме по предмету: "Возведение инженерных сооружений для защиты от опасных природных процессов (в том числе сейсмических) объектов гражданского и производственного назначения по ул. 70 лет Октября в г. Невельске" (1 этап) (извещение N 0361300025713000377),
УСТАНОВИЛА:
17 января 2014 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Восток" (далее - заявитель, Общество) о признании заказчика нарушившим законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного аукциона.
По мнению заявителя, документация об открытом аукционе в электронной форме (далее - документация об аукционе) содержит незаконное требование о представлении во второй части заявки на участие в аукционе свидетельства саморегулируемой организации с наличием в нем допусков к конкретным видам работ, входящих в Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень видов работ). Также заявитель указывает на то, что в документации об аукционе имеется указание на два документа, в соответствии с которыми необходимо подготовить первую часть заявки на участие в аукционе, а именно: "Техническая часть" и "Техническое задание", однако документ под названием "Техническая часть" фактически отсутствует; не определены условия и срок оплаты работ по контракту.
В дополнениях к жалобе, поступивших до рассмотрения жалобы по существу, Общество указало, что в нарушение положений Закона о размещении заказов документацией об аукционе не предусмотрена возможность указания во второй части заявки на участие в аукционе аналога идентификационного номера налогоплательщика для иностранного лица; установленный в п. 21 информационной карты документации об аукционе объем гарантий не соответствует предмету проводимого открытого аукциона.
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился.
Представители заказчика возражали против удовлетворения жалобы, указывая на то, что нарушений законодательства о размещении заказов в обжалуемой части не допущено.
Также представители заказчика заявили ходатайство о прекращении внеплановой проверки по жалобе Общества, поскольку пропущен срок на подачу последней.
Указанное ходатайство рассмотрено Комиссией и отклонено, так как жалоба Общества на положения документации об аукционе подана почтовой связью 15.01.2014, в то время как срок окончания подачи заявок на участие в аукционе истекал 16.01.2014.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, протоколами, составленными в ходе размещения заказа:
1) заказчиком данного аукциона является отдел капитального строительства администрации Невельского городского округа;
2) документация об аукционе утверждена заказчиком;
3) торги проводил уполномоченный орган - администрация Невельского городского округа;
4) начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 177 783 912 руб.;
5) в связи с тем, что до окончания срока подачи заявок не подана ни одна заявка на участие в открытом аукционе, аукцион признан несостоявшимся.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны, осуществив в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку размещения заказа, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов при проведении торгов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При этом ч. 4 вышеназванной статьи установлено, что кроме указанных в чч. 1 - 3 данной статьи требований и установленных в соответствии со ст. 55.3 данного закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч.ч. 4 и 6 ст. 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов определено, что вторая часть заявки на участие в открытом аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 данного кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Раздел III Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), где перечислены виды работ по организации строительства.
Из приведенных положений следует, что в соответствии с градостроительным законодательством лицо, осуществляющее строительство, то есть лицо, с которым будет заключен контракт, обязано иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержащее, помимо прочих допусков, допуск к работам по организации строительства.
Следовательно, для подтверждения соответствия требованию п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен представить копию такого свидетельства во второй части заявки на участие в аукционе.
В п. 18 Информационной карты документации об аукционе указано, что в составе второй части заявки на участие в аукционе участнику торгов в качестве документа, подтверждающего соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, необходимо представить копию свидетельства саморегулируемой организации, содержащее следующие допуски:
33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики);
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта;
30.2. Рыхление и разработка грунтов под водой механизированным способом и выдачей в отвал или плавучие средства;
30.7. Возведение дамб;
30.8. Монтаж, демонтаж строительных конструкций в подводных условиях;
30.11. Водолазные (подводно-строительные) работы, в том числе контроль за качеством гидротехнических работ под водой.
Из изложенного следует, что подтверждением соответствия участника размещения заказа требованию п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов является копия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в котором будут содержаться, в том числе конкретные допуски, перечисленные выше, не относящиеся к организации строительства.
Между тем, такое условие допуска к участию в аукционе не соответствует чч. 3, 3.1 ст. 52 ГрК РФ, поскольку лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, и оно должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Определив в п. 18 Информационной карты документации об аукционе требование, заказчик нарушил ч. 4 ст. 11 Закона о размещении заказов, так как установил к участникам размещения заказа требование, не предусмотренное законодательством Российской Федерации, а также нарушил п. 1 ч. 3 ст. 41.6, п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, поскольку установил требование к документу, подтверждающему соответствие участника размещения заказа требованию п. 1 ч. 1 ст. 11 данного закона, который фактически не подтверждает соответствие участника размещения заказа такому требованию.
Вышеуказанные выводы также подтверждаются судебной практикой.
Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в своем постановлении от 27.06.2012 по делу N А59-3596/2011 указал, что в документации об аукционе должно быть установлено требование о наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам в соответствии с предметом аукциона.
При этом, как следует из позиции Пятого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлениях от 27.02.2013 по делу N А59-4295/2012, свидетельство саморегулируемой организации должно содержать допуск на организацию работ по строительству, также исходя из объекта, который будет строиться.
Учитывая изложенное, в данном случае, документация об аукционе должна содержать требование о представлении во второй части заявки на участие в аукционе выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержащее допуск 33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики).
В данной части жалоба признается обоснованной.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно содержанию документации об аукционе, в состав последней включен раздел 4 "Требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и качественным характеристикам товара, к качеству работ, услуг (Техническое задание)".
В инструкции по заполнении заявки на участие в аукционе (п. 3.3 раздела 1.2 документации об аукционе) определен алгоритм указания в первой части заявки на участие в аукционе значений показателей используемых при выполнении работ товаров в зависимости от конкретных случаев, предусмотренных документацией об аукционе. При этом, данная инструкция отсылает в одних случаях отсылает на Техническую часть документации об аукционе, а в других - на Техническое задание этой же документации.
Согласно п. 17 раздела 3 документации об аукционе требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям муниципального заказчика содержатся в разделе 4 данной документации - "Техническое задание".
Комиссией установлено, что в составе документации об аукционе имеется "Техническое задание", где в табличной форме указаны наименования используемых при выполнении работ товаров, а также показатели таких товаров и их значения.
Из указанных положений документации об аукционе явно следует, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать сведения об используемых при выполнении работ товарах, указания на которые содержатся в Техническом задании.
Определив указанное, заказчик исполнил требования п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закон о размещении заказов.
В данной части жалоба признается необоснованной.
В соответствии с п. 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать сведения о форме, сроках и порядке оплаты товара, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Общие условия определения сроков в гражданских правоотношениях приведены в ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В п. 4.1 проекта контракта указано, что муниципальный заказчик производит расчеты с Генподрядчиком в период с 1 по 31 декабря 2016 года, согласно п. 2.2. данного Контракта, на основании подписанных форм N КС-2, КС-3 и предъявления Генеральным подрядчиком счета и счета-фактуры.
Пункт 2.2 проекта контракта изложен следующим образом: "Лимит финансирования, предусмотренный в 2016 году на выполнение работ по Объекту, составляет (___________) рублей".
В свою очередь, цена контракта, сформированная на аукционе, указывается в п. 2.1 проекта контракта.
Проанализировав вышеуказанные положения документации об аукционе, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком не нарушены положения п. 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, так как окончательный срок оплаты работ определен периодом времени - с 1 по 31 декабря 2016. При этом лимит финансирования определяется исходя из суммы, на которую будет заключен контракт.
В данной части жалоба признается необоснованной.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с ч.ч. 4 и 6 ст. 41.8 данного закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать сведения о фирменном наименовании (наименовании), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика (для иностранного лица).
Из приведенных положений Закона о размещении заказов следует, что документация об аукционе должна содержать требование о необходимости представления во второй части заявки на участие в аукционе сведений об аналоге идентификационного номера налогоплательщика в случае, если заявка подана иностранным лицом.
В данном случае, в п. 3.2.3 раздела 2 документации об аукционе указано, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе сведения об идентификационном номере налогоплательщика для иностранного лица.
По мнению Комиссии, положения п. 3.2.3 раздела 2 документации об аукционе соответствуют требованиям п. 1 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, так как усматривается возможность представления иностранным лицом сведений об идентификационном номере налогоплательщика.
В данной части жалоба признается необоснованной.
Согласно п. 6 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Требования к сроку и (или) объему предоставления гарантий качества работ определены в п. 21 раздела 3 документации об аукционе. Однако, в последнем абзаце данного пункта документации об аукционе указано следующее: "В случае, если недостатки и дефекты, обнаруженные на Объекте, делают невозможным использование Объекта по прямому назначению, либо создают угрозу жизни или здоровью проживающих в нем лиц, Генподрядчик обязан на время устранения недостатков и дефектов, предоставить владельцу взамен другое аналогичное жилое помещение".
Данный объем предоставления гарантий качества работ не относится к предмету проводимых работ.
Как пояснили представители заказчика, указанный абзац был ошибочно скопирован из текста другой документации об аукционе.
Между тем, Комиссия отмечает, что документация об аукционе содержит также и надлежащий объем гарантий качества работ.
Проанализировав вышеуказанные положения документации об аукционе, Комиссия приходит к выводу, что последний абзац п. 21 раздела 3 документации об аукционе установлен ошибочно, то есть является фактически опиской, не изменяющей и не исключающей надлежащий объем гарантий качества работ.
Учитывая изложенное, довод заявителя в указанной части безоснователен.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 2, 4 ст. 57, в соответствии с ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Восток" признать обоснованной в части установления в документации об аукционе незаконного требования о представлении во второй части заявки на участие в аукционе свидетельства саморегулируемой организации с наличием в нем допусков к конкретным видам работ.
2. Признать заказчика нарушившим ч. 4 ст. 11, п. 1 ч. 3 ст. 41.6, п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушении законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.Г. Могилевкин
Члены Комиссии Я.Х. Ли
К.В. Савчук
С.В. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 23 января 2014 г. N 23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.02.2014