Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 декабря 2013 г. N 1553-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Пушкарёвой М.В. - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии;
Опалева А.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;
Аминевой А.Ю. - специалиста 1 разряда отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект сервис" (127106, г. Москва, ул. Широкая, 3) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального казенного учреждения Белоярского городского округа "Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства" (624030, Свердловская обл, Белоярский рп, ул. Ленина, д. 263), его комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0362300131713000046) на право заключения контракта, на привязку проекта повторного применения, прохождение государственной экспертизы, строительство дошкольного образовательного учреждения детские ясли-сад на 140 мест, включая оснащение технологическим оборудованием и мебелью по адресу Свердловская область, Белоярский район с. Косулино, ул. Строителей 16 Б, в части наличия нарушений Федерального Закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
При участии представителей:
Заказчика - Муниципального казенного учреждения Белоярского городского округа "Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства" - Бирючевой Людмилы Петровны (распоряжение N 01-42/72 от 03.09.2013),
Слушателя - Муниципального казенного учреждения Белоярского городского округа "Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства" - Бутаковой Ирины Ришатовны.
При отсутствии представителя:
Заявителя в лице ООО "Комплект сервис,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Комплект сервис" (вх. N 01-17949 от 06.12.2013) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального казенного учреждения Белоярского городского округа "Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства", его комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0362300131713000046) на выполнение работ по разработке проектной документации, рабочей документации и строительству объекта: "Детский сад на 270 мест по адресу: Свердловская область, г. Краснотурьинск" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в том числе не монтируемым, оборудованием и мебелью, поданная в соответствии с требованиями ст. 57 и соответствующая требованиям ст.58, 59 Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 12974 от 09.12.2013).
Заявитель в своей жалобе пояснил, что незаконность действий заказчика выражается в нарушении установленных требованиями ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции, наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.
Также предметом аукциона является выполнение работ по разработке проектной документации, рабочей документации и строительству объекта: "Детский сад на 270 мест по адресу: Свердловская область, г. Краснотурьинск" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в том числе не монтируемым, оборудованием и мебелью. Однако заявитель считает, что определяя предмет аукциона подобным образом, заказчик лишь создает видимость обоснованности и правомерности включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных между собой товаров. Предмет торгов должен быть строго определен и конкретизирован.
Согласно документации, в рамках аукциона необходимо выполнить проектные и строительно-монтажные работы, которые относятся к совершенно особой и имеющей свою специфику сферу деятельности, для осуществления которой необходимо иметь определенные ресурсы, разрешения и т.п.
Между тем, согласно Документации, помимо оборудования и материалов, которые непосредственно используются при выполнении строительных работ, также необходимо поставить: 1) Оборудование для пищеблока; 2) Мебель; 3) Прачечное оборудование; 4) Спортивное оборудование; 5) Медицинское оборудование. Заявитель считает, что включение данного оборудования в состав одного лота является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение муниципального контракта в рамках аукциона. На основании вышеизложенного просят приостановить размещение заказа, признать незаконными действия заказчика и уполномоченного органа, выдать предписание о внесении изменений в Документацию и привлечь виновных к установленной законом ответственности.
Представители Уполномоченного органа и Заказчика с доводами жалобы не согласны по следующим основаниям.
Заказчик в соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов имеет право устанавливать в Документации об аукционе требования к выполнению работ.
С учетом своих потребностей Заказчик в соответствии с данной нормой указал в Документации об аукционе требования к работам, которые необходимо выполнить при исполнении условий контракта. При этом в Документации об аукционе (в Требованиях к материалам и изделиям, применяемым при выполнении работ, Локальных ресурсных сметных расчетах) не содержалось указания на необходимость в рамках размещения заказа поставить какое-либо специализированное оборудование, в том числе, для приготовления пищи.
Учитывая изложенное, представители заказчика просили в удовлетворении заявленных ООО "Комплект сервис" требований отказать, действия заказчика по установлению требований в Документации об аукционе к выполняемым работам признать соответствующими требованиям законодательства о размещении заказов.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
15 ноября 2013 года на официальном сайте заказчиком размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300131713000046 на право заключения контракта, на привязку проекта повторного применения, прохождение государственной экспертизы, строительство дошкольного образовательного учреждения детские ясли-сад на 140 мест, включая оснащение технологическим оборудованием и мебелью по адресу Свердловская область, Белоярский район с. Косулино, ул. Строителей 16 Б.
Начальная (максимальная) цена контракта 86 000 000,00 руб.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 41.5 Закона о размещении заказов в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме указывается предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
Согласно извещению N 0362300131713000046 предметом размещения заказа является выполнение работ по разработке проектной документации, рабочей документации и строительству объекта: привязку проекта повторного применения, прохождение государственной экспертизы, строительство дошкольного образовательного учреждения детские ясли-сад на 140 мест, включая оснащение технологическим оборудованием и мебелью по адресу Свердловская область, Белоярский район с. Косулино, ул. Строителей 16 Б.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Вышеуказанные требования к составу и характеристике работ, товаров, которые используются при производстве работ и подлежат поставке, содержатся в Приложениях N3 документации об аукционе.
При рассмотрении доводов заявителя о недопустимости включения в один лот с выполнением строительных работ поставки не монтируемого оборудования Комиссией установлено следующее.
В ч. 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказов путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса (аукциона), в конкурсной документации (документации об аукционе) отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 34, ч. 1 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация о торгах должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
Метод строительства объектов "под ключ" на основании п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ" (утв. Постановлением Госстроя СССР N 147 от 10.11.1989) предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Согласно п. 2 Приложения к данному Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается в том числе стоимость оборудования, мебели, инвентаря, что означает допустимость включения в заказ на строительство "под ключ" поставки данных товаров. С учетом указанного положения, а также отсутствия в действующем законодательстве соответствующего запрета указание заказчиком в качестве предмета аукциона одновременно со строительством объекта "под ключ" поставки технологического оборудования и мебели правомерно.
В соответствии с ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов.
В ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов предусмотрено установление следующих обязательных требований к участникам размещения заказа, в том числе о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов (п.1).
Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно учитывать вид объекта капитального строительства. В связи с тем, что предметом данного размещения заказа является объект гражданского строительства, то обязательным требованием к участникам размещения заказа должно являться наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулирующей организацией, содержащее раздел 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, заказчик, действуя в соответствии с требованиями законодательства, обязан включить в состав документов, предоставляемых участниками размещения заказа, копии свидетельств о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией, соответственно установленные требования не могли повлечь нарушение прав и законных интересов участников размещения заказа.
Предметом аукциона N 0362300131713000046 являются работы по строительству дошкольного образовательного учреждения ясли-сад на 140 мест. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) относятся к п. 33 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624).
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Документация об аукционе не содержит требования к участнику иметь выданный саморегулируемой организацией допуск к работам по капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11, ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов заказчик не установил в документации требование к участникам аукциона, которое является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, участники (ООО "Компания "НеоКрил" и ООО "Мегаполис") были допущены к участию в аукционе неправомерно, так как не приложили никаких соответствующих документов. А участники ООО "Линкор" и ООО "Центр Строительных Решений" представили в заявке свидетельства о допуске, поэтому были допущены правомерно.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар должна содержать следующие сведения:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак.
В нарушение п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов заказчик в документации об открытом аукционе в Разделе 2. Информационная карта, п. 15 "Требования к участникам размещения заказа" сделал ссылку на Приложения N1,2,3. Однако, в Приложении N 2, п. 1.2 "Требования к содержанию документов" заказчик установил требование, что должна содержать первая часть заявки, а именно: конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме. Из этого следует, что заказчиком не было установлено обязательное требование "согласие" участника в первой части заявки в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60, Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов.
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Комплект сервис" признать необоснованной.
2. Признать действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения Белоярского городского округа "Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства" нарушение п. 3 ч. 1 ст. 11, ч. 5 ст. 41.6 и п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения Белоярского городского округа "Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.В. Пушкарёва
Члены комиссии А.О. Опалев
А.Ю. Аминева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 декабря 2013 г. N 1553-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2014