Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 января 2014 г. N 91-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, Председателя Комиссии;
Песковой О.А. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена комиссии;
Опалева А.О. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена комиссии,
при участии представителей:
- Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн": Никитиной Марины Анатольевны (доверенность N 0008 от 09.01.2014), Пермяковой Ольги Игоревны (доверенность N 375 от 21.01.2014);
- ООО МТ "ЭкаДез": Михайловой Юлии Александровны (доверенность N1 от 09.01.2014), Мялик Людмилы Алексеевны (протокол N3 от 03.02.2012),
рассмотрев жалобу ООО МТ "ЭкаДез" (620041, г. Екатеринбург, ул. Советская, 3-81) на действия (бездействие) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн" (620036, Свердловская обл, Екатеринбург г, ул.Соболева, 25) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку дезинфицирующего средства (0362200061413000944), в части наличия нарушений Федерального Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов),
УСТАНОВИЛА:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО МТ "ЭкаДез" (вх.N01-549 от 15.01.2014) на действия (бездействие) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн" при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку дезинфицирующего средства (0362200061413000944).
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (уведомление N 387 от 17.01.2014).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ч.1 ст.12 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), ч.ч. 5,6 ст. 17, ст. 60 Закона о размещении заказов, и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
Представители заявителя поддержали доводы жалобы и пояснили, что документация об аукционе содержит требования к товару, которые в свой совокупности определяют исключительно дезинфицирующее средство "Люмакс Окси".
Более того, заказчик в нарушение ст.19.1 Закона о размещении заказов не исследовал рынок товаров, а рассматривал цены на определенный товар конкретного производителя, что по мнению представителей заявителя, приводит к ограничению количества участников размещения заказа.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и просили признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев доводы сторон и ознакомившись с материалами дела, комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
30.12.2013 заказчик в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн" разместил на официальном сайте в сети "Интернет" заказ путем проведения открытого аукциона в электронной форме на поставку дезинфицирующего средства (0362200061413000944).
Начальная (максимальная) цена контракта: 464 000,00 рублей.
В соответствии с п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В силу ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В ч.2 ст. 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом в случае, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром.
Частью 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов устанавливается, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В разделе "Техническое задание" документации об аукционе заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.
Так, в разделе "Техническое задание" документации об аукционе заказчик установил следующие требования к поставляемому товару:
Название препарата |
Параметры эквивалентности |
Люмакс Окси или эквивалент. |
Эквивалентом является товар со следующими техническими характеристиками: Потребительские свойства: Средство должно быть предназначено для применения в лечебно-профилактических учреждениях для стирки в машинах автоматах и ручным способом, в том числе совмещенной с отбеливанием и химической и термической дезинфекции больничного белья, в том числе загрязненного кровью и другими биологическими субстратами, из хлопчатобумажных тканей и синтетических волокон, при температуре не менее 30 -65 С., действует одинаково в жесткой и мягкой воде. Порошок должен хорошо растворяться в воде, иметь запах только отдушки, эффективно отбеливать белье и удалять пятна. Время дезинфекции белья не более 20 минут. Средство должно быть безопасно для применения в стиральных машинах автоматах, не обладает повреждающим действием на внутренние детали машины, можно дозировать через автоматические системы дозировки. Средство может использоваться как активатор стирального порошка для усиления моющих свойств при загрузке в отсек машины вместе стиральным порошком. Действующее вещество средства персульфат калия в сочетании с функциональными добавками (содержание активного кислорода не менее 11,5 +/- 1,0%) Требования к качеству и безопасности Средство должно обладать бактерицидным (включая возбудителей туберкулеза и анаэробных инфекций), фунгицидным (в отношении грибов рода Кандида и трихофитий), вирулицидным (включая вирусы гриппа всех видов, парагриппа, ротавирусов, ОРВИ, вирус полиомиелита, вирусы энтеральных, парентеральных гепатитов всех видов, ВИЧ, герпеса, атипичной пневмонии), а также спороцидным действием, овоцидным действием, обладает хорошим моющим и дезодорирующими свойствами Класс опасности: По параметрам острой токсичности по ГОСТ 12.1.007-76 средство должно относится к 4 классу малоопасных веществ при нанесении на кожу, при ингаляционном воздействии в насыщенных концентрациях (согласно классификации ингаляционной опасности по степени летучести) средство относится к 4 классу опасности. При введении в брюшную полость относится к 3 классу мало токсичных веществ (по классификации К.К. Сидорова). Средство не должно обладать кожно-резорбтивным и сенсибилизирующим действием. Средство не должно содержать фосфаты и хлорсодержащие соединения. Должно быть безопасным для всех видов тканей и материалов стиральных машин. Выход рабочего раствора : при одновременной дезинфекции и стирки 5 кг сухого белья используется не более 100 гр средства Срок годности средства не менее 2 лет. Остаточный срок годности на момент поставки - не менее 70% от срока годности, установленного производителем. После вскрытия упаковки средство должно сохранять свои свойства в течение не менее 12 месяцев Упаковка: из материала обеспечивающего прочность тары и сохранность товара, фасовка не более 1,5 кг. не менее 100 гр., упаковка в сопровождении с мерной емкостью. |
Рассмотрев, представленные заказчиком и заявителем доказательства в отношение товаров, которые должны соответствовать потребности заказчика, комиссия Свердловского УФАС Росси пришла к выводу, что под установленные заказчиком требования подходит исключительно дезинфицирующие средство "Люмакс Окси".
Так, под установленные в разделе "Техническое задание" документации об аукционе требования могло бы подойти средство "Дезинбак Супер", но данное средство имеет иной состав, чем запросил заказчик. Кроме того, срок годности средства составляет 12 месяцев, заказчик же запрашивал не менее 2 лет.
Также, под установленные заказчиком требования могло бы подойти дезинфицирующие средство "Главстирка", но данное средство также имеет отличный от запрашиваемого заказчиком состав, а содержание активного кислорода равно 6,5%, что не соответствует потребности заказчика.
Из изложенного следует, что заказчик в нарушение ч.1 ст.41.6 и ч.3.1 ст.34 Закона о размещении заказов установил в документации об аукционе требования к товару, которые в своей совокупности определяют конкретный товар определенного производителя - "Люмакс Окси", что в свою очередь приводит к ограничению количества участников размещения заказа.
В силу ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ включение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа в конкурсную документацию, документацию об аукционе или извещение о проведении запроса котировок указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, влечет наложение административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.
Более того, в ходе проведения внеплановой проверки было установлено, что в п.6.2 проекта договора и в разделе "Техническое задание" документации об аукционе заказчик установил, что срок годности товара должен быть не менее 2 лет, при этом остаточный срок годности товара на момент поставки - не менее 70% от срока годности, установленного производителем.
Однако, в п.13 части II "Информационная карта" документации об аукционе заказчик установил иной срок годности товара, а именно: "срок годности должен составлять не менее 24 месяцев с момента поставки", то есть данные разделы документации об аукционе противоречат друг другу, а значит установленные заказчиком требования к поставляемому товару не позволяют определить его потребность, что является нарушением п.1 ч.4 ст.41.6 и ч.1 ст.41.6, ч.2 ст.34 Закона о размещении заказов.
На основании п.6.1 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения об обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
В ч.1 ст.19.1 Закона о размещении заказов установлено, что для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Согласно ч.2 ст.19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
В части 4 "Обоснование начальной (максимальной) цены договора" документации об аукционе заказчик представил расчеты, проведенные на основании трех коммерческих предложений. Однако, данные предложения были сделаны исключительно на дезинфицирующие средство "Люмакс Окси", то есть заказчик в нарушение п.6.1 ч.3 ст.41.6 и ч.1 ст.19.1 Закона о размещении заказов не исследовал рынок товаров, а запрашивал цены на средство "Люмакс Окси".
В силу п.11 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
На основании ч.19 ст.41.12 Закона о размещении заказов в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно.
В п.28 части 2 документации об аукционе заказчик установил требование обеспечения исполнения контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены договора.
П.29 части 1 документации об аукционе устанавливает, что банковские реквизиты Заказчика для внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения договора, обеспечения гарантии поставщика на товар указаны в Информационной карте аукциона.
Однако, ни часть 2 "Информационная карта" документации об аукционе, ни иной раздел документации не содержат банковские реквизиты Заказчика для внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения договора.
Таким образом, заказчик в нарушение п.11 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов не установил порядок предоставления обеспечения исполнения договора путем передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения договора, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 17, ст. 60 Закона о размещении заказов, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО МТ "ЭкаДез" признать обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн" нарушения ч.1 ст.41.6, ч.3.1 ст.34, п.1 ч.4 ст.41.6, ч.1 ст.41.6, ч.2 ст.34, п.6.1 ч.3 ст.41.6, ч.1 ст.19.1 и п.11 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь для ветеранов войн", аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч.4.1 и ч.4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии О.А. Пескова
А.О. Опалев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 21 января 2014 г. N 91-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2014