Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 30 октября 2013 г. N 1367-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Пушкарёвой М.В. - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии;
Шумковой М.Г. - заместителя начальника отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;
Ждановских А.А. - специалиста 1 разряда отдела контроля за размещением заказов, члена Комиссии;
При участии представителей:
Заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 16" Асбестовского городского округа - О.Г. Елькиной (доверенность б/н от 31.10.2013 г.),
Заявителя - ИП Гудковой Ж.В. - М.О. Власова (доверенность б/н от 09.01.2013 г.), А.В. Карманова (доверенность 13.05.2013 г.),
рассмотрев жалобу ИП Гудковой Ж.В. на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 16" Асбестовского городского округа (624260, Свердловская область, г. Асбест, ул. Октябрьской революции, 16) при размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по организации питания для нужд МБОУ СОШ N 16 (номер извещения 0362300150113000004) в части наличия нарушений Федерального Закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2013 N 498)
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ИП Гудковой Ж.В. (вх. N 01-15765 от 25.10.2013) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 16" Асбестовского городского округа при размещении заказа путем проведения открытого конкурса N 0362300150113000004 на право заключения договора на оказание услуг по организации питания для нужд МБОУ СОШ N 16, поданная в соответствии с требованиями ст. 57 и соответствующая требованиям ст.58, 59 Закона о размещении заказов.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном частями 5, 6 статьи 17, статьи 60 Закона о размещении заказов.
В своей жалобе заявитель указал следующее:
Изучив положения документации, внесенные в нее изменения и принимая решение о подаче заявки на участие в конкурсе, ИП Гудкова Ж.В., в соответствии с п. 2.2 части 2 раздела 1 документации, 22 октября 2013 года направила в адрес Заказчика запрос на разъяснение положений конкурсной документации. По состоянию на 25 октября 2013 года Заказчик не направил ИП Гудковой Ж.В. разъяснения положений документации и не опубликовал разъяснения на общероссийском официальном сайте.
Отсутствие официальных разъяснений Заказчика по вопросам, указанным ИП Гудковой Ж.В. в запросе на разъяснение, влечет невозможность подачи ИП Гудковой Ж.В. заявки на участие в указанном конкурсе и нарушает ее права как субъекта предпринимательской деятельности в части невозможности участия в конкурсе.
Также представители заявителя указывают, что в измененной редакции предметом конкурса является (п. 3 Информационной карты в ред.2) "право заключить договор на оказание услуг по организации питания для нужд Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 16" Асбестовского городского округа в соответствии с требованиями, указанными в разделе IV "Техническая часть". Таким образом, предмет конкурса был изменен, что не соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
Кроме того, представители заявителя отмечают, что в измененной редакции конкурсной документации отсутствуют формы, заполнение которых обязательно при подаче заявки, а именно:
- нет формы пояснительной записки, отсутствие которой ведет к отклонению участника;
- отсутствует Форма N3 "Образец подписания конверта конкурсной заявки", которая согласно п. 3.5. документации требует ее обязательного заполнения;
- отсутствует Часть 2 конкурсной документации "Техническая часть", ссылка на которые имеется в документации в примечании к Форме N1. Вместо этого существует просто Раздел IV "Техническая часть", который не является Частью 2 конкурсной документации;
- также отсутствует форма подачи запроса на разъяснение положений документации (Форма N4), ввиду чего запрос на разъяснение положений был подан ИП Гудковой Ж.В. в произвольной форме.
- отсутствует Форма N2 "Опись документов".
В п. 3, 5 документации, а также в Примечании к Форме N1 содержится указание о том, что все листы заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома заявки на участие в открытом конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы.
Вместе с тем, п. 3.3. ст. 25 Закона о размещении заказов указывает, что ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе". Таким образом, не указание заказчиком этого положения вносит неопределенность для Участника размещения заказа, который может истолковать, что отсутствие нумерации может привести к отклонению участника.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, пояснив, что заказчиком при размещении данного заказа были соблюдены требования Закона о размещении заказов.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
10 августа 2013 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N 0362300150113000004 на право заключить договор на оказание услуг по организации питания для нужд МБОУ СОШ N 16.
10 августа 2013 года на официальном сайте также размещена конкурсная документация на право заключить договор на оказание услуг по организации питания обучающихся для нужд Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 16" Асбестовского городского округа.
07 октября 2013 года на официальном сайте размещены изменения в конкурсную документацию, касающиеся изменений раздела II "Информационная карта конкурсной документации", раздела III "Формы документов, предоставляемых в составе заявки на участие в открытом конкурсе", раздела IV "Техническая часть", раздела V "Проект договора".
В ч. 4.1 ст. 21 Закона о размещении заказов предусмотрено, что заказчик, уполномоченный орган вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается.
В п. 3 Информационной карты конкурсной документации (ред. от 10.08.2013 г.) предмет открытого конкурса (договора) указан как право заключить договор на оказание услуг по организации питания для нужд Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 16" Асбестовского городского округа.
Согласно п. 3 Информационной карты конкурсной документации (ред. от 07.10.2013 г.) предметом договора является право заключить договор на оказание услуг по организации питания для нужд Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 16" Асбестовского городского округа в соответствии с требованиями, указанными в разделе IV "Техническая часть.
Указание в измененной редакции конкурсной документации об аукционе в части определения предмета размещения заказа на соответствие требованиям, указанным в разделе IV "Техническая часть", не является изменением предмета конкурса, а является ссылкой на документ, определяющий требования к результатам оказания услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
В ч. 2 ст. 24 Закона о размещении заказов предусмотрено, что в течение одного дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника размещения заказа такое разъяснение должно быть размещено заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть.
22 октября 2013 года в адрес Заказчика поступил запрос на разъяснение положений конкурсной документации. В соответствии с представленными заказчиком документами ответ на запрос ИП Гудковой Ж.В. был направлен 25 октября 2013 года, то есть с нарушением срока, установленного в ч. 1 ст. 24 Закона о размещении заказов. Также 25 октября 2013 г. данный ответ был размещен заказчиком на официальном сайте.
Кроме того, в ответе на вопрос N1 запроса относительно примечания к Форме 1 "Заявка на участие в открытом конкурсе" указано, что отсутствие либо не заполнение пояснительной записки к заявке любым из участников конкурса не приведет к отклонению его заявки на участие в конкурсе в то время как в самой конкурсной документации предусмотрено, что отсутствие таких сведений в форме заявке обозначает не выполнение требований конкурсной документации и влечёт к отклонению такой заявки. Таким образом, ответ заказчика на вопрос N1 запроса на разъяснение конкурсной документации фактически изменяет суть документации, что не соответствует требованиям ч. 2 ст. 24 Закона о размещении заказов.
Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, специализированной организацией порядка разъяснения конкурсной документации влечет административную ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - электронный документ), и инструкцию по ее заполнению в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 Закона о размещении заказов.
В ч. 2 ст. 25 Закона о размещении заказов указано, что участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа. При этом на таком конверте указывается наименование открытого конкурса (лота), на участие в котором подается данная заявка. Участник размещения заказа вправе не указывать на таком конверте свое фирменное наименование, почтовый адрес (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица).
В ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов закреплен исчерпывающий перечень требований к составу заявки на участие в конкурсе.
Согласно ч. 3.3 ст. 25 Закона о размещении заказов все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
В ч. 2 ст. 27 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 Закона о размещении заказов.
В ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов предусмотрены основания для отказа в допуске к участию в конкурсе участникам размещения заказа, в том числе:
- непредоставление документов, определенных частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов (за исключением документов, предусмотренных подпунктом "г" пункта 1 части 3, частью 3.1 статьи 25 Закона о размещении заказов), либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах;
- несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.
Таким образом, в случае, если в конкурсной документации отсутствуют четкие требования к оформлению документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе (в том числе отсутствуют установленные формы), то участники размещения заказа вправе предоставить необходимые в соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона о размещении заказов сведения и документы в свободной форме.
В связи с этим, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что отсутствие в конкурсной документации (в ред. от 07.10.2013 г.) некоторых форм документов, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе, не могло впоследствии явиться основанием для отказа участнику размещения заказа в допуске к участию в аукционе, следовательно, повлиять на результаты торгов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов
Р Е Ш И Л А:
1.Жалобу ИП Гудковой Ж.В. признать обоснованной в части нарушения порядка дачи разъяснения конкурсной документации.
2.Признать в действиях заказчика в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 16" Асбестовского городского округа нарушения ч.ч. 1, 2 ст. 24 Закона о размещении заказов.
3.Заказчику в лице Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 16" Асбестовского городского округа предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов не выдать в связи с отсутствием нарушений, которые могли повлиять на результат торгов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.В. Пушкарева
Члены Комиссии М.Г. Шумкова
А.А. Ждановских
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 30 октября 2013 г. N 1367-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2014