Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 января 2014 г. N 10-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
Литяевой О.В. - специалиста эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Авакяна А.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "Энерго" на действия (бездействие) заказчика в лице ГБУЗ СО "Березовская центральная городская больница", его комиссии при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0362300025313000304) на выполнение работ по сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации путем термического уничтожения опасных медицинских отходов класса опасности "Б", "В" и "Г", в части наличия нарушений Федерального Закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту -Закон о контрактной системе) при участии представителей:
- заказчика ГБУЗ СО "Березовская ЦГБ" - Штолинского Сергея Александровича (доверенность б/н от 09.01.2014), Галимовой Анастасии Владимировны (доверенность б/н от 09.01.2014);
- заинтересованного лица в лице ООО "ЭкоЛайн" - Примаковой Татьяны Сергеевны (доверенность N479/1 от 21.08.2013), Пивоваровой Ольги Александровны (доверенность N4/2 от 01.11.2013);
- заявителя в лице ООО "Энерго" -Аксеновой Юлии Николаевны;
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Энерго" (вх. N 01-19326 от 26.12.2013) на действия (бездействие) заказчика в лице ГБУЗ СО "Березовская центральная городская больница" его комиссии, при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0362300025313000304) на выполнение работ по сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации путем термического уничтожения опасных медицинских отходов класса опасности "Б", "В" и "Г".
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 14048 от 30.12.2013).
В своей жалобе заявитель ООО "Энерго" указал, что заказчик неправомерно установил требования о наличии в лицензии кода отхода по ФККО 593 000 00 00 00 0, и кода отхода по ФККО 125 002 00 00 00 4, не относящихся к медицинским.
Заказчик не осуществлял паспортизацию образуемых отходов, т.е. у заказчика нет паспортов отходов, которые свидетельствовали бы о принадлежности образуемых заказчиком отходов класса "б", "в", "г" ко 2 классу опасности.
Подп. 5 п. 26 Информационной карты одним из требований к участнику размещения заказа является "выполнение услуг по обезвреживанию/утилизации (термическому уничтожению) ОМО лично с помощью специализированного оборудования для термического уничтожения особо опасных медицинских отходов, находящегося в собственности организации участника, на территории Свердловской области без привлечения третьих лиц".
Присутствие в тексте слов "...оборудования..., находящегося в собственности" ограничивает доступ к участию в торгах тех участников размещения заказа, у кого оборудование имеется на праве аренды или ином законном праве.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснив, что при размещении заказа действовали в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
19 декабря 2013 года на официальном сайте уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300025313000304.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 868 714,50 руб.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с указанными нормами Закона о размещении заказов заказчик разместил на официальном сайте в сети "Интернет" аукционную документацию, в том числе Техническое задание на выполнение работ по сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации путем термического уничтожения опасных медицинских отходов класса опасности "Б", "В" и "Г".
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Согласно ч 7. ст. 41.8 Закона о размещении заказов требовать от участника размещения заказа иные документы и сведения, за исключением предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с п. 30 раздела 5.1 информационной карты первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Характеристики должны быть указаны четко и трактоваться однозначно. При описании характеристик товара не допускается применение слов "может", "должен", "эквивалент", "типа", "более", "менее" и т.п. слов, не позволяющих однозначно трактовать указанные характеристики).
В соответствии с п.5.2. Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
а) фирменное наименование, сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика;
б) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, обеспечения исполнения контракта являются крупной сделкой. Предоставление указанного решения не требуется в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает максимальную сумму сделки, предусмотренную решением об одобрении или о совершении сделок, предоставляемым для аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.
в) действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IVкласса опасности, выданной в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
г) действующее санитарно-эпидемиологическое заключение на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
д) Экспертное заключение на соответствие требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", участка по обращению с медицинскими отходами.
Установленные требования в пунктах г) и д) могут привести к ограничению прав участников размещения заказа, кроме того данные требования противоречат ч.6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
В п. 26 информационной карты документации об аукционе установлены обязательные требования к участникам размещения заказа, в том числе:
-наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, выданной в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В п. 21 информационной карты документации об аукционе установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона:
Наличие у Участника действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 класса опасности на территории Свердловской области. В лицензии должно быть указано: конкретное место осуществления деятельности; конкретное место нахождения производства; указан срок действия лицензии; наименование (эпидемиологически-опасных) отходов: эпидемиологически-опасные отходы: класс В, Г медицинские отходы, сбор и удаление которых требует принятия особых мер во избежание инфицирования (III класс опасности); медицинские отходы сбор и удаление которых не требует принятия особых мер во избежание инфицирования (IV класс опасности); медицинские отходы (лекарственные средства, отходы фармацевтического производства, генотоксичекие, цитостатические препараты, низкорадиоактивные отходы и др. (IV класс опасности) общий код отхода ФККО 971 000 0000 000; лабораторные отходы и остатки химикалиев (химические реактивы, код отхода ФККО 593 000 00 00 00 0, II класс опасности); отходы из жироотделителей, содержащие животные жировые продукты, код отхода ФККО 125 002 00 00 00 4 (IV класс опасности).
Допускается только Лицензия с приложениями и расшифровкой перечня опасных (медицинских) отходов и разрешенных видов обращения с ними (п. 30 ст. ФЗ N 99-ФЗ от 04. 05. 2011 г.), в которой указан класс опасности для ОПС (окружающей природной среды); указан класс опасности для человека, выданная в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Действующее санитарно-эпидемиологическое заключение на здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Экспертное заключение (санитарно-эпидемиологическая экспертиза на соответствие требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" участка по обращению с медицинскими отходами).
Паспорт на специализированное оборудование (инсинератор) с перечнем допустимых к утилизации видов отходов на установке по термическому уничтожению отходов, в котором должны быть указаны опасные медицинские отходы (оригинал производителя либо заверенная нотариально копия).
При этом федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 N 786 к медицинским отходам относит: Медицинские отходы (больниц и лечебно-оздоровительных учреждений) с кодом 97000000 00 00 0 и медицинские отходы с кодом 97100000 00 00 0.
Предметом аукциона являются выполнение работ по сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации путем термического уничтожения опасных медицинских отходов класса опасности "Б", "В" и "Г".
Понятие "медицинские отходы" установлено в части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ): медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
Код отхода по ФККО 593 000 00 00 00 0, и код отхода по ФККО 125 002 00 00 00 4, не относятся к медицинским отходам.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 N 786 отход под кодом 593 000 00 00 00 0 - лабораторные отходы и остатки химикалиев;
отход под кодом 125 002 00 00 00 4- отходы из жироотделителей, содержащие животные жировые продукты.
Заказчик неправомерно установил требования о наличии в лицензии кодов 593 000 00 00 00 0, 125 002 00 00 00 4.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В документации п.19 заказчик устанавливает выполнение работ по сбору, использованию, транспортировке, обезвреживанию, размещению и утилизации путем термического уничтожения опасных медицинских отходов класса опасности "Б", "В" и "Г" исходя из потребности заказчика, ежедневно, в месте расположения исполнителя на производственном участке в Свердловской области лично с помощью специализированного оборудования, находящего в собственности Участника (инсинераторной установки), используемой для утилизации медицинских отходов методом пиролиза (сжигания), без привлечения третьих лиц.
Заказчик, устанавливая в документации данные требования, нарушает Ч.1 СТ. 41.6, ч.2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
Комиссией Свердловского УФАС России одновременно с рассмотрением жалобы ООО "Энерго" на основании статьи 17 Закона о размещении заказов проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства о размещении заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме.
В соотвесвтии с п.8 ч.4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения об условиях исполнения контракта форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
В документации заказчик в позиции 23 (форма, сроки и порядок оплаты товаров, работ, услуг) установлено что, оплата осуществляется по безналичному расчету: Оплата производится путем безналичного расчета по представленным Исполнителем в ежемесячном режиме счетам-фактурам и актам выполненных работ, с отсрочкой платежа до 60 календарных дней.
Исходя из этого требования заказчик не устанавливает конкретных сроков оплаты выполнения работ, нарушая п.8 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Согласно п.7 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о месте, условиях и сроках (периодов) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Заказчик в части 2 (техническое задание) в пункте 3 устанавливает сроки (периоды) поставки товаров, оказания услуг: с момента подписания контракта и до 31.12.2013года.
При этом в проекте договора (часть 3) в разделе 4 (сроки оказания услуг и порядок сдачи-приемки исполнения обязательств) 4.1. оказание услуг по выполнению работ по сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации путем термического уничтожения опасных медицинских отходов класса опасности "Б", "В" и "Г" ГБУЗ СО "Березовская ЦГБ" в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Договору, являющейся неотъемлемой частью Договора) в порядке и в сроки, установленный Договором. Услуги осуществляются с момента заключения настоящего договора и до 30 июня 2014 года.
В связи с вышеизложенным, Комиссия УФАС по Свердловской области приходит к выводу что, в документации у заказчика имеются противоречия в части сроков выполнения работ.
Частью 4.2 ст. 7.30 КоАП установлена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов.
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Энерго" признать обоснованной в части незаконного установления требования о наличии лицензии кодов не связанных с медицинскими отходами.
2. Признать в действиях заказчика в лице ГБУЗ СО " Березовская центральная городская больница " нарушение ч.1 ст. 41.6 ч. 2.1 ст. 34, п.7 и п.8 ч.41.6, ч.6 ст. 41.8 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику в лице ГБУЗ СО " Березовская центральная городская больница " предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены комиссии О.В. Литяева
А.В. Авакян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 января 2014 г. N 10-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.02.2014