Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 14 января 2014 г. N 34-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Волкова С.Н. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Смирнова А.С. -специалиста эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Авакяна А.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии;
рассмотрев жалобу ООО "Технология и Сервис" на действия (бездействие) заказчика в лице ГБУЗ СО "Красноуфимская центральная районная больница " его комиссии, при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0362200064713000425) на выполнение работ по вывозу и утилизации медицинских отходов классов "Б", "В", "Г", в части наличия нарушений Федерального Закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов) ст. 106, ч.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту -Закон о контрактной системе) при участии представителей:
- заказчика ГБУЗ СО "Красноуфимская центральная районная больница" - Хлыбовой Антонины Алексеевны (доверенность N 1787 от 19.12.2013), Фидер Жанны Александровны (доверенность N 1787 от 19.12.2013);
- заявителя ООО "Технология и Сервис"- Силкиной Екатерины Алексеевны ( доверенность б/н, б/д);
- заинтересованного лица ООО "Энерго"- Аксеновой Юлии Николаевны (доверенность б/н от 07.12.2011 г);
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Технология и Сервис" (вх. N 01-19513 от 30.12.2013) на действия (бездействие) заказчика в лице ГБУЗ СО " Красноуфимская центральная районная больница " его комиссии, при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0362200064713000425) на выполнение работ по вывозу и утилизации медицинских отходов классов "Б", "В", "Г", поданная в соответствии с требованиями ст. 57 и соответствующая требованиям ст. 58, 59 Закона о размещении заказов.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 14086 от 31.12.2013).
По мнению заявителя ООО "Технология и Сервис" заказчик нарушил Закон о размещении заказов следующим образом, 23 декабря 2013 г на сайте http://www.sberbank-ast.ru было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по вывозу и утилизации медицинских отходов классов "Б", "В", "Г" в 3-4 квартале 2014 года.
В соответствии с п. 12 Информационной карты аукциона в составе первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать:
2) Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным техническим заданием, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при отсутствии в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак:
- наличие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению опасных отходов на территории Свердловской области с приложениями (в лицензии должно быть указано конкретное место осуществления деятельности; конкретное место нахождения производства; указан срок действия лицензии; наименование отходов (отходы, сбор и удаление которых требует особых мер предостороэюности во избежание инфицирования; хирургический инструмент и разовый инструмент; отходы, сбор и удаление которых не требует особых мер предосторожности); код отхода по ФККО: 971 ООО 0000 ООО; указан класс опасности для ОПС; указан класс опасности для человека);
Заявитель считает, что данное требование аукционной документации предъявляет к участникам размещения требования выше установленных действующим законодательством к лицам, осуществляющим деятельность, являющуюся предметом торгов, что нарушает требования п.1 4.1. ст. 11, ч.5 ст. 41.6 Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при размещении заказа путем проведения торгов.
1. В соответствии с п. 30 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, к которым отходы лечебно-профилактических учреждений (медицинские отходы) не относятся. Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется нормативными правовыми актами экологического законодательства, к числу которых относится ФЗ "Об отходах производства и потребления". Медицинские отходы к отходам производства и потребления не относятся.
Согласно статье 4.1. данного закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
класс - чрезвычайно опасные отходы;
класс - высокоопасные отходы;
класс - умеренно опасные отходы;
класс - малоопасные отходы;
класс - практически неопасные отходы.
На основании ст. 33 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЭ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений исключены из действия ФЗ "Об обращении с отходами производства и потребления". Обращение с отходами лечебно-профилактических учреждений регулируется только ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", а также СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".-
Согласно п. 2.1. СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности:
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
Ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также иным законодательством РФ не предусмотрено лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению медицинских отходов класса "А"-"Д". В соответствии с санитарной классификацией, к отходам 1-4 класса опасности относятся только токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности - класс "Г". Класс медицинских отходов "Б" не может таким образом быть отнесен к отходам 1-4 класса опасности.
Согласно Письму Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 декабря 2011 г. N 12-46/18775 "О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими и биологическими отходами", Минприроды России сообщает, что действие норм Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяются на отходы лечебно- профилактических учреждений (медицинских отходов в целом), а также на биологические отходы, и, как следствие, выдача разрешительной документации в области обращения с отходами на вышеуказанные отходы неправомерна.
К основным принципам осуществления лицензирования относится, согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом.
В соответствии с п. 2. ч. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Следовательно, требование наличия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности в составе данной аукционной документации незаконно.
Поскольку лицензированию подлежат только виды деятельности, установленные Законом о лицензировании, и введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в перечень видов деятельности, предусмотренный Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", отсутствует нормативно-правовое требование о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению опасных медицинских отходов.
Также на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 04 июля 2012 года N 681 "Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания" классификация медицинских отходов осуществляется в том числе по степени их опасности на окружающую природную среду (по степени негативного воздействия на среду обитания) на буквенные классы "А", "Б", "В", "Г", "Д". Таким образом, для медицинских отходов не применяется числовая классификация отходов в соответствии с ФККО.
Включение в состав документации об аукционе требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению опасных отходов с кодом отхода по ФККО: 971 ООО 0000 000, указан класс опасности для ОПС, указан класс опасности для человека, необоснованно.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
23 декабря 2013 года на официальном сайте уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362200064713000425.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 975 791,00 руб.
В соответствии п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с указанными нормами Закона о размещении заказов заказчик разместил на официальном сайте в сети "Интернет" аукционную документацию, в том числе Техническое задание на выполнение работ по сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации путем термического уничтожения опасных медицинских отходов класса опасности "Б", "В" и "Г".
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
В раздела 4 информационной карты аукциона п.12 закреплены требования к содержанию и составу заявки, а именно первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанным в документации об аукционе;
2) Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным техническим заданием, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при отсутствии в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак:
- наличие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению опасных отходов на территории Свердловской области с приложениями (в лицензии должно быть указано конкретное место осуществления деятельности; конкретное место нахождения производства; указан срок действия лицензии; наименование отходов (отходы, сбор и удаление которых требует особых мер предосторожности во избежание инфицирования; хирургический инструмент и разовый инструмент; отходы, сбор и удаление которых не требует особых мер предосторожности); код отхода по ФККО: 971 000 0000 000; указан класс опасности для ОПС; указан класс опасности для человека);
Предметом контракта, заключаемого по итогам данного аукциона, является выполнение работ по вывозу и утилизации медицинских отходов классов "Б", "В", "Г" на 1-2 квартал 2014 (п. 3 Информационной карты аукциона), при этом заказчик расшифровывает в части V "Техническое задание", что предмет контракта включает в себя выполнение работ по вывозу и утилизации медицинских отходов классов "Б" и "В" согласно СанПин 2.1.7.2790-10 (Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Живые вакцины, непригодные к использованию.), а также по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "Г" согласно СанПин 2.1.7.2790-10 (Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие).
В ст. 1 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под видом отходов понимается совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов; под обращением с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования; под сбором отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; под транспортированием отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; под обезвреживанием отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под объектом размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов - перечень образующихся в РФ отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду.
В ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4), а под товаром - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 1).
Результаты работ и оказание услуг в ст. 128 и п. 1 ст. 129 ГК РФ относятся оборотоспособным объектам гражданских прав.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ). Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ).
Работы и услуги, являющиеся продуктами лицензируемых видов деятельности, согласно п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 129 ГК РФ относятся к ограниченно оборотоспособным объектам гражданских прав, исчерпывающий перечень которых определяется законодательством.
Размещение отходов производства и потребления согласно относится к видам негативного воздействия на окружающую среду, а условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов согласно должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания (окружающей среды) и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 2 ст. 16 и п. 1 ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности в п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) и ст. 9 Закона об отходах отнесена к лицензируемым видам деятельности.
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду в ст. 4.1 Закона об отходах подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Отношения в области обращения с медицинскими отходами согласно п. 2 ст. 2 Закона об отходах регулируются соответствующим законодательством РФ, а в ч. 1 ст. 49 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон об охране здоровья) под медицинскими отходами понимаются все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Медицинские отходы согласно ч. 3 ст. 49 Закона об охране здоровья подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Причем отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласно ст. 4 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регулируются законодательством РФ об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 утверждены СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами"(далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами (п. 1.2).
Система сбора, временного хранения и транспортирования медицинских отходов в ООМД согласно п. 3.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 должна включать следующие этапы:
- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность;
- перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание/обезвреживание;
- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;
- захоронение или уничтожение медицинских отходов.
Медицинские отходы в ч. 2 ст. 49 Закона об охране здоровья и п. 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством РФ, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы 1 - 4 классов опасности, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Таблица 1
Класс опасности |
Характеристика морфологического состава |
Класс А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО) |
Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства. Смет от уборки территории и так далее. Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических. |
Класс Б (эпидемиологически опасные отходы) |
Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Пищевые отходы из инфекционных отделений. Отходы из микробиологических, клинико- диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3 - 4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев. Живые вакцины, непригодные к использованию. |
Класс В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы) |
Материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории. Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1 - 2 групп патогенности. |
|
Отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза. |
Класс Г (токсикологически опасные отходы 1 - 4 <*> классов опасности) |
Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию. Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие. |
Класс Д Радиоактивные отходы |
Все виды отходов, в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности. |
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144 введены в действие "СП 2.1.7.1386-03. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления. Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления. Санитарные правила", которые в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов на среду обитания и здоровье человека устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности (п. 1.2). Отходы по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека распределяются на четыре класса токсикологической опасности (п. 2.1):
- 1 класс - чрезвычайно опасные;
- 2 класс - высоко опасные;
- 3 класс - умеренно опасные;
- 4 класс - мало опасные.
Указанные правила не распространяются на радиоактивные, биологические, медицинские, взрыво- и пожароопасные отходы (п. 1.3).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 утверждены СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - ООМД) (п. 1.1 р. I).
Примерный план производственного контроля за соблюдением санитарных правил при проведении дезинфекционных и стерилизационных мероприятий согласно Приложению 20 СанПиН 2.1.3.2630-10 предусматривает:
/-----------------------------------------------------------------------------------------\ | Объект контроля | Предмет контроля | Ответственный | Исполнитель | Периодичность | |------------------+------------------+---------------+-------------------+---------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |------------------+------------------+---------------+-------------------+---------------| |------------------+------------------+---------------+-------------------+---------------| |Утилизация отходов|Сбор и утилизация,|Ответственное |Ответственное лицо,|Ежедневно | | |соблюдение условий|лицо по ЛПО за |назначенное | | | |эксплуатации |утилизацию |заведующим | | | |установок по |отходов |отделением | | | |обеззараживанию | | | | | |отходов (при их | | | | | |наличии в ЛПО) | | | | |------------------+------------------+---------------+-------------------+---------------| | |Вывоз медицинских |Зам. главного |Организация, |Ежедневно - | | |отходов с |врача по |аккредитованная в |отходы класса | | |территории ЛПО |хозяйственной |установленном |А, Б, В (при | | | |части или |порядке на данные |отсутствии на | | | |начальник АХЧ |работы (по |территории ЛПО | | | | |договору) |установки по | | | | | |обезвреживанию | | | | | |отходов) | |------------------+------------------+---------------+-------------------+---------------|
Примерное распределение обязанностей по организации и проведению дезинфекционных и стерилизационных мероприятий согласно Приложению 19 кСанПиН 2.1.3.2630-10 предусматривает:
Руководитель лечебно-профилактической организации (главный врач) назначает ответственное лицо за сбор и хранение отходов в ЛПО (п. 1.1);
Заместитель руководителя ЛПО по эпидемиологической работе (врач-эпидемиолог или лицо, назначенное руководителем ЛПО) определяет функциональные обязанности и разрабатывает должностные инструкции для ответственных лиц, участвующих в организации и проведении производственного контроля дезинфекционных, стерилизационных мероприятий, утилизации медицинских отходов, и представляет их для утверждения главному врачу (п. 1.2);
Заведующий лечебным подразделением назначает ответственное лицо за сбор отходов в отделении (п. 1.7);
Младший медицинский персонал под руководством лица, ответственного по отделению за сбор и обеззараживание отходов, участвует в сборе и обеззараживании отходов класса Б и В (п. 1.14);
Лицо, ответственное за утилизацию медицинских отходов по ЛПО и отделениям (п. 1.15):
- проводит расчет потребности в оборудовании для обеззараживания медицинских отходов (в т.ч. емкости для сбора отходов, контейнеры, установки);
- организует прием оборудования для утилизации и проверяет наличие разрешительной документации на него;
- организует сбор и утилизацию отходов, соблюдение условий эксплуатации установок по обеззараживанию отходов (при их наличии в ЛПО).
Заместитель руководителя ЛПО по хозяйственной части или начальник АХЧ (или лицо, назначенное руководителем организации ответственным за выполнение указанных функций) заключает договора с организациями, аккредитованными в установленном порядке, на вывоз медицинских отходов с территории ЛПО (п. 1.4);
Помещения обработки медицинских отходов относятся к помещениям вспомогательных служб, ООМД должна быть обеспечена необходимым количеством технологического оборудования для обращения с отходами разных классов опасности (стойки-тележеки, пакеты, мешки, контейнеры, в том числе непрокалываемые, и другое), а обращение с отходами различных классов опасностиосуществляются в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 (пп. "в" п. 7.2, п.п. 2.18, 11.24, 11.26 р. I, п. 6.20 р. III, п. 9.10 р. VI СанПиН 2.1.3.2630-10).
СанПиН 2.1.7.2790-10 также устанавливают требования к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами (п. 1.2). Участок по обращению с отходами классов Б и В (комплекты однократного использования, перевязочный материал, ватно-марлевые повязки, тампоны, белье, маски, спецодежда, салфетки, изделия медицинского назначения однократного применения и др.) согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 является структурным подразделением организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, или самостоятельной специализированной организацией (далее - участок). На территории участка осуществляется прием, обработка (обезвреживание или обеззараживание), временное хранение (накопление) отходов, мойка и дезинфекция стоек-тележек, контейнеров и другого оборудования, применяемого для перемещения отходов. Участок располагается в специально оборудованных помещениях медицинской организации или на самостоятельной территории и осуществляет сбор, накопление, аппаратное обеззараживание/обезвреживание, утилизацию отходов классов Б и В. Размещение участка в составе медицинских подразделений не допускается (кроме помещений для обеззараживания в лабораториях, осуществляющих работы с возбудителями 1 - 4 групп патогенности) (п. 10.1). Транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории (п. 3.8 и п. 4.6).
Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255) определяет порядок лицензирования деятельности в области обращения с отходами, включенными в Федеральный классификационный каталог отходов, в который за N 97100000 00 00 0 включены медицинские отходы. Причем для кодирования класса опасности для окружающей природной среды используется тринадцатая цифра (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).
Согласно Письму Росприроднадзора от 19.12.2011 N ВК-08-03-36/16638 Законом о лицензировании вводится новое понятие "место осуществления лицензируемого вида деятельности", под которым понимается объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
Исходя из содержания данного понятия, таким объектом не может быть город, регион РФ, субъект РФ или РФ в целом. Объектом являются здания, помещения, сооружения или иные объекты, попадающие под понятие "место осуществления лицензируемого вида деятельности", принадлежащие соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании. При этом лицензии, в которых места осуществления лицензируемого вида деятельности указаны в виде города, региона РФ, субъекта РФ или РФ в целом, при обращении лицензиата с заявлением о переоформлении лицензии необходимо рассматривать как переоформление в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности.
Следовательно, отходы класса "Д", "Г", "В" соотносятся к отходам "I - IV классов, а потому услуги по обращению с опасными медицинскими отходами класса "В" и "Б" подлежат лицензированию как деятельность по обезвреживанию и размещению отходов III и IV классов опасности.
В связи с вышеизложенным, Комиссия УФАС по Свердловской области установила, что заказчик правомерно установил требования наличия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию, размещению опасных отходов на территории Свердловской области с приложениями.
Вместе с тем, Комиссия УФАС по Свердловской области установила что, в соответствии с ч. 5 ст. 41.6 Закона о размещении документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.11 Закона о размещении при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа: соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
При этом, заказчик в документации устанавливает в разделе 5 (техническое задание) в пункте 2 требования к специализированной установке по сжиганию медицинских отходов (для целей предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду):
- мощность не менее 65 кг/час
- наличие заключения государственной экологической экспертизы
- рабочая температура сжигания не менее 900 С°.
Согласно ч. 4.1 ст. 28 ФЗ N94 наличие у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования относятся к квалификации участника.
Заказчик устанавливая данное требование по сравнению с лицензированными требованиями ограничивает количество участников открытого аукциона нарушая таким образом ч. 5 ст. 41.6, п.1 ч.1 ст.11 Закона о размещении заказов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 112 Закона о контрактной системе частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов.
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Техно Сервис" признать обоснованной в части незаконного установления требования к участнику наличии у него установки по сжиганию медицинских отходов.
2. Признать в действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области " Березовская центральная городская больница " нарушение п.1 ч.1 ст. 11, ч.5 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Заказчику в лице ГБУЗ СО " Красноуфимская центральная районная больница " предписаний не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.Н. Волков
Члены комиссии А.С. Смирнов
А.В. Авакян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 14 января 2014 г. N 34-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.02.2014