Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 января 2014 г. N 2-57-
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере размещения закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - старшего государственного инспектора отдела контроля за размещением государственного заказа Логиновой Т.А.,
Членов Комиссии:
Лысовой Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа,
Потехина К.А. - специалиста 1 разряда отдела контроля за размещением государственного заказа,
при участии представителей: ГБУЗ г. Москвы Городская клиническая больница имени С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы - Яновского А.А.; в отсутствие представителей ООО "Дор Строй Групп" (уведомлены письмом исх. NМГ/750 от 16.01.2014),
рассмотрев жалобу ООО "Дор Строй Групп" на действия государственного заказчика - ГБУЗ г. Москвы Городская клиническая больница имени С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг с целью соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения города Москвы Городской клинической больницы имени С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы" в 2014 г (Заказ N0173200001413001555), в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "Дор Строй Групп" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - ГБУЗ г. Москвы Городская клиническая больница имени С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг с целью соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения города Москвы Городской клинической больницы имени С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы" в 2014 г (Заказ N0173200001413001555).
Согласно ст. 113 Закона о контрактной системе Закон о размещении заказов признан утратившим силу с 1 января 2014 года. Частью 1 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В соответствии с положениями Закона о размещении заказов определение поставщиков в целях заключения с ними государственных и муниципальных контрактов, а так же гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных документацией о торгах, извещением о запросе котировок и завершается заключением контракта либо заключением гражданско-правового договора.
На основании изложенного, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, указанная позиция так же изложена в совместном письме ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации исх. NАД/53811/13 от 30.12.2013, исх. N29401-ЕС/Д28 от 27.12.2013.
По мнению Заявителя требования, установленные Заказчиком в документации об аукционе в электронной форме, нарушают положения действующего законодательства, а именно следующее:
1. Требование, установленное Заказчиком в п.15 Технического задания аукционной документации, об обязанности Исполнителя на момент подписания договора предоставить медицинские книжки на обслуживающий персонал;
2. Положение п.8.2 проекта государственного контракта, в частности Заказчиком не определен срок оказания услуг (более чем на___ (___) рабочих дней), в случае нарушения которого Заказчик вправе обратиться в суд в установленном действующим законодательством порядке с требованием о расторжении контракта;
3. В пункте 4.3 проекта государственного контракта не определен срок (не позднее ___ (___) дней) по истечении которого после получения от Подрядчика документов, указанных в п.4.2 контракта, Заказчик рассматривает и осуществляет приемку оказанных услуг по настоящему договору на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в настоящем договоре и Сметной и Технического задания, и направляет Исполнителю подписанный Заказчиком 1 (один) экземпляр Акта сдачи-приемки услуг либо запрос о предоставлении разъяснений касательно результатов оказанных услуг.
4. В пункте 6.2 проекта государственного контракта не определен гарантийный срок на оказываемые услуги по настоящему контракту с даты подписания Сторонами Акта сдачи-приемки услуг;
5. Положение п.11 аукционной документации, согласно которому Исполнитель на момент подписания контракта обязуется представить Заказчику сведения, подтверждающие соответствующими документами (штатное расписание, сертификаты, удостоверения специалистов и др.) по количественному, квалификационному составу и стажу работы персонала;
6. Установления неправомерных требований к товарам в Форме 2 аукционной документации;
7. В п. 5.3.6 проекта государственного контракта предусмотрено, что Исполнитель вправе досрочно исполнить обязательства по настоящему контракту.
8. Положение п. 10.3 проекта государственного контракта, согласно которому: "Если, по мнению Сторон, оказание услуг может быть продолжено в порядке, действовавшем согласно настоящему государственному контракту до начала действия обязательств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия".
На заседании Комиссии представителем Заказчика даны устные пояснения, а также представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС от 16.01.2014 г. NМГ/750 необходимые документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, заслушав мнения и доводы сторон, Комиссия установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика в связи с нарушением действующего законодательства при размещении заказа в части ограничения количества участников размещения заказа, а именно требование к Исполнителю на момент подписания договора предоставить медицинские книжки на обслуживающий персонал (п.15ТЗ).
Согласно ч.1 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
Частью 2.1 ст.34 Закона о размещении заказов установлено, что не допускается включать в документацию об аукционе требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем, комиссией Управления установлено, что документация об аукционе в электронной форме содержит требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров и результатам выполняемых работ, при этом в п.15 Технического задания аукционной документации Заказчиком установлены следующее требования: "...На момент подписания договора... Исполнитель предоставляет Заказчику медицинские книжки на обслуживающий персонал...", что нарушает ч.2.1 ст.34 Закона о размещении заказов.
Согласно ч. 4.6 ст. 41.12 Закона о размещении заказов в случаях, предусмотренных ч. 4.2 и ч. 4.4 ст. 41.12 Закона о размещении заказов, в течение трех дней со дня получения проекта контракта участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени этого участника открытого аукциона, а также документ об обеспечении исполнения контракта, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок указанного лица, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требование о наличии у участников размещения заказа трудовых ресурсов, необходимых для выполнения работ и оказания услуг, а именно о предоставлении Исполнителем медицинских книжек на обслуживающий персонал, является излишним требованием и может повлечь к ограничению количества участников размещения заказа, что нарушает с.2.1 ст.34, ч.4.6 ст.12 Закона о размещении заказов.
2. В п.8.2 Проекта государственного контракта предусмотрено право Заказчика обратиться в суд в установленном действующим законодательством порядке с требованием о расторжении контракта в случае нарушения Исполнителем сроков оказания услуг, предусмотренных Календарным планом, более чем на___ (___) рабочих дней.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о размещении заказов под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях настоящего Федерального закона понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения. Гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются на срок, не превышающий трех лет, за исключением гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, обслуживанию и (или) эксплуатации объектов капитального строительства, а также образовательных (высшее и среднее профессиональное образование) услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, в случае, если длительность производственного цикла выполнения данных работ, услуг составляет более трех лет. Сроки, на которые заключаются указанные договоры, а также иные виды гражданско-правовых договоров бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые могут заключаться на срок, превышающий три года, и сроки, на которые они заключаются, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Частью 1 ст.766 ГК РФ Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Определение сроков начала оказания услуг указанием на момент или период времени с момента исполнения обязанности заказчиком является надлежащим способом согласования таких сроков.
Срок оказания услуг признается согласованным, если стороны в разумный срок совершили действия, с момента совершения которых начинает течь срок оказания услуг по договору.
Частью 1 ст. 782 ГК РФ установлено, что Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 19.1 Закона о размещении заказов Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.
В нарушение ч. 1 ст. 19.1, ч. 5 ст. 34 Закона о размещении заказов п.8.2 проекта государственного контракта содержит следующее: "Заказчик вправе обратиться в суд в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке с требованием о расторжении настоящего Контракта в случае нарушения Исполнителем сроков оказания услуг, предусмотренных Календарным планом, более чем на _____ (_____) рабочих дней".
Комиссия приходит к выводу о неправомерности включения Заказчиком п. 8.2 в проект государственного контракта, поскольку не установление положений проекта государственного контракта не позволяет участникам размещения заказа определить условия его расторжения.
3. В пункте 4.3 проекта государственного контракта не определен срок (не позднее ___ (___) дней) по истечении которого после получения от Подрядчика документов, указанных в п.4.2 контракта, Заказчик рассматривает и осуществляет приемку оказанных услуг по настоящему договору на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в настоящем договоре и Сметной и Технического задания, и направляет Исполнителю подписанный Заказчиком 1 (один) экземпляр Акта сдачи-приемки услуг либо запрос о предоставлении разъяснений касательно результатов оказанных услуг.
Частью 1 ст. 720 ГК РФ определено, что Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В соответствии с ч.1 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
В силу п. 7 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
При этом, в соответствии с ч. 12 ст. 9 Закона о размещении заказов в контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности указанного довода Заявителя и нарушений Заказчиком п. 7 ч. 4 ст. 41.6, ч. 12 ст. 9 Закона о размещении заказов.
4. В пункте 6.2 проекта государственного контракта не определено, сколько составляет гарантийный срок на оказываемые услуги по настоящему контракту с даты подписания Сторонами Акта сдачи-приемки услуг.
Согласно ч.1 ст. 722 ГК РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве.
В соответствии с п.6 ч. 4 ст.1.6 Закона о размещении заказов 4 документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными настоящей статьи сведениями должна содержать требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в п. 14 Технического задания аукционной документации Заказчиком установлены требования по объему и сроку гарантий качества услуг. Кроме того, определено: Гарантия качества оказываемых услуг, в том числе на используемые в услуге материалы предоставляется в полном объеме с соблюдением технологии производства, а также действующих норм и правил в течение срока действия договора.
В силу ч. 5 ст. 34 Закона о размещении заказов к документации об аукционе должен быть приложен проект контракта (в случае проведения аукциона по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Согласно ч.10 ст.41.12 Закона о размещении заказов контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации об открытом аукционе в электронной форме, по цене, предложенной победителем открытого аукциона в электронной форме, либо в случае заключения контракта с иным участником открытого аукциона в электронной форме по цене, предложенной таким участником открытого аукциона.
На основании изложенного, довод Заявителя об отсутствии в аукционной документации гарантийного срока по оказанию услуг не нашел своего подтверждения.
5. В п.11 аукционной документации установлено, что Исполнитель на момент подписания контракта обязан представить Заказчику сведения, подтверждающие соответствующими документами (штатное расписание, сертификаты, удостоверения специалистов и др.) по количественному, квалификационному составу и стажу работы персонала.
Частью 6 ст.41.12 Закона о размещении заказов Заказчик, уполномоченный орган в течение трех дней со дня получения от оператора электронной площадки проекта контракта и, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, документа об обеспечении исполнения контракта, подписанных усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени участника открытого аукциона в электронной форме, обязаны направить оператору электронной площадки контракт, подписанный усиленной электронной подписью в соответствии с условиями функционирования электронных площадок лица, имеющего право действовать от имени заказчика, за исключением случая, предусмотренного настоящей статьи.
На основании изложенного, Комиссия Управления при ходит к выводу, что требование, установленное Заказчиком в п.11 аукционной документации неправомерно и нарушает ч.6 ст.41.12 Закона о размещении заказов.
6. В силу п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На заседании Комиссии Управления установлено, что аукционная документация согласно требованиям п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов содержит требования к товарам, необходимым для выполнения работ, и их характеристикам.
Кроме того, на заседании Комиссии Заявитель затруднился пояснить, каким образом установление требований к товарам, указанное в аукционной документации, препятствует формированию и подаче заявок на участие в аукционе.
Таким образом, указанный довод заявителя на заседании Комиссии Управления не нашел своего подтверждения.
7. Согласно п. 5.3.6 проекта государственного контракта Исполнитель вправе досрочно исполнить обязательства по настоящему контракту.
На основании ч. 1 ст. 41.6, ч. 6 ст. 34 Закона о размещении заказов сведения, содержащиеся в документации об аукционе, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона.
В нарушение ч. 1 ст. 41.6, ч. 6 ст. 34 Закона о размещении заказов п. 5.3.6 проекта государственного контракта установлено - "исполнитель вправе досрочно исполнить обязательства по настоящему договору". При этом согласно Извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме предметом торгов является выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации) зданий, комплекса инженерных систем Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городской клинической больницы им. С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы" в 2014 г.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности настоящего довода жалобы Заявителя.
8. В п. 10.3 проекта государственного контракта определено следующее: "Если, по мнению Сторон, оказание услуг может быть продолжено в порядке, действовавшем согласно настоящему государственному контракту до начала действия обязательств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы и их последствия".
Частью 3 ст. 401 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем, указанное требование п. 10.3 проекта государственного контракта не регламентируется гражданским законодательством, но одновременно является обычаем делового оборота и пролонгирование сроков оказания услуг в виду, возникновения случая непреодолимой силы не противоречит положениям законодательства о размещении заказов.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 5 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, ст.112 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу жалобу ООО "Дор Строй Групп" на действия (бездействие) ГБУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница N 1 им. Н.И. Пирогова Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований и условий, изложенных в п.10, 11, 15 технического задания аукционной документации, а также требований п.5.3.6, п.4.3, п.8.2 проекта государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.2.1 ст.34, ч.1 ст.41.6, ч.4.1 ст.41.12, ч.1 ст.19.1, п.7 ч.4 ст.41.6, ч.12 ст.9, ч.6 ст.34 Закона о размещении заказов.
3. Государственному заказчику ГБУЗ г. Москвы "Городская клиническая больница N 1 им. Н.И. Пирогова Департамента здравоохранения города Москвы" выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Члены Комиссии: Н.А. Лысова
К.А. Потехин
Исп. Лысова Н.А. тел. (495) 784-75-05 (доб. 153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 января 2014 г. N 2-57-
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2014