Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 января 2014 г. N 2-57-
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - старшего государственного инспектора отдела контроля за размещением государственного заказа Логиновой Т.А.,
Членов Комиссии:
Лысовой Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа,
Осипова Р.Г. - старшего специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа,
при участии представителей: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования Федерального медико-биологического агентства" - Бахшиняна В.В., Гомкцяна К.Л.; ООО "НПК "Азимут" -Иванищева Д.В.,
рассмотрев жалобу ООО "НПК "Азимут" на действия государственного заказчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования Федерального медико-биологического агентства" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку систем (комплектов) кохлеарной имплантации для пациентов без аномалий развития внутреннего уха и облитерации улитки (Заказ N0373100008113000019), в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "НПК "Азимут" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку систем (комплектов) кохлеарной имплантации для пациентов без аномалий развития внутреннего уха и облитерации улитки (Заказ N0373100008113000019).
Согласно ст. 113 Закона о контрактной системе Закон о размещении заказов признан утратившим силу с 1 января 2014 года. Частью 1 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В соответствии с положениями Закона о размещении заказов определение поставщиков в целях заключения с ними государственных и муниципальных контрактов, а так же гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных документацией о торгах, извещением о запросе котировок и завершается заключением контракта либо заключением гражданско-правового договора.
На основании изложенного, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, указанная позиция так же изложена в совместном письме ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации исх. NАД/53811/13 от 30.12.2013, исх. N29401-ЕС/Д28 от 27.12.2013.
По мнению Заявителя требования, установленные Заказчиком в документации об аукционе в электронной форме, нарушают положения действующего законодательства, а именно следующее:
1. Технические характеристики, установленные Заказчиком в п.4.8 Технического задания аукционной документации указывают на конкретного производителя и влекут ограничение количества участников размещения заказа;
2. Заявитель указывает, что с учетом видов работ, установленных Заказчиком в технической части аукционной документации должны предусматриваться преференции поставщикам, заявки которых содержат предложения о поставе оборудования российского происхождения;
3. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта без указания наименований и реквизитов организаций, предоставивших коммерческие предложения;
4. Разъяснения положений аукционной документации, изменяющие требования установленным в п. 3.3 Технического задания документации в части характеристик необходимого к поставке товара "электродная решетка";
5. Требование п.8.4.2 аукционной документации в соответствии с которым обеспечение исполнения договора может быть представлено участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается договор, в том числе в виде договора поручительства;
На заседании Комиссии представителем Заказчика даны устные пояснения, а также представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС от 28.01.2014 г. NМГ/2166 необходимые документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, заслушав мнения и доводы сторон, Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В силу п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов в документации об аукционе в электронной форме (п.4.8. Технического задания) Заказчиком установлены технические и функциональные характеристики поставляемых товаров, в частности требование к характеристике товара "защита от воды при полном погружении".
Вместе с тем, по мнению Заявителя, данное требование нарушает ч.3.1 ст.34 Закона о размещении заказов, поскольку свидетельствует о соответствии товара единственного производителя Advanced Bionics (США).
В соответствии с ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Согласно ч. 2 ст. 58 Закона о размещении заказов участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика или аукционной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В жалобе отсутствуют, а так же представителем Заявителя не представлены документы, подтверждающие, что характеристики, заявленные Заказчиком в технической части аукционной документации соответствуют конкретным производителям поставляемых товаров по предмету указанного открытого аукциона в электронной форме.
Таким образом, нарушений в части требований, установленных Заказчиком в п. 4.8 Технического задания аукционной документации к товарам необходимым к поставке Комиссией Управления не установлено, поскольку данное требование обусловлено потребностью Заказчика, а также в связи с необходимостью обеспечения товаром определенного круга пациентов.
2. Согласно ч.1 ст.13 Закона о размещении заказов при размещении заказов к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим, предусматривающий, что такие товары, работы, услуги допускаются для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, если иное не установлено международным договором Российской Федерации, Законом о размещении заказов или иными федеральными законами. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в одном из следующих случаев: 1) если иностранным государством или группой иностранных государств в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, не установлен режим, аналогичный режиму, предусмотренному ч. 1 ст.13 Закона о размещении заказов; 2) если при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков товары российского происхождения, работы, услуги, выполняемые, оказываемые российскими лицами, имеют приоритет по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
В силу Приказа Минэкономразвития России от 17.04.2013 N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков" lля целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в конкурсной документации, документации об аукционе: требование об указании (декларировании) участником конкурса (участником аукциона) в заявке на участие в конкурсе, заявке на участие в аукционе страны происхождения поставляемого товара; требование о том, что в случае, если в заявке на участие в конкурсе участника размещения заказа, заявке на участие в аукционе участника размещения заказа не указана страна происхождения товара, предлагаемого к поставке, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе такой участник не допускается конкурсной (аукционной) комиссией к участию в конкурсе, аукционе; положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, заявке на участие в аукционе, несет участник размещения заказа.
Согласно документации об аукционе в электронной форме предметом государственного контракта является поставка систем (комплектов) кохлеарной имплантации для пациентов без аномалий развития внутреннего уха и облитерации улитки.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что отсутствие в аукционной документации преференции для участников размещения заказа с предложением поставить товары российских производителей обусловлено отсутствием на российском рынке товаров-аналогов, отвечающих требуемым характеристикам, установленным в технической части аукционной документации.
На основании изложенного, на заседании Комиссии Управления данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Пунктом 6.1 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов определено, что документация об аукционе должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 указанного Федерального закона.
Частью 2 ст.19.1 Закона о размещении заказов определено, что в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
В соответствии с разъяснениями ФАС России от 13.02.2012 г. NИА/4177 "О применении Федерального закона от 21.01.2005 г N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта, если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах.
В ходе рассмотрения Заказчиком представлены письма, однако в нарушение разъяснений ФАС России обоснование начальной (максимальной) цены контракта не содержит сведений о реквизитах полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах медикаментов, необходимых для оказания услуг.
Таким образом, действия Заказчика в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта неправомерны и нарушают ч.2 ст.19.1 Закона о размещении заказов.
4. В силу п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов в п.3.3 Технического задания аукционной документации Заказчиком установлено требование к товару "электродная решетка импланта": перимодиолярная (ИЛИ) прямая (по показаниям).
Согласно ч.3 ст. 41.7 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение открытого аукциона в электронной форме, запрос о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме. При этом такой участник размещения заказа вправе направить не более чем три запроса о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме в отношении одного открытого аукциона в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса оператор электронной площадки направляет запрос заказчику, в уполномоченный орган.
В соответствии с ч. 3 ст. 41.7 Закона о размещении заказов, был направлен запрос о разъяснении положений документации.
При этом установлено, что в ответе на запрос о разъяснении положений документации об аукционе в электронной форме Заказчик указывает, что требуются "импланты с пермодиолярной решеткой".
Частью 5 ст.41.7 Закона о размещении заказов установлено, что разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Таким образом, Заказчиком в нарушение ч.5 ст.41.7 Закона о размещении заказов даны разъяснения положений аукционной документации, изменяющие требования к характеристикам необходимых к поставке товаров.
5. Согласно п.11 ч.3 ст.41.6. Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствие с п. 8.4.2 Раздела II аукционной документации Заказчиком установлено требование об обеспечении исполнения государственного контракта, которое может быть представлено участником размещения заказа в виде: безотзывной банковской гарантии; договора поручительства; залога денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).
На основании Федерального закона от 20.07.2012 N122-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" по торгам, объявленным до 22.07.2012 (включительно), участник размещения заказа, с которым заключается контракт, вправе представить обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства.
Таким образом, по торгам объявленным после указанной даты устанавливать возможность обеспечения исполнения контракта в форме договора поручительства не допускается.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п.11 ч.3 ст.41.6. Закона о размещении заказов, установлена возможность обеспечения исполнения государственного контракта, не предусмотренная Законом о размещении заказов.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 5 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, ст.112 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НПК "Азимут" на действия (бездействие) Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования Федерального медико-биологического агентства" обоснованной в части неправомерного требование обеспечения исполнения контракта в форме договора поручительства; обоснования начальной (максимальной) цены контракта без указания наименований и реквизитов организаций, предоставивших коммерческие предложения; разъяснений положений аукционной документации изменяющих суть документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.2 ст.19.1, ч.5 ст.41.7, п.11 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
3. Государственному заказчику Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования Федерального медико-биологического агентства" выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Члены Комиссии: Н.А. Лысова
Р.Г. Осипова
Исп. Лысова Н.А. тел. (495) 784-75-05 (доб. 153)
в статье 41.12 Закона о размещении заказов в части 19 слова "договора поручительства" исключить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 января 2014 г. N 2-57-
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2014