Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 29 марта 2017 г. N 47/2017
Резолютивная часть объявлена 29 марта 2017 г.
Изготовлено в полном объеме 03 апреля 2017 г. г. Курск
Состав Комиссии Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
Председатель Комиссии |
Члены Комиссии: | |
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью Проектно-строительная компания "Подрядчик" (далее - ООО ПСК "Подрядчик") |
ФИО присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела) |
Заказчик |
Управление Федеральной службы судебных приставов по Курской области (далее - УФССП России по Курской области) |
ФИО присутствующих на заседании представителей заказчика |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела) |
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
Закупка N |
0144100002517000017 |
Объект закупки |
Выполнение работ по капитальному ремонту помещений Управление Федеральной службы судебных приставов по Курской области |
Начальная максимальная цена контракта |
14 315 748 рублей 95 копеек |
Доводы жалобы:
По мнению заявителя, единой комиссией заказчика УФССП России по Курской области в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе...") по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе принято необоснованное решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе ООО ПСК "Подрядчик".
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч. 15 ст. 99, ст. 106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.03.2017 N0144100002517000017-1, на участие в определении поставщика было подано 29 заявок.
По результатам рассмотрения первых частей аукционных заявок единой комиссией заказчика принято решение допустить к участию и признать участниками аукциона участников закупки с порядковыми номерами заявок N5, N9, N10, N18, N19, N20, N24, N25, N26, N27, N28, N31, и отказать в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с порядковым номером заявки N1, N3, N4, N6, N7, N8, N11, N12, N13, N16, N17, N21, N22, N23, N29, N30, N32.
Как подтверждается материалами дела, заявке на участие в электронном аукционе ИП Апалькова Л.Д. присвоен порядковый номер N30.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 17.03.2017 N0144100002517000017-1, единая комиссия в качестве основания для отклонения заявки с порядковым номером N30 указала следующее причины:
"В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона в Приложении N 1.1 " Техническое задание" документации об электронном аукционе были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, в том числе показатели товара, позволяющие определить соответствие поставляемого товара установленным Заказчиком требованиям. При этом были указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона в документации об электронном аукционе были установлены требования к содержанию 1-й части заявки на участие в аукционе в электронной форме (часть 39 документации об электронном аукционе), а именно требование о том, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. В Приложении N 1.1 к документации установлено: -п.3 " _ Блоки дверные внутренние однопольные глухие_ Предельные отклонения номинальных габаритных размеров дверных блоков, мм, не более +2,0; -1,0_". Участником закупки в первой части заявки указано: -п.3 " _ Блоки дверные внутренние однопольные глухие_ Предельные отклонения номинальных габаритных размеров дверных блоков, мм, +2,0_". Таким образом информация предусмотренная подпунктом б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона, не соответствуют значениям, установленным в Приложении N 1.1 "Техническое задание" документации об аукционе . На основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона участнику электронного аукциона отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона".
Согласно ч.3 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_" по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_", аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.4 ст.67 ФЗ "О контрактной системе_".
В силу ч.4 ст.67 ФЗ "О контрактной системе...", участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с пп."б" п.3 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_" первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
Аналогичное требование к содержанию первой части заявки на участие в аукционе установлено разделе 39 документации о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Управление Федеральной службы судебных приставов по Курской области.
Таким образом, пп."б" п.3 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_" и разделом 39 документации об аукционе в электронной форме императивно установлено требование к указанию в первой части заявки показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией.
Вместе с тем, как следует из материалов дела в первой части заявки с порядковым номером заявки N30 в нарушение требований пп."б" п.3 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_" и раздела 39 документации об аукционе в электронной форме указаны показатели используемого товара, не соответствующие значениям, установленным документацией.
Таким образом, довод жалобы ООО ПСК "Подрядчик" о нарушении единой комиссией заказчика, отказавшей по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе в допуске к участию в электронном аукционе ИП ООО ПСК "Подрядчик", ФЗ "О контрактной системе...", признан Комиссией необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией было установлено следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..." при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как установлено п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе...", извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе...".
Как следует из содержания п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе...", в случае наличия требований, установленных законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуг, предусмотренных предметом закупки, в извещении должно быть указано конкретное требование и установлен исчерпывающий перечень документов, требующихся для подтверждения соответствия участника данному требованию.
В извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0144100002517000017 установлены требования к участникам: "1 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) Предъявляемые участникам электронного аукциона требования указаны в части 24 документации об аукционе в электронной форме. 2 Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)", при этом в извещении не указано, каким требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара должен соответствовать участник закупки и какие документы, требуются (либо не требуются) для подтверждения соответствия участника закупки данным требованиям, что не соответствует ч.3 ст.7 (неполная информация) и противоречит п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе...".
Также ранее, 22 марта 2017 года Комиссия при рассмотрении жалоб ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" и ООО "Перспектива" провела внеплановую проверку действий заказчика - УФССП России по Курской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного аукциона N0144100002517000017 по результатом которых было установлено следующее.
Согласно п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе...", в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст.42 ФЗ "О контрактной системе...", указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч.1.1 (при наличии такого требования) ст.31 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
Как установлено ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.4 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч.2 и 2.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Как установлено ч.5 ст.31, ст.63, ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", информация об установленных требованиях в соответствии с ч.ч.1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно п.2 Приложения N1 к Постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливаются дополнительные требования, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Кроме того, в соответствии с п.2 Приложения N1 к Постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., к участникам электронного аукциона установлены следующие требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям: "копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе".
При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитально строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
По смыслу приведенных положений Постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., следует, что такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектом закупки являются работы строительные (к которым относятся и работы по реконструкции и ремонту зданий), в случае если такие работы включены в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
То есть законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен механизм, позволяющий выбирать квалифицированного подрядчика при осуществлению закупок по строительству.
Как следует из извещения о проведении электронного аукциона N0144100002517000017 предметом закупки является "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений Управление Федеральной службы судебных приставов по Курской области" с начальной (максимальной) ценой контракта, превышающей 10 000 000 рублей (14 315 748 рублей 95 копеек).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N0144100002517000017, заказчик определил, что вид работ, являющихся предметом закупки, относится по ОКПД2 к коду 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Данный код с 01.01.2017 г. исключен из ОКПД2.
Определения понятий "объекта капитального строительства", "строительство", "реконструкция", "капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации
В то же время, по состоянию на дату размещения извещения об обжалуемой закупки работы определенные заказчиком в описании объекта закупки в качестве предмета торгов включен в подкласс 41.2 "Здания и работы по возведению зданий" на которое распространяются требования Постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г..
Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации заказчиком дополнительных требований к участникам закупки не установлено.
Как следует из письменных объяснений заказчика "В аукционной документации Заказчиком не установлены требования к участникам закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта т.к. код ОКПД 2 - 41.20.40.000, который заказчик установил для данного аукциона исключен с 1 января 2017 года. (Изменение 13/2016 ОКПД2, утв. Приказом Росстандарта от 28.09.2016 N 1237-ст) из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 07.10.2016) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)", в связи с чем, по мнению заказчика "данный код ОКПД-2 не может применяться для реализации положений Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99".
Указанная позиция заказчика противоречит действующему законодательству о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.8 ФЗ "О контрактной системе_" запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе_".
Согласно ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе_" информация, предусмотренная ФЗ "О контрактной системе_" и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Указав в извещении о проведении электронного аукциона N0144100002517000017 не существующий на дату размещения извещения 28.02.2017 года в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 код - 41.20.40.000 (исключен с 01.01.2017 г.), разместил в единой информационной системе недостоверную информацию.
Таким образом, при описании объекта закупки у заказчика отсутствовали правовые основания указания кода 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) и, следовательно, оценивая в целом описания объекта закупки, его наименование, виды и перечень работ указанный в техническом задании, комиссия приходит к выводу о необходимости установления дополнительных требований к участникам обжалуемой закупки.
При таких обстоятельствах, заказчик ни в извещении о проведении электронного аукциона, ни в документации об электронном аукционе дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с п.2 Приложения N1 к Постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., в нарушение ч.4 ст.31, п.6ч.5, ст.63, ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" не установил.
Указанные действия заказчика противоречат требованиям ч.ч.2, 4 ст.31, п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", делают невозможным объективное проведение процедуры отбора в порядке определенном ФЗ "О контрактной системе..." участников электронного аукциона, так как являются неустранимыми на дату принятия решения.
Решениями Комиссии Курского УФАС России от 22 марта 2017 года по делу N39 и N40 в адрес заказчика выданы предписания об аннулировании электронный аукцион N0144100002517000017.
29 марта 2017 года заказчиком письменно до принятия решения по существу по жалобе ООО ПСК "Подрядчик" сообщил антимонопольному органу об отмене (аннулировании) электронного аукциона N0144100002517000017 и исполнении выданного предписания.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на дату рассмотрения настоящего дела по жалобе ООО ПСК "Подрядчик" предмет обжалования отсутствует, правовых оснований для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений не имеется.
На основании вышеизложенного, учитывая, что допущенные заказчиком нарушения требований ФЗ "О контрактной системе..." на дату рассмотрения дела носят неустранимый характер, руководствуясь статьями 99, 106 ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью Проектно-строительная компания "Подрядчик" необоснованной.
2. Признать заказчика - Управление Федеральной службы судебных приставов по Курской области нарушившим требования ч.3 ст.7, ч.2 ст.8, ч.ч.2, 4 ст.31, п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что заказчиком 29 марта 2017 года во исполнения предписания Комиссии Управления ФАС по Курской области от 22 марта 2017 г. электронный аукцион N0144100002517000017 был отменен (аннулирован), предписание об устранении нарушений заказчику - Управление Федеральной службы судебных приставов по Курской области, единой комиссии заказчика не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 29 марта 2017 г. N 47/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2017