Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 28 марта 2017 г. N 04-02/2872
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_..>, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <_..> (далее - ИП <_..>) исх. от 21.03.2017 (вх. от 21.03.2017 N 971э) на действия заказчика Муниципального бюджетного учреждения культуры "Усинская централизованная библиотечная система" (далее - МБУК "УЦБС") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту помещений здания библиотеки по ул. Возейская, 5. (ЭА - 009/17)", извещение N 0107300022017000011 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
УСТАНОВИЛА:
1. ИП <_..>, МБУК "УЦБС", администрация муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - Администрация МО ГО "Усинск", общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - ООО "РТС-Тендер") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
МБУК "УЦБС" исх. от 27.03.20017 N 53 (вх. от 27.03.2017 N 1034э), администрацией МО ГО "Усинск" исх. от 27.03.2017 (вх. от 27.03.2017 N 1026э) заявлено о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы в отсутствие представителей, ИП <_..>., МБУК "УЦБС", администрации МО ГО "Усинск", ООО "РТС-Тендер" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ИП Черняком Г.Е. обжалуются положения документации об электронном аукционе в части установления МБУК "УЦБС" следующих характеристик:
- в пункте 2 "Бетон тяжелый" раздела III "Техническое задание" Наименование и описание объекта закупки документации об электронном аукционе требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ по ремонту помещений здания библиотеки ул. Возейская, 5 (далее - Техническое задание), требований к характеристикам "Марка подвижности П1-5*", "Осадка конуса>10 см*" в нарушение показателей предусмотренных ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные" (далее - ГОСТ 7473-2010), что противоречит положениям пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе);
- в пункте 8 "Грунтовка" Технического задания избыточных требований по характеристикам "Условная вязкость (20,00,5)°С по вискозиметру ВЗ-4, с, не менее 45*", "Время высыхания до степени 3 до степени 3, не более при (105
5)°C, мин - 35*", "Время высыхания до степени 3, не более при (20
2) °С, ч - 24*" "Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее - 0,35*", "Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см, не менее - 50*", "Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее - 24*", "Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при (20
2)°С, ч, не менее - 48*";
- в пункте 16 "Оконные блоки" Технического задания требований к характеристикам "Приведенное сопротивление теплопередач, м2 С/вт. не менее: 0,72", "Класс изделия по показателю приведенного сопротивления теплопередаче В2" в нарушение показателей предусмотренных ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные" (далее - ГОСТ 23166-99).
МБУК "УЦБС", администрацией МО ГО "Усинск" в отзывах на жалобу исх. от 27.03.20017 N 53 (вх. от 27.03.2017 N 1034э), исх. от 27.03.2017 (вх. от 27.03.2017 N 1026э) заявлены возражения относительно позиции заявителя.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось МБУК "УЦБС", уполномоченный орган - администрация МО ГО "Усинск".
Объектом закупки явилось выполнение работ по ремонту помещений здания библиотеки по ул. Возейская, 5. (ЭА - 009/17).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 785 497,44 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства муниципального бюджетного учреждения культуры "Усинская централизованная библиотечная система", предусмотренные на 2017 год по основному мероприятию 19 "Строительные и ремонтные работы учреждений культуры", муниципальная программа "Сохранение и развитие культуры и искусства в муниципальном образовании городского округа "Усинск" в 2014-2016 гг. и на период до 2020 г.", муниципальной программы "Сохранение и развитие культуры и искусства в муниципальном образовании городского округа "Усинск" в 2014-2016 гг. и на период до 2020 г.".
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107300022017000011, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru - 06.03.2017.
4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наряду с прочей информацией наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
По пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пункт 2 "Бетон тяжелый" Технического задания содержит следующие характеристики объекта закупки:
2 |
Бетон тяжелый |
Средняя прочность бетона: более 240кгс/см2* | |
Крупный заполнитель марки не ниже 300* | |
Марка по истираемости И1-3* | |
Содержание в крупных заполнителях зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы не должно быть | |
более 30%* | |
магнетит не более 10%* | |
гидрооксиды железа не более 10% | |
апатит не более 10%* | |
нефелин не более 10%* | |
фосфорит не более 10%* | |
Марка подвижности П1-5* | |
Содержание зерен слабых пород в щебне из природного камня не должно превышать, 22% по массе* | |
Объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси, % >2* | |
Содержание условно закрытых пор в бетоне, % >2* | |
Водоцементное отношение >0,2* | |
Осадка конуса >10 см* | |
Водоотделение, не более: 3% | |
Раствороотделение, не более: 7% | |
Коэффициент уплотнения: 0,8 - 2* | |
Влажность составляющих компонентов для сухих бетонных смесей не должна превышать 2 %* | |
Морозостойкость: F75, F100 | |
Водонепроницаемость W 6 |
Согласно позиции заявителя, заказчиком в Техническом задании установлены показатели объекта закупки, которые не соответствуют требованиям предусмотренным подпунктом 5.1.4 пункта 5.1 части 5 ГОСТ 7473-2010, а именно "Осадка конуса >10 см" относится к маркам подвижности П3 (10-15), П4 (16-20), П5 (Более 20), тогда как марка подвижности П1 и П2 имеет осадку конуса "1-4" и "5-9", в связи с чем, данное несоответствие по мнению ИП Черняк Г.Е. нарушает положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таблицей N 2 "Марки по осадке конуса" подпункта 5.1.4 пункта 5.1 части 5 ГОСТ 7473-2010 установлено следующее:
Марка |
Осадка конуса, см |
П1 |
1-4 |
П2 |
5-9 |
П3 |
10-15 |
П4 |
16-20 |
П5 |
Более 20 |
Согласно письменной позиции заказчика исх. от 27.03.20017 N 53 (вх. от 27.03.2017 N 1034э) между МБУК "УЦБС" и муниципальным бюджетным учреждением "Управление капитального строительства" администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - МБУ "УКС") заключен договор от 23.01.2017 N 55/СМ на оказание услуг, предметом которого является оказание услуг МБУ "УКС" по составлению технического задания (требований к товарам, используемых при выполнение работ) на выполнение работ по ремонту помещений здания библиотеке по ул. Возейская д.5.
Как следует из материалов жалобы, МБУК "УЦБС" в адрес МБУ "УКС" направленно письмо исх. от 23.03.2017 N 47 с требованием пояснить доводы, изложенные в жалобе ИП Черняка Г.Е. исх. от 21.03.2017 (вх. от 21.03.2017 N 971э).
В ответ на письмо исх. от 23.03.2017 N 47, МБУ "УКС" в адрес МБУК "УЦБС" направило письмо исх. от 27.03.2017 N 203, согласно которому при указании в пункте 2 "Бетон тяжелый" Технического задания по позициям "Марка подвижности П1-5*", "Осадка конуса>10*" допущена техническая ошибка.
Следовательно, в пункте 2 "Бетон тяжелый" Технического задания по позициям "Марка подвижности П1-5*", "Осадка конуса>10*" установлены характеристики несоответствующие требованиям документа в области стандартизации - ГОСТ 7473-2010.
При этом заказчиком не обоснована правомерность указания в Техническом задании вышеуказанных характеристик товара с иными показателями, по сравнению с ГОСТ 7473-2010.
Таким образом, действие заказчика в виде установления в пункте 2 "Бетон тяжелый" по позициям "Марка подвижности П1-5*", "Осадка конуса>10*" характеристик, несоответствующих требованиям ГОСТ 7473-2010, противоречит положениям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение не повлияло на права и законные интересы участников закупки, при проведении электронного аукциона, не привело к необоснованному недопуску к участию в электронном аукционе.
4.1. Согласно позиции заявителя, в пункте 8 "Грунтовка" Технического задания установлены избыточные требования к характеристикам "Условная вязкость (20,00,5)°С по вискозиметру ВЗ-4, с, не менее 45*", "Время высыхания до степени 3 до степени 3, не более при (105
5)°C, мин - 35*", "Время высыхания до степени 3, не более при (20
2) °С, ч - 24*" "Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее - 0,35*", "Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см, не менее - 50*", "Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее - 24*", "Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при (20
2)°С, ч, не менее - 48*".
Пунктом 8 "Грунтовка" Технического задания установлены следующие характеристики объекта закупки:
|
Грунтовка |
|
Назначение - для грунтования металлических и деревянных поверхностей под покрытия различными эмалями. |
8 |
Пленка грунтовки должна быть устойчива к изменению температуры от минус 45 до 60 °С |
|
Цвет пленки грунтовки - красно-коричневый, оттенок не нормируется |
|
Внешний вид пленки - после высыхания пленка должна быть ровной, однородной, матовой или полуглянцевой |
|
Условная вязкость при (20,0_0,5)°С по вискозиметру ВЗ-4, с, не менее 45* |
|
Степень разбавления грунтовки растворителем, %, не более 20* |
|
Массовая доля нелетучих веществ, % - 54-60* |
|
Степень перетира, мкм, не более 40* |
|
Время высыхания до степени 3, не более при (105_5)°C, мин - 35* |
|
Время высыхания до степени 3, не более при (20_2) °С, ч - 24* |
|
Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее - 0,35* |
|
Эластичность пленки при изгибе, мм, не более - 1* |
|
Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см, не менее - 50* |
|
Адгезия пленки, баллы, не более - 1* |
|
Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее - 24* |
|
Способность пленки шлифоваться - при шлифовании должна образовывать ровную поверхность и не засаливать шкурку |
|
Стойкость пленки к действию нитроэмали - не должно быть отслаивания, сморщивания, растрескивания пленки нитроэмали, |
|
нанесенной на грунтовку |
|
Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при (20_2)°С, ч, не менее - 48* |
|
Расслаивание, мл, не более - 5* |
Согласно письму МКУ "УКС" исх. от 27.03.2017 N 203, при установлении требований к грунтовке были использованы нормативы предусмотренные ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-21" (далее - ГОСТ 25129-82).
Пунктом 1.4. части 1 ГОСТ 25129-82 установлено следующее (кроме прочих):
Наименование показателя |
Норма |
Метод испытания |
3. Условная вязкость при (20,0 |
45 |
По ГОСТ 8420 |
7. Время высыхания до степени 3, не более при (105_5)°C, мин; при (20_2) °С, ч |
35 24 |
|
8. Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее |
0,35 |
По ГОСТ 5233-89 |
10. Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см, не менее |
50 |
По ГОСТ 4765-73 |
12. Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее |
24 |
По ГОСТ 9.403-80, разд. 2 и п. 4.7 настоящего стандарта |
15. Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при (20 |
48 |
По ГОСТ 9.403-80, разд. 2 и п. 4.10 настоящего стандарта |
Таким образом, в пункте 8 "Грунтовка" Технического задания технические характеристики по позициям: "Условная вязкость (20,00,5)°С по вискозиметру ВЗ-4, с, не менее 45*", "Время высыхания до степени 3 до степени 3, не более при (105
5)°C, мин - 35*", "Время высыхания до степени 3, не более при (20
2) °С, ч - 24*" "Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее - 0,35*", "Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см, не менее - 50*", "Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее - 24*", "Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при (20
2)°С, ч, не менее - 48*" установлены в соответствие с требованиями ГОСТ 25129-82, в связи с чем довод заявителя не находит своего обоснования.
4.2. В своей жалобе заявитель указывает на то, что в документации об электронном аукционе - в пункте 16 "Оконные блоки" Технического задания установлены требования к характеристикам "Приведенное сопротивление теплопередач, м2 С/вт. не менее: 0,72", "Класс изделия по показателю приведенного сопротивления теплопередаче В2" в нарушение показателей предусмотренных ГОСТ 23166-99.
Пунктом 16 "Оконные блоки" Технического задания установлены следующие характеристики ко объекту закупки:
16 |
Оконные блоки |
Исполнение: из ПВХ профилей, с двухкамерным стеклопакетом с теплоотражающим покрытием | |
Конструкция изделий для жилых помещений должна предусматривать проветривание помещений при помощи створок с пово | |
ротно-откидным регулируемым открыванием, количество створок, не менее: 1 | |
Приведенное сопротивление теплопередаче, м2 °С/Вт, не менее: 0,72 | |
Класс изделия по показателю приведенного сопротивления теплопередаче - В2 | |
Цвет - белый. | |
Расчетная масса створок (полотен) изделий белого цвета не должна превышать 80 кг | |
Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании | |
Предельные отклонения номинальных габаритных размеров изделий не должны быть от +2 до -1 мм | |
Разность длин диагоналей прямоугольных рамочных элементов не должна превышать: от 2,0 до 3,0 мм* | |
Провисание открывающихся элементов в собранном изделии не должно превышать 1,5 мм на 1 м ширины. | |
Отклонения от прямолинейности кромок деталей рамочных элементов не должны превышать 1 мм на 1 м длины на любом участке. | |
Изоляция воздушного шума транспортного потока, дБА, не менее: 26 | |
Класс звукоизоляции, не ниже: Д | |
Общий коэффициент светопропускания: 0,35-0,60* | |
Воздухопроницаемость при | |
Класс воздухо- и водопроницаемости, не ниже: В | |
Сварные швы не должны иметь поджогов, непроваренных участков, трещин | |
Изменение цвета ПВХ профилей в местах сварных швов после их зачистки не допускается. | |
Лицевые поверхности профилей створок и коробок изделий (кроме изогнутых) должны быть защищены самоклеющейся пленкой. |
Согласно письму МКУ "УКС" исх. от 27.03.2017 N 203 требования по техническим характеристикам "Класс изделия по показателю приведенного сопротивления теплопередаче - В2" "Приведенное сопротивление теплопередаче, м2 °С/Вт, не менее: 0,72" к показателю "Оконные блоки" устанавливались без применения ГОСТ, в связи с тем, что оконные блоки будут устанавливаться в здании, находящемся в северных условиях.
Согласно письму Минэкономразвития России от 17.06.2016 N Д28и-1592: "_при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом Законом о контрактной системе не регулируются вопросы, связанные с детализацией описания объекта закупки и установлением конкретных технических характеристик при осуществлении закупок конкурентными способами.
Законом о контрактной системе не регламентировано содержание технического задания, однако оно должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика. Заявка участника закупки должна соответствовать техническому заданию документации о закупке.
На основании части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, если указанные им потребности не противоречат нормам законодательства о контрактной системе.
Комиссией Коми УФАС России также было установлено, что заказчик при описании объекта закупки не использовал товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные требования.
Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.
Доказательства отсутствия товара с запрашиваемыми заказчиком характеристиками в материалах жалобы отсутствуют, заявителем не представлены.
Таким образом, действие заказчика в виде установления в Техническом задании показателей объекта закупки, которые не соответствуют требованиям предусмотренным ГОСТ, не противоречит положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <_..>. в части установления в пункте 2 "Бетон тяжелый" Технического задания характеристик: "Марка подвижности П1-5*" и "Осадка конуса>10*", несоответствующих требованиям ГОСТ 7473-2010 (документа в области национальной системы стандартизации) обоснованной, в остальной части необоснованной.
2. Признать действие заказчика, в виде установления в пункте 2 "Бетон тяжелый" Технического задания характеристик: "Марка подвижности П1-5*" и "Осадка конуса>10*", несоответствующих требованиям ГОСТ 7473-2010 (документа в области национальной системы стандартизации), противоречащим положениям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. С учетом стадии закупки, характера нарушения предписание об устранении допущенных заказчиком нарушений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностных лиц заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_..> |
Члены комиссии <_..>
<_..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 28 марта 2017 г. N 04-02/2872
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2017