Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 марта 2017 г. N 44-1044/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
АО "Гражданское" (далее - Заказчик):
ООО "Пром-инвест-аудит" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 6960/17 от 24.02.2017) на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по осуществлению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности АО "Гражданское" за 2016 год (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 17.02.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 1272000000517000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 394 000,00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с ч. 4 ст. 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 14.03.2017 NПРО1 конкурсная заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям: "Не соответствует требованиям установленным в конкурсной документации: 1.Копия выписки из реестра о членстве в одном из профессиональных аудиторских объединений, включенных в реестр саморегулируемых организаций аудиторов Минфина РФ, полученной ранее, чем за 14 дней до даты размещения в Единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса (Выписка из СРО ААС от 27.01.2017 г., дата размещения - 17.02.2017 г.) (основание пункт 3.6.6 статьи 3). 2.Копии трудовых книжек аудиторов не содержат запись, подтверждающую факт работы аудиторов у участника по настоящее время (на последних страницах копий такая запись отсутствует). В копии трудовой книжки Листопадовой Е.М. отсутствуют страницы с записями с N 3 по N14 за период с 14.10.1994 г. по 08.10.2001 г. 3.Копия платежного поручения, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом Конкурсе, не заверена банком (заверена представителем участника). (основание пункт 2.5.9 статьи 2).".
Согласно п. 2 документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к составу и содержанию конкурсной заявки:
"2.5.8. Копии документов, подтверждающих действительное членство Участника открытого конкурса в Саморегулируемых организациях аудиторов: выписка из Реестра Саморегулируемой организации аудиторов, полученная не ранее чем за 14 дней до даты размещения в Единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса; свидетельство о членстве в Саморегулируемой организации аудиторов;
2.5.9. Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки (если предусмотрено конкурсной документацией) на участие в открытом Конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом Конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).".
Согласно п. 3 документации о закупке Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к участникам закупки:
"3.1.1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки. По данному пункту должны быть представлены копии документов, подтверждающих членство Участника открытого конкурса в саморегулируемых организациях аудиторов в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
3.6.4. копии лицензий на аудиторскую деятельность (последняя и все ранее выданные для определения общего стажа работы в аудите), заверенная руководителем участника;
3.6.5. копия действующего свидетельства о членстве в Саморегулируемой организации аудиторов (и все ранее выданные для определения общего стажа членства в профессиональном объединении), заверенная руководителем участника;
3.6.6. копия выписки из реестра о членстве в одном из профессиональных аудиторских объединений, включенных в реестр саморегулируемых организаций аудиторов Минфина РФ, полученная не ранее чем за 14 дней до даты размещения в Единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, заверенная руководителем участника;
3.6.11. копии трудовых книжек аттестованных аудиторов, работающих в аудиторской организации, заверенные руководителем участника (по совместителям предоставляются заверенные руководителем участника копии трудовых договоров);"
Анализ конкурсной заявки Заявителя показал, что Заявителем не представлена, в том числе копия выписки из реестра о членстве в одном из профессиональных аудиторских объединений, включенных в реестр саморегулируемых организаций аудиторов Минфина РФ, полученная не ранее чем за 14 дней до даты размещения в Единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, заверенная руководителем участника в соответствии с п. 3.6.6 конкурсной документации.
Таким образом, отсутствие в конкурсной заявке Заявителя документов, требование о наличии которых в составе заявке установлено в документации о закупке является основанием для отклонения конкурсной заявки в соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в действиях конкурсной комиссии Заказчика не выявлено нарушение ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе, а жалоба подлежит признанию необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
1) следующие информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе:
а) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
б) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с п.п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе;
д) копии учредительных документов участника открытого конкурса (для юридического лица);
е) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
ж) документы, подтверждающие право участника открытого конкурса на получение преимуществ в соответствии со ст. 28 и 29 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов;
з) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, или заверенные копии таких документов;
и) декларация о принадлежности участника открытого конкурса к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч.3 ст. 30 Закона о контрактной системе;
2) предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара;
3) в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром;
4) в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса;
5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе);
6) в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пп. 3.6.6. документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки, с предоставлением в составе конкурсной заявки: "копия выписки из реестра о членстве в одном из профессиональных аудиторских объединений, включенных в реестр саморегулируемых организаций аудиторов Минфина РФ, полученная не ранее чем за 14 дней до даты размещения в Единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, заверенная руководителем участника;".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется уполномоченным федеральным органом в установленном им порядке.
В соответствии с п.п. 14-16 приказа Минфина России от 30.04.2009 N 41н "Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов" сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными. Сведения, доступ к которым ограничен федеральными законами, предоставляются в соответствии с установленным федеральными законами порядком. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте органа, осуществляющего ведение реестра, в сети Интернет в срок не позднее трех рабочих дней с даты их внесения в реестр. Сведения, содержащиеся в реестре, доступны для ознакомления на официальном сайте органа, осуществляющего ведение реестра, в сети Интернет без взимания платы.
Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе конкурсной заявки выписки из реестра, полученной не ранее чем за 14 дней до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что законодательством Российской Федерации не установлено требование о получении выписки из реестра саморегулируемых организаций аудиторов Минфина РФ не ранее чем за 14 дней до даты предоставления таких сведений.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 51, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе в части установления требования к участникам закупки, которое не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 3.6.11. документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки, с предоставлением в составе конкурсной заявки копии трудовых книжек аттестованных аудиторов, работающих в аудиторской организации, заверенные руководителем участника (по совместителям предоставляются заверенные руководителем участника копии трудовых договоров).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
Таким образом, сотрудники, в отношении которых участник закупки (юридическое лицо) должен предоставить в составе заявки копии трудовых книжек не являются участниками закупки.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, согласно нормам законодательства о контрактной системе требование к трудовым ресурсам (в том числе, подтверждающих документов) является показателем нестоимостного критерия оценки конкурсных заявок, а не требованием к участнику закупки.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 51, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. 2.5.9. документации о закупке Заказчиком установлено следующее требование к составу и содержанию конкурсной заявки: "Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки (если предусмотрено конкурсной документацией) на участие в открытом Конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом Конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия платежного поручения, либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).".
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копию этого платежного поручения либо банковскую гарантию, соответствующую требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе).
Комиссия УФАС установила, что Заказчиком в документации о закупке установлено требование к обеспечению заявки на участие в конкурсе в соответствии с редакцией Закона о контрактной системе, действующей до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 29.12.2015 N 390-ФЗ, а именно: "документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия);".
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе в части установления требований к документам, которые должна содержать конкурсная заявка не в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с заключением государственного контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 32, 50, 51, 53, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Пром-инвест-аудит" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31, ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 31 марта 2017 г. N 44-1044/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2017