Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 марта 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "МедЛабЭкспресс" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" ПККБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению бактериологических лабораторных исследований (том числе в рамках микробиологического мониторинга) для Пермского краевого перинатального центра ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" (изв.N 0356200002017000024),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200002017000024 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по проведению бактериологических лабораторных исследований (том числе в рамках микробиологического мониторинга) для Пермского краевого перинатального центра ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.1, ч.2 ст.8 Закона о закупках).
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках обозначено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Описание объекта закупки согласно п.2 Раздела 4 документации о закупке приведено в Главе 5 "Техническое задание" (Спецификация).
Так, потенциальный Исполнитель должен оказать услуги услуг по проведению бактериологических лабораторных исследований (в том числе в рамках микробиологического мониторинга) для Пермского краевого перинатального центра ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" - клинические микробиологические исследования материала и диагностические.
В соответствии с п.3.5 Технического задания к работам привлекается квалифицированный персонал бактериологической лаборатории, имеющей санитарно-эпидемиологическое заключение на выполнение работ с микроорганизмами 3, 4-й групп патогенности, лицензию на медицинскую деятельность, свидетельства об участии ФСВОК за последние 3 года.
В документации об электронном аукционе установлены требования к составу второй части заявки. Так, участник должен предоставить следующие документы:
2.1.1. копию действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколкво"), выданной на следующие виды работ: - лабораторная диагностика; - бактериология.
Основание: Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково");
2.1.2. копию санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий выполнения работ с микроорганизмами - возбудителями инфекционных заболеваний III-IV групп патогенности (опасности) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Основание: Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (раздел 3 ст.26 главы III), СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" (п.2.1.2.).
2.1.3. копию аттестата аккредитации лаборатории с областью аккредитации (обязательное приложение к Аттестату аккредитации) по месту осуществления деятельности видов (показателей, методик) исследований, являющихся предметом закупки; Основание: СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность")
Заявителем оспаривается требование о предоставлении копии аттестата аккредитации лаборатории с областью аккредитации (обязательное приложение к Аттестату аккредитации) по месту осуществления деятельности видов (показателей, методик) исследований, являющихся предметом закупки.
В целях принятия объективного решения по жалобе Пермским УФАС России в адрес Министерства здравоохранения Пермского края, Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю был направлен запрос (исх. N 03425-17) о предоставлении следующей информации:
-кем и в каком порядке выдается аттестат аккредитации лаборатории с областью аккредитации (обязательное приложение к Аттестату аккредитации) по месту осуществления деятельности видов (показателей, методик) исследований,
- является ли данный документ обязательным для получения лабораториями,
- необходим ли данный аттестат для оказания услуг, являющихся объектом закупки.
В представленном ответе Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю (вх. N 004371-17 от 28.03.2017) указано, в том числе, следующее: "Предметом закупки по аукциону N 0356200002017000024 является "оказание услуг по проведению бактериологических лабораторных исследований (том числе в рамках микробиологического мониторинга) для Пермского краевого перинатального центра ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница".
Статьей 26 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими веществами, биологичесескими и микробиологическими организмами и их токсинами, а именно наличие санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.
В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - "Микробиологический мониторинг осуществляется акушерским стационаром (при отсутствии соответствующих лабораторий - по договорам с аккредитованными организациями)" (п.5.4.1.раздела IV).
Перинатальный центр относится к категории организаций для оказания акушерской помощи (п.10.6.1. раздела I СанПиН 2.1.3.2630-10), не имеющей собственной соответствующей лаборатории.
Таким образом, для оказания услуг по проведению бактериологических лабораторных исследований в рамках микробиологического мониторинга для перинатального центра Исполнитель должен быть аккредитован в национальной системе на данные исследования (т.е. иметь аттестат аккредитации и заявляемые исследования в области аккредитации).
Необходимость наличия аттестата аккредитации на исследования, являющиеся предметом закупки, подтверждается Решением координационно-методического совета по профилактике внутрибольничных инфекций на территории Пермского края от 21.12.2016 N 12 - п.2.3. "Обеспечить проведение производственного контроля и микробиологического мониторинга пациентов и больничной среды акушерского стационара на базе собственной лаборатории или лаборатории, имеющей аккредитацию на данные виды микробиологических исследований".
В представленном ответе Министерства здравоохранения Пермского края (вх. N 004489-17 от 29.03.2017) указано, что согласно аукционной документации бактериологические лабораторные исследования закупаются ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" для перинатального центра (акушерского стационара), и если они проводятся с целью проведения микробиологического мониторинга, наличие аттестата аккредитации лаборатории является обязательным.
Согласно пояснениям Заказчика (вх. N 004644-17), все заявленные в Техническом задании исследования клинического материала от новорожденных и родильниц проводятся в рамках микробиологического мониторинга.
Доказательств обратного, не смотря на то, что Комиссией было предоставлено дополнительное время, Заявителем не представлено.
При указанных обстоятельствах, с учетом приведенных выше ответов, в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
Довод о том, что требование, содержащееся в п.3.5 Технического задания - лаборатория должна иметь свидетельство об участии ФСВОК за последние 3 года, является незаконным, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях указывает, что возможность участия клинико-диагностических лабораторий в системе внешней оценки качества (ФСВОК) отражена в ГОСТ Р ИСО 15189-2015 "Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетенции".
Согласно указанному ГОСТ, настоящий стандарт не предназначен быть использованным для целей сертификации, однако, выполнение медицинской лабораторией требований настоящего стандарта означает, что лаборатория соответствует как требованиям технической компетентности, так и требованиям системы менеджмента качества, что необходимо для получения технически надежных результатов. Требования системы менеджмента качества в разделе 4 изложены языком, соответствующим операциям медицинской лаборатории и отвечают принципам ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества - Требования и соответствуют его подходящим требованиям (Объединенное Коммюнике IAF-LAC-ISO, изданное в 2009 г.).
Комиссия отмечет, что международная система оценки качества не является обязательной для российских организаций, и, как следствие, спорное требование нарушает п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Иного не доказано.
В действиях должностного лица Заказчика, утвердившего аукционную документацию с нарушением требований Закона о контрактной системе имеются признаки правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МедЛабЭкспресс" на действия ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" ПККБ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению бактериологических лабораторных исследований (том числе в рамках микробиологического мониторинга) для Пермского краевого перинатального центра ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" (изв.N 0356200002017000024) обоснованной в части требования о наличии у лаборатории свидетельства об участии ФСВОК.
2. Признать в действиях ГБУЗ ПК "Ордена "Знак Почета" ПККБ" выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение требований п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 марта 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2017