Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 марта 2017 г. N 314
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, старший государственный инспектор А.В. Меньшикова, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СтройМастер" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N ЭА 9233/16 "Выполнение комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ, приобретение монтируемого оборудования по объекту "Реконструкция КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича", закупка N0119200000116007915, установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СтройМастер" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, копии заявок, поданных с целью участия в закупке.
Существо жалобы: нарушение порядка рассмотрения заявок.
Заседание комиссии Красноярского УФАС России было назначено на 31 марта 2017 года в 15 часов 45 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20.
На заседании Комиссии по рассмотрению вышеуказанных жалоб присутствовали:
- представитель уполномоченного органа - Е.В. Шерпак (доверенность N 14 от 09.01.2017, удостоверение личности);
- представитель аукционной комиссии - А.О. Полосина (удостоверение личности);
- представитель ООО "СтройМастер" - Т.А. Зверева (доверенность N б/н от 22.03.2017, удостоверение личности);
Явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалоб по существу заказчик не обеспечил.
Из содержания жалоб следует, что при рассмотрении первых частей заявок аукционной комиссией, уполномоченным органом были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе.
Представитель уполномоченного органа в письменных пояснениях поддержанных на заседании Комиссии возражениях с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее. Согласно предписанию, аукционной комиссией были отменены протоколы подведения итогов электронного аукциона и протокол рассмотрения заявок 27 марта 2017 года. 29 марта 2017 года в 12:35 (по московскому времени) в рамках исполнения предписания аукционной комиссией были повторно рассмотрены первые части заявок, двух заявок участников с порядковыми номерами 4 и 6, данные заявки были отклонены с учётом решений Красноярского УФАС России N 244, 245 от 21 марта 2017 года.
Доступ к заявкам участников предоставляет электронная площадка ООО "РТС-Тендер", согласно представленной площадкой информации с ООО "СтройМастер" 28 марта 2017года в 12:00 (по московскому времени) оформило заявление на возврат денежных средств, а 29 марта 2017 года в 05:36 (по московскому времени) поступило обращение об ошибочном выводе средств, данный запрос площадкой был обработан только 29 марта 2017 года в 13:04 (по московскому времени) после публикации протокола рассмотрения первых частей заявок. Таким образом, в действиях аукционной комиссии нет признака правонарушений, поскольку ООО "СтройМастер" самостоятельно сделало отзыв денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, тем самым отказалось от участия в данном аукционе.
Проанализировав документы предоставленные на рассмотрение жалобы комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение комплекса, приобретение монтируемого оборудования по объекту "Реконструкция КГБУЗ "Красноярская межрайонная клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.С. Карповича".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Как указано в статье 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: Срок, место и порядок подачи заявок участников закупки. Размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).
В части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе указано, что обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона.
Таким образом, участники закупки заранее должны быть уведомлены о сроках подачи заявки и соответственно предоставления обеспечения заявки на участие в закупке.
По результатам рассмотрения жалобы, 21.03.2017 г., Красноярским УФАС России было выдано предписание N244, 245 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, прав и законных интересов участников закупки, было предписано совершить следующие действия:
1. Аукционной комиссии Агентства государственного заказа:
- отменить протокол подведения итогов электронного аукциона, отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе в части допуска к участию в электронном аукционе участников, подавших заявки, которым присвоены порядковые номера 2, 4,6.
- назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дату проведения электронного аукциона. При этом, дата рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены протокола подведения итогов и протокола рассмотрения заявок;
- разместить в единой информационной системе информацию об отмене протокола подведения итогов и протокола рассмотрения заявок.
В соответствии с вышеизложенным предписанием аукционной комиссией были отменены протоколы подведения итогов электронного аукциона и протокол рассмотрения заявок 27 марта 2017 года в 17:56 (по местному времени).
Как указано в части 7 статьи 60 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отказе от проведения электронного аукциона, изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, документацию о таком аукционе, разъяснений положений документации о таком аукционе оператор электронной площадки размещает указанную информацию на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также направляет уведомление об указанных извещении, изменениях, разъяснениях всем участникам такого аукциона, подавшим заявки на участие в нем, уведомление об указанных разъяснениях также лицу, направившему запрос о даче разъяснений положений документации о проведении такого аукциона, по адресам электронной почты, указанным этими участниками при аккредитации на электронной площадке или этим лицом при направлении запроса.
Согласно выше названной норме электронная площадка уведомляет участников о вносимых изменениях в процессе проведения закупки.
Проведя анализ скрин-шотов уведомлений поступивших от электронной площадки 27.03.2017 в адрес участников закупки, комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что участникам необходимо обеспечить наличие денежных средств на виртуальном счете для обеспечения участия в закупке через 4 календарных дня.
В соответствии с частью 16 статьи 44 Закона о контрактной системе участие в электронном аукционе возможно при наличии на лицевом счете участника закупки, открытом для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе на счете оператора электронной площадки, денежных средств, в отношении которых не осуществлено блокирование операций по лицевому счету в соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе, в размере не менее чем размер обеспечения заявки на участие в таком аукционе, предусмотренный документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по лицевому счету, открытому для проведения операций по обеспечению участия в таком аукционе данного участника, подавшего указанную заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки. При этом в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 66 Закона о контрактной системе, блокирование не осуществляется.
В соответствии с частью 19 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае отсутствия на лицевом счете, открытом для проведения операций по обеспечению участия в электронном аукционе участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, денежных средств в размере обеспечения указанной заявки, в отношении которых не осуществлено блокирование в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок, оператор электронной площадки возвращает указанную заявку в течение одного часа с момента ее получения данному участнику закупки.
На заседании Комиссии установлено, что размер обеспечения заявок на участие в Аукционе составляет 22 417 184,50 рубля. Податель жалобы обеспечил наличие денежных средств на лицевом счете для обеспечения участия в указанной закупки 29.03.2017 13:03 (по московскому времени).
Однако повторное рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе и блокировка обеспечения денежных средств состоялось 29.03.2017 10:36 (по московскому времени) по истечении одного дня с момента отмены ранее принятых протоколов.
Согласно определению о внесении изменений в предписание Комиссии Красноярского УФАС России N244, 245 от "21" марта 2017 года уполномоченному органу, аукционной комиссии необходимо было осуществить следующие действия "отменить протокол подведения итогов электронного аукциона и протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дату проведения электронного аукциона. При этом, дата рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе должна быть назначена не ранее чем через 1 рабочий день со дня отмены протокола подведения итогов электронного аукциона и протокола рассмотрения заявок. При назначении срока рассмотрения первых частей заявок аукционной комиссии необходимо обеспечить возможность внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе участникам закупки, первые части которых подлежат пересмотру, и/или аукционная комиссия должна обладать надлежащим подтверждением отказа таких участников (участника) от внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе".
Порядок проведения повторного рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе законодательством о контрактной системе не предусмотрен. Таким образом, при отсутствии таких положений законодательства заказчик должен руководствоваться общими принципами и нормами права, регулирующими аналогичные правоотношения.
Из указанного выше следует, что уполномоченному органу и аукционной комиссии при назначении срока повторного рассмотрения первых частей заявок, которым были присвоены порядковые номера 2, 4, 6 уполномоченным органом, аукционной комиссии не обеспечена возможность внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе участникам закупки, первые части которых подлежат пересмотру, что нарушает права и законные интересы участников указанной закупки.
Ввиду изложенного, комиссия по рассмотрению жалобы усматривает в действиях уполномоченного органа, аукционной комиссии нарушение требований статей 64, 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "СтройМастер" обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган, аукционную комиссию нарушившими требования статьи 64, 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать уполномоченному органу, аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем пересмотра первых частей заявок.
4. Аукционной комиссии отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе.
5. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении членов аукционной комиссии, уполномоченного органа.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 марта 2017 г. N 314
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2017