Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 марта 2017 г. N 288
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере контроля закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.С. Зыряновой, главного специалиста-эксперта, рассмотрев жалобу ООО "Гардарика" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту наружных сетей тепло-водоснабжения по ул. Новоселов от тепловой камеры 7ТК31 до тепловой камеры 7ТК37 в с. Богучаны, Богучанского района, Красноярского края" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Гардарика" на действия заказчика, уполномоченного органа при установлении положений документации о проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: установление положений документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований законодательства.
Из содержания жалобы ООО "Гардарика" следует, что, по мнению подателя жалобы, документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований законодательства, а именно: требования к используемому материалу установлены с нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
В адрес Комиссии Красноярского УФАС России также поступили письменные пояснения заказчика, уполномоченного органа, из которых следует, что заказчик, уполномоченный орган не согласны с доводами подателя жалобы и считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком, уполномоченным органом были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения процедуры электронного аукциона.
Предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является выполнение работ по капитальному ремонту наружных сетей тепло-водоснабжения по ул. Новоселов от тепловой камеры 7ТК31 до тепловой камеры 7ТК37 в с. Богучаны, Богучанского района, Красноярского края.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Частью 2 указанной статьи также установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация о проведении электронного аукциона содержит требования к материалу, используемому при выполнении работ. Кроме того, документация о проведении электронного аукциона содержит инструкцию по заполнению заявок на участие в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Документацией о проведении электронного аукциона установлены требования к содержанию в том числе первой части заявки на участие в электронном аукционе, а именно: в соответствии с информационной картой первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Проанализировав положения документации о проведении электронного аукциона, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что при составлении документации о проведении электронного аукциона в части установления требований к используемому материалу заказчиком, уполномоченным органом были допущены нарушения законодательства о контрактной системе, которые выражаются в следующем:
- аналогичное нарушение было допущено при установлении значения по той же позиции "раствор кладочный цементный" по параметру "конец схватывания цемента от начала затворения - "не должно быть позднее 10 часов". При этом в соответствии с ГОСТ 25328-82 установлено значение - "не позднее 12 часов от начала затворения". Таким образом, заказчиком при установлении параметра установлены значения не в соответствии с положениями ГОСТ, что является нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе.
- по позиции "раствор кладочный цементный" по показателю "угля в песке", установленного к составляющему "песок" установлено значение "должно быть менее 1 %". Однако в соответствии с положением А ГОСТ 8736-2014 (которому должен соответствовать указанный товар) установлено значение - не более 1%. Таким образом, значение показателя, установленного заказчиком не соответствует значению действующего ГОСТ.
- в соответствии с правилами описания закупки, установленными статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчиком при установлении требований к используемому при выполнении работ товару должны быть установлены требования в соответствии с действующим нормативно-техническим законодательством. При этом указанные требования должны относится к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационные характеристикам объекта закупки. Заказчиком установлено требование к показателю "полный остаток на сите". Значение указанного показателя не влияет на результат выполнения работ и может быть получено только по результатам специальных исследований, и не является показателем, относящимся к вышеуказанным характеристикам.
- по позиции "Гвозди строительные" участники закупки обязаны были указать в заявке на участие в электронном аукционе конкретное значение показателя "теоретическая масса 1000 шт. гвоздей". Указанный показатель регулируется положениями ГОСТ 4028-63. Приложением к указанному ГОСТ установлены требования к шурупам стальным по показателю теоретическая масса 1000 шт. При этом указанный показатель установлен в примерном равном значении (). Следовательно, показатель "теоретическая масса 1000 шт. стальных шурупов" не может иметь конкретное значение. Однако требованиями документации о проведении электронного аукциона установлено, что участники закупки обязаны в своих заявках указать конкретное значение показателей. Кроме того, указанный показатель также не относится к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки.
- по позиции "Бетон" в показателях "потери массы щебня при распаде", "содержание зерен в песке крупностью св. 10 мм" установлены значения, не соответствующие значениям ГОСТ 8267-93, регулирующим указанные параметры (соответственно: "должно быть менее 7 %" вместо "не более 7 %", "должно быть менее 5 %" вместо "не более 5 %"),
- по позиции "Олифа натуральная" по показателю "массовая доля фосфоросодержащих веществ в масле в пересчете на P2O2" заказчиком установлено значение "не более 0,08%". При этом в соответствии с ГОСТ 7931-76 указанное значение установлено "не более 0,026".
Довод подателя жалобы относительно позиции "Горячекатаная арматурная сталь" в параметрах "временное сопротивление разрыву" и "предел текучести применяемых классов арматурных сталей" и установлении нестандартных единиц измерения величин (указано кгс/мм2 вместо кгс/мм) комиссия Красноярского УФАС России на основании поступивших пояснений заказчика пришла к выводу о несостоятельности указанного довода, поскольку в ГОСТ, содержащихся в нормативно-правовых базах, поддерживаемых акты, проверенные Ростехнадзором, единицей измерения указанного параметра является кгс/мм2.
Также Комиссией Красноярского УФАС России несостоятельным признан довод относительно позиции "раствор кладочный цементный" по показателю "предел прочности цемента при сжатии в 28-суточном возрасте" заказчиком установлено значение "не должен быть менее 400 кгс/см2". Комиссией Красноярского УФАС России при этом принято во внимание то обстоятельство, что заказчиком установлено требование о соответствии товара ГОСТ 28013-98. указанный ГОСТ, а также ГОСТ 10178-85 позволяют заказчику установить указанные требования к товару исходя из собственной необходимости.
Таким образом, уполномоченным органом, заказчиком при проведении электронного аукциона нарушены положения статей 33, 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гардарика" частично обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившим требования статей 33, 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в документацию о проведении электронного аукциона. С этой целью аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона; заказчику продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика, уполномоченного органа.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова
Е.С. Зырянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 марта 2017 г. N 288
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2017