Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 30 марта 2017 г. N 62/17
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Казанова Н.А. - специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
В отсутствие представителей от заявителя и заказчика, уведомленных надлежащим образом, при участии представителей от уполномоченного органа - Кобякова П.С., Рябых В.Н., от заинтересованного лица ООО "Спецстрой-Сахалин" Клетченко А.Н., рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее также - Заявитель, Общество) на положения аукционной документации, утвержденной Отделом жилищного и коммунального хозяйства администрации Невельского городского округа (далее также - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Ремонт автомобильных дорог с. Горнозаводск" (извещение N 0361300025717000026) (далее - аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Проекте контракта установлена обязанность подрядчика привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 25% от цены контракта". Отсутствие в проекте контракта конкретного значения объема привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа СМП и СОНО является нарушением ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.
2. Заказчик, устанавливая требование к участникам закупки в части наличия свидетельств, выданных саморегулируемой организацией о допуске к определенным видам работ обязан указать определенные виды работ по выполнению строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности из раздела III указанного Перечня, а также указать, что в случае отсутствия допуска к определенным видам работ, установленным в извещении о проведении электронного аукциона Участник закупки должен иметь допуск к выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика.
Представители Уполномоченного орган не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) 06.03.2017 8:44 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение об электронном аукционе, в том числе аукционная документация утвержденная Заказчиком.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 11 874 112,00 руб.
3) На участие в аукционе подано 2 заявки.
1. Относительно отсутствие в проекте контракта конкретного значения объема привлечения к его исполнению субподрядчиков из числа СМП и СОНО.
Согласно ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В ч. 7 ст. 30 Закона о контрактной системе указано, что типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В Постановлении Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" содержаться типовые условия, где указано, что поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме не менее 5 процентов от цены контракта.
Учитывая положения указанных выше норм, Комиссия пришла к выводу, что установление Заказчиком в проекте контракта требования об обязанности подрядчика привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 25% от цены контракта, не противоречит таким нормам.
Таким образом, первый довод Заявителя признается необоснованным.
2. Относительно отсутствия требования к участникам закупки о наличии допуска к выполнению работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в качестве генерального подрядчика.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) указанного закона, или копии этих документов
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Часть. 3 ст. 52 ГрК РФ гласит, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Таким образом, Комиссия считает, что при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В п. 36 Информационной карты установлено требование: Документы, предоставляемые в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Всоответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" и ст 55.16 Градостроительного кодекса РФ необходимо приложить копию свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией на виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
- 25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами
Вместе с тем, в п. 7.2.14. Проекта контракта указано, что подрядчик обязан осуществлять работы по организации работ на Объекте лично.
Также в п. 7.2.42 Проекта контракта указано, что подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 25 % от цены контракта.
Необходимо отметить, что в Перечень включены работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (группа видов работ 33 раздела III Перечня).
Таким образом, лицо, осуществляющее строительство, то есть лицо, которое непосредственно, без привлечения иных физических или юридических лиц осуществляет комплекс работ по организации строительства, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. В случае привлечения для выполнения работ по организации строительства иных физических или юридических лиц свидетельство о допуске к таким работам должны иметь привлекаемые лица.
При этом Комиссия отмечает, что лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство о допуске к конкретным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту только в случае, если указанные работы выполняются им самостоятельно без привлечения иных лиц.
В аукционной документации отсутствует требование по выполнению указанных работ - лично.
Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком в совокупности нарушены п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, так как Заказчик необоснованно установил требование к конкретному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и при этом не установил требование о наличии свидетельство СРО о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта включенных в группу видов работ 33 раздела III Перечня.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на положения аукционной документации, утвержденной Отделом жилищного и коммунального хозяйства администрации Невельского городского округа по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Ремонт автомобильных дорог с. Горнозаводск" (извещение N 0361300025717000026) - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчику в лице отдел жилищного и коммунального хозяйства администрации Невельского городского округа, уполномоченному органу в лице отдел по размещению муниципального заказа администрации Невельского городского округа определение поставщика (исполнителя, подрядчика) аннулировать.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии А.Е. Хлебникова
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 30 марта 2017 г. N 62/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2017