Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 27 марта 2017 г. N А50-03/17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия муниципального заказчика - Управления по строительству АМС г.Владикавказа (далее - Управление по строительству, Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310200000317000159 на выполнение работ по ремонту МБДОУ N81 в г.Владикавказе (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
20 марта 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Черняк Г.Е. (далее - Заявитель) на действия - Управления по строительству при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как:
1. В Техническом задании аукционной документации "характеристики применяемых строительных материалов (товаров) и оборудования по объекту: ремонт МБДОУ N81 в г.Владикавказе" в пункте "Сталь листовая оцинкованная толщиной листа 0,7 мм" (стр. 24) указано: Класс толщины покрытия П\1\2. Толщина покрытия, мкм Св. 18 до 60. В требованиях к применяемым материалам и оборудованию и инструкции по заполнению первой части заявки Заказчиком установлено требование о соответствии применяемых материалов государственным стандартам, в том числе ГОСТ 14918-80. Согласно указанному ГОСТу 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия" сталь с толщиной цинкового покрытия "свыше 18 до 60 мкм" относится к классу толщины покрытия П (с толщиной покрытия "свыше 40 до 60 мкм включительно") и 1 (с толщиной покрытия "свыше 18 до 40 мкм включительно"). Тогда как класс толщины покрытия 2 имеет значение показателя толщины покрытия "от 10 до 18 мкм включительно". Заказчиком же установлено требование к классу толщины покрытия стали "П\1\2".
Заявитель считает, что заказчик вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке противоречащие аукционной документации и соответствующему Стандарту значения показателей по данной характеристике.
2. В Техническом задании аукционной документации "характеристики применяемых строительных материалов (товаров) и оборудования по объекту: ремонт МБДОУ N81 в г.Владикавказе" в пункте "Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая" (стр. 28-29) указано: Степень перетира, мкм, не более 40; Эластичность пленки при изгибе, мм, не более 1; Адгезия пленки, баллы, не более 1, условная вязкость при 20 С по вискозиметру ВЗ-4, не менее 45, степень разбавления грунтовки растворителем не более 20%, массовая доля нелетучих веществ от 54%, время высыхания до степени 3 при 105 С не более 35 мин, время высыхания до степени 3 при 20 С не более 24 ч, твердость пленки по маятниковому прибору М-3 не менее 0,35 у.е, эластичность пленки при изгибе не более 1 мм, прочность пленки при ударе на приборе шипа У-1 не менее 50 см, адгезия пленки не более 1 балл, стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия не менее 24 ч, массовая доля нелетучих веществ до 60%, стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при 20 С не менее 48 ч, расслаивание не более 5 мл.
В требованиях к применяемым материалам и оборудованию и инструкции по заполнению первой части заявки Заказчиком установлено требование о соответствии применяемых материалов государственным стандартам, в том числе ГОСТ 25129-82. Также в инструкции по заполнению первой части заявки Заказчиком указано, что показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, а так же законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае, если диапазон значений показателя сопровождается словами "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "максимальное значение", "минимальное значение", "min", "max", "как минимум", "от", "до", символом "-", участник должен указать одно точное значение параметра товара.
Также Заказчиком в инструкции по заполнению первой части заявки перечислены случаи, когда потенциальный участник закупки может в своей заявке указать диапазонное значение: если в описании присутствует фраза "допускается указание диапазонного значения показателя"; если наименование показателя сопровождается символом "*"; если значение показателя приведено в конструкции "не более Х и не менее Y"; если используются графические знаки "" (больше или равно), "" (меньше или равно), "<" (меньше), ">" (больше); если используются термины "диапазон", "в пределах", специальные символы "", "".
Таким образом, в пункте "Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая" потенциальный участник закупки должен указать конкретные значения показателей степени перетира, эластичности пленки при изгибе, адгезии пленки, условной вязкости при 20 °С по вискозиметру ВЗ-4, степени разбавления грунтовки растворителем, массовой доля нелетучих веществ, времени высыхания до степени 3 при 105 °С и при 20 °С, твердости пленки по маятниковому прибору М-3, прочности пленки при ударе на приборе типа У-1, стойкости пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия; стойкости пленки к статическому воздействию минерального масла при 20 °С и расслаиванию. Согласно ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" данные показатели определяют в результате испытаний в лабораторных условиях на соответствующем оборудовании, которое отсутствует у поставщика.
Заявитель считает требования к степени перетира, эластичности пленки при изгибе, адгезии пленки, условной вязкости при 20 °С по вискозиметру ВЗ-4, степени разбавления грунтовки растворителем, массовой доля нелетучих веществ, времени высыхания до степени 3 при 105 °С и при 20 °С, твердости пленки по маятниковому прибору М-3, прочности пленки при ударе на приборе типа У-1, стойкости пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, стойкости пленки к статическому воздействию минерального масла при 20 °С и расслаиванию грунтовки ГФ-021, избыточными требованиями.
По мнению Заявителя, Заказчик устанавливает обязательство участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
3. В Техническом задании аукционной документации "характеристики применяемых строительных материалов (товаров) и оборудования по объекту: ремонт МБДОУ N81 в г.Владикавказе" в пунктах "Бетон тяжелый" (стр. 33-34) установлены одинаковые требования: крупность заполнителя 20 мм. В требованиях к применяемым материалам и оборудованию и инструкции по заполнению первой части заявки Заказчиком установлено требование о соответствии применяемых материалов государственным стандартам, в том числе ГОСТ 26633-2012. При этом установлено, что если госты, представленные в этом списке являются устаревшими, то следует применять данный номер госта, но в действующей редакции (с иным индексом после номер - ..). ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
В ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" нормируется наибольшая крупность заполнителя, например, в таблице 2 приведено содержание отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона.
Соответственно наибольшая крупность заполнителя бетона может быть равна 20 мм, "крупность заполнителя 20 мм" - это требования противоречащее реально существующим физико-механическим свойствам бетона тяжелого и ГОСТ 26633-2015, а также влекущее за собой ограничение количества участников.
Допущенные при формировании аукционной документации нарушения, по мнению Заявителя, явились причиной ввода в заблуждение участника закупки и препятствовали корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Управление по строительству в объяснении по существу жалобы указало, что считает жалобу необоснованной, в связи с тем, что пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Кроме того, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании указанных норм Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При описании объекта закупки Заказчик руководствуется своими потребностями и принципом объективности.
1. По позиции: "Сталь листовая оцинкованная толщиной листа 0,7 мм" в техническом задании была допущена опечатка. Однако, потенциальный участник мог предложить сталь оцинкованную класса П или 1, или обратиться за разъяснениями положений документации аукциона в электронной форме.
2. По позиции "Грунтовка ГФ-021 красно-коричневая" Заказчик указал, что согласно инструкции по заполнению первой части заявки показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, а так же законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации". То есть, если участник по тем показателям, которые не известны на момент поставки, мог представить конкретные значения в соответствии с действующим ГОСТом на данную продукцию (ГОСТ 25129-82), и которые должны соответствовать требованиям этого ГОСТа и аукционной документации, которая содержит требования к товарам только в соответствии с вышеуказанным ГОСТом, он должен был это сделать.
3. По позиции "Бетон тяжелый" Заказчиком установлены требования к крупности заполнителя 20 мм. Данный термин используется в программе "Гранд смета" при составлении потребности заказчика в материалах, это требование не противоречит физико-механическим свойствам бетона тяжелого и ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", и не влечет за собой ограничение количества участников.
4. Кроме того, Заказчиком к участнику закупки не предъявлялось требование о проведении каких-либо испытаний или исследований товара, используемых при выполнении работ.
С учетом вышеизложенного, доводы заявителя считает не обоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 10 марта 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) было размещено извещение N0310200000317000159 о проведении Аукциона на выполнение работ по ремонту МБДОУ N81 в г.Владикавказе и Аукционную документацию по указанному Аукциону, утвержденную 09.03.2017 г. начальником Управления по строительству (далее - Аукционная документация).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При составлении описания объекта закупки необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 5 Информационной карты Аукционной документации установлено, что поставщик обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены аукционной документацией, техническим заданием, локальным сметным расчетом и проектом контракта. Требования к качеству, техническим характеристикам товаров установлены в техническом задании, приложенном к Аукционной документации.
При этом, в Техническом задании, приложенном к Аукционной документации установлены характеристики применяемых в ходе выполнения работ строительных материалов (товаров) (далее - Техническое задание), а также описание значений символов, которые применяются при описании объекта закупки, в частности таких символов, как "/", "<", ">" и т.д., значение слов "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", и т.д.
Согласно Техническому заданию, в ходе исполнения контракта необходимо использовать:
1) Сталь листовую оцинкованную, толщиной листа 0,7 мм, группа по назначению - ОН, ширина листа 710-1800 мм, класс толщины покрытия П\1\2, толщина покрытия, мкм св. 18 до 60. При этом, в Техническом задании также установлено требование о соответствии применяемых материалов государственным стандартам, в том числе ГОСТ 14918-80 "Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия". Согласно указанному ГОСТу, сталь с толщиной цинкового покрытия "свыше 18 до 60 мкм" относится к классу толщины покрытия П (с толщиной покрытия "свыше 40 до 60 мкм включительно") и 1 (с толщиной покрытия "свыше 18 до 40 мкм включительно"). Тогда как класс толщины покрытия 2 имеет значение показателя толщины покрытия "от 10 до 18 мкм включительно".
То есть, требования к стали листовой оцинкованной толщиной листа 0,7 мм, установленные в Технической части Аукционной документации соответствуют классу толщины покрытия листа П и 1, а указание на класс толщины покрытия 2 является технической ошибкой, которая не могла повлиять на итоги аукциона.
2) Грунтовку ГФ-021, красно-коричневую, для защиты металлоконструкций от воздействия агрессивной атмосферы, со следующими характеристиками: степень перетира, мкм, не более 40; эластичность пленки при изгибе, мм, не более 1; адгезия пленки, баллы, не более 1, условная вязкость при 20 С по вискозиметру ВЗ-4, не менее 45, степень разбавления грунтовки растворителем не более 20%, массовая доля нелетучих веществ от 54%, время высыхания до степени 3 при 105 С не более 35 мин, время высыхания до степени 3 при 20 С не более 24 ч, твердость пленки по маятниковому прибору М-3 не менее 0,35 у.е, эластичность пленки при изгибе не более 1 мм, прочность пленки при ударе на приборе шипа У-1 не менее 50 см, адгезия пленки не более 1 балл, стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия не менее 24 ч, массовая доля нелетучих веществ до 60%, стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при 20 С не менее 48 ч, расслаивание не более 5 мл.
Все перечисленные характеристики грунтовки соответствуют требованиям ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия", соответственно, Аукционная документация в части установления требований к грунтовке соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3) Бетон тяжелый, со следующими характеристиками: крупность заполнителя 20 мм, класс по прочности на сжатие в проектном возрасте В12,5; марка бетона по средней плотности от D2000 до D25000 включительно, марка бетона по морозостойкости не ниже F50, и т.д.
При этом, в Техническом задании установлено требование о соответствии применяемых материалов государственным стандартам, в том числе ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", а также указано, что если ГОСТы, указанные в Техническом задании являются устаревшими, то следует применять данный номер ГОСТа, но в действующей редакции. ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" утратил свою силу и заменен на ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
В указанном ГОСТе нормируется наибольшая крупность заполнителя, которая может быть равна 20 мм.
То есть, Техническое задание, приложенное к Аукционной документации содержит нестандартный показатель крупности заполнителя бетона, однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования такого нестандартного показателя.
Действия должностного лица Управления по строительству АМС г.Владикавказа, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ИП Черняк Г.Е. на действия муниципального заказчика - Управления по строительству АМС г.Владикавказа при проведении электронного аукциона N0310200000317000159 на выполнение работ по ремонту МБДОУ N81 в г.Владикавказе.
2. Признать Управление по строительству АМС г.Владикавказа нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Ввиду того, что выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не могли повлиять на результаты определения исполнителя, Управлению по строительства АМС г.Владикавказа предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА50-03/17 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц Управления по строительству АМС г.Владикавказа к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 27 марта 2017 г. N А50-03/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2017