Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 24 марта 2017 г. N 02-06/39-17
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии - ________. - заместитель руководителя - начальник отделааналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
члены Комиссии:
________. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
________. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканская клиническая больница"(далее - ГБУ РМЭ "РКБ"):
________. (доверенность N 621 от 23.03.2017),
________. (доверенность N 620 от 23.03.2017),
в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ОПТЭК" (далее - ООО "ОПТЭК"), надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобу ООО "ОПТЭК"на положения аукционной документации электронного аукциона на поставку расходных материалов для ПАО для нужд ГБУ РМЭ "РКБ" (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru(далее - официальный сайт) 0308200003117000035 от 13.03.2017),
УСТАНОВИЛА:
ГБУ РМЭ "РКБ"проводится электронный аукцион на поставку расходных материалов для ПАО для нужд ГБУ РМЭ "РКБ" (номер извещения на официальном сайте по адресу: www.zakupki.gov.ru0308200003117000035 от 13.03.2017).
Начальная максимальная цена контракта - 2 337 733, 51 рублей.
Электронная площадка для проведения аукциона - http://etp.zakazrf.ru.
Дата проведения аукциона в электронной форме 27.03.2017.
21.03.2017 в Марийское УФАС России поступила (вх. N 3099) жалоба ООО "ОПТЭК" на положения аукционной документации вышеназванного электронного аукциона.
Заявитель полагает, что документация указанного аукциона не соответствует требованиям статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), описание объекта закупки носит необъективный характер, что в свою очередь ведет к ограничению конкуренции при проведении данной закупки.
Кроме того, заказчиком в пункте 13 технического задания (часть III аукционной документации) для позиции товара, требуемого к поставке - держатели для кассет (фреймы) указано наименование товарного знака (Paraform), регистрационное удостоверение на которое имеется только у одного производителя, что также свидетельствует об ограничении конкуренции.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы (исх. N 622 от 23.03.2017, исх. N 633 от 24.03.2017).
Заслушав пояснения представителей заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к выводам о несостоятельности доводов заявителя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Втехнической части документации электронного аукциона (часть III аукционной документации) заказчиком установлены функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики требуемого к поставке товара.
Указанная в технической части информация позволяет довести до потенциальных участников закупки сведения о потребности заказчика относительно требований к характеристикам поставляемого товара с учетом его потребностей.
Из пункта 13 технического задания (часть IIIаукционной документации) следует, что к поставке требуется держатели для кассет (фреймы) Paraform или эквивалент, а также указаны требования к характеристикам товара.
Заказчик, формируя данные требования к характеристикам товара, определил свои потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся потребности в закупке необходимых расходных материалов для нужд учреждения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012N1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий. В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (http://www.roszdravnadzor.ru) в реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий регистрационное удостоверение N ФСЗ 2008/02488 от 21.08.2008 на медицинское изделие "держатели для кассет (фреймы)" выдано только одному производителю медицинских изделий, а именно Сакура Финетек США, Инк.
Однако, доказательств невозможности поставки товара, описанного в технической части или сокращения числа потенциальных участников закупки заявителем не представлено.
Кроме того, факт отсутствия ограничения конкуренции подтверждается так же получением заказчиком нескольких коммерческих предложений в процессе формирования начальной (максимальной) цены контракта, согласно которым данный товар может поставляться несколькими поставщиками.
Таким образом, доводы заявителя не находят своего подтверждения, нарушения требований статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях заказчика при описании объекта закупки не установлено.
Кроме того, при рассмотрении жалобы в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки установлено следующее.
1. В силутребования части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0308200003117000035 заказчиком установлено ограничение в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в отношении участников аукциона, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Между тем, согласно информации, содержащейся в плане-графике закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд ГБУ РМЭ "РКБ" на 2017 год N 2017030820000310010001, вышеуказанное ограничение в отношении участников названного электронного аукциона отсутствует.
Таким образом информация, указанная в извещении о проведнии электронного аукциона N 0308200003117000035 не соответствует информации,содержащейся в плане-графике, что является нарушением требований части 12 статьи 21 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 названного Федерального закона, указывается адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В извещении о проведении названного электронного аукциона установлен адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://etp.zakazrf.ru, следовательно, местом проведения электронного аукциона является электронная торговая площадка ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан.
В соответствии с требованиями частей 1, 8 статьи 66 Закона о контрактной системе подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке, заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки.
В силу требований пункта 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Однако, в нарушение вышеуказанной нормы закона в извещении о проведении электронного аукциона N 0308200003117000035 указано другое место подачи заявок, а именно http://www.sberbank-ast.ru, что в свою очередь могло привести к ограничению числа участников электронного аукциона.
3. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 названного Федерального закона, или копии этих документов.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 названной статьи.
Во исполнении части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе издан приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 155).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0308200003117000035 к поставке требуются товары, определенные в соответствии с кодом по ОКПД2 32.50.50.000, данный код попадает под действие приказа N 155.
В силу требований пункта 3 приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 названного приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к приказу Перечне, является декларация участника закупки (пункт 13 приказа N 155).
В пункте 7 информационной карты (часть II аукционной документации) заказчиком установлено требование о наличии во вторых частях заявок на участие в аукционе документа, подтверждающего соответствие предлагаемого участником электронного аукциона товара условиям и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов.
Однако, в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчик не указал конкретного наименования документа, который должен быть приложен во вторых частях заявок на участие в аукционев соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
4. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 названной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно письму оператора электронной площадки (вх. N 3347 от 24.03.2017), а также скриншоту, представленному заказчиком, 15.03.2017 в адрес заказчика поступил запрос на разъяснение положений документации электронного аукциона. Вместе с тем, в нарушение требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе ответ на данный запрос размещен заказчиком на официальном сайте только 23.03.2017.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОПТЭК" необоснованной.
2. Признать в действиях государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканская клиническая больница" нарушение требований части 12статьи 21, пункта 6 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Республиканская клиническая больница" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела N 02-06/39-17 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии ________
Члены Комиссии: ________
________
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
по делу 02-06/39-17
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии - _______. - заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
члены Комиссии:
_______. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
_______. - специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
на основании своего решения от 24.03.2017 по делу N 02-06/39-17, принятого по результатам рассмотрения жалобы общества с ограниченной ответственностью "ОПТЭК" на положения аукционной документации электронного аукциона на поставку расходных материалов для ПАО для нужд ГБУ РМЭ "РКБ" (номер извещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru 0308200003117000035 от 13.03.2017),
предписывает:
1. Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл "Республиканская клиническая больница" устранить нарушения части 12 статьи 21, пункта 6 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для чего в срок до 07 апреля 2017 года совершить одно из следующих действий:
1) отменить все протоколы, составленные при проведении электронного аукциона N 0308200003117000035;
- внести изменения в извещение и документацию по вышеназванному аукциону, в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- продлить сроки подачи заявок на участие в вышеуказанном электронном аукционе так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение и документацию об аукционе изменений до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем 7 дней;
- в течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в извещение и документацию об аукционе разместить такие изменения на официальном сайте;
- в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в извещение и документацию об аукционе направить информацию о таких изменениях всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в вышеуказанном аукционе.
2) отменить электронный аукцион N 0308200003117000035 и провести в случае необходимости данную закупку заново в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе;
3) отменить электронный аукцион N 0308200003117000035 в случае, если отсутствует необходимость в проведении данной закупки.
2. Оператору электронной площадки ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (http://etp.zakazrf.ru) обеспечить техническую возможность исполнения пункта 1 предписания.
3. В течение 5 дней со дня исполнения предписания представить в Марийское УФАС России доказательства исполнения предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа, его территориального органа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа.
Заместитель председателя Комиссии _______
Члены Комиссии: _______
_______
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 24 марта 2017 г. N 02-06/39-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2017