Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 марта 2017 г. N 2-57-2764/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
при участии представителей:
ГКУ "УКРиС": С.А. Сабуровой,
ООО "Центр сопровождения контрактов": Д.С. Турбенева,
рассмотрев жалобу ООО "Центр сопровождения контрактов" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "УКРиС" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов и кровли нежилого здания по адресу: Симферопольский б-р, д.16, стр.1 (Закупка N 0373200004216000530) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 17.03.2017 N МГ/12227 документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение Закона о контрактной системе, а именно, в части установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В жалобе Заявителя указано, что в действиях Заказчика присутствуют нарушения Закона о контрактной системе, а именно:
1) опубликованы разъяснения положений аукционной документации, изменяющие суть аукционной документации. Согласно инструкции по заполнению заявки установлено: "одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой"". Заказчиком установлены требования к товарам, в частности: п.1 "Сетки из стекловолокна фасадные": "тип: Р-рядовые, У-усиленные; А-архитектурные". При этом, Заказчиком опубликован ответ на запрос следующего содержания: "Участнику необходимо указать Тип - Р - рядовые, У - усиленные; А - архитектурные. Участнику закупки необходимо предоставить конкретные значения всех товаров, которых разделены знаком "," или союзом "и" и указать значения всех показателей, соответствующих ГОСТ, для выбранных в соответствии с инструкцией типов Фасадной стеклосетки. Показатели "Назначение" и "Применение" должны быть указанны отдельно для каждого из выбранных в соответствии с инструкцией типов Фасадной стеклосетки и должны соответствовать ГОСТ Р 55225-2012"; п.7 "Краски": "нанесение в один; в два слоя, с наполнителем; без наполнителя". При этом, Заказчиком опубликован ответ на запрос следующего содержания: "Участнику необходимо выбрать один из вариантов В один или в два слоя, и один из вариантов с наполнителем или без наполнителя".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные разъяснения изменяют документацию об аукционе в электронной форме и нарушают ч.5 ст.65 Закон о конкратной системе.
2) установлены излишние требования к товарам, в частности: п.3 Резина техническая прессованная (Прочность связи резиновых слоев с тканевыми прокладками); п.8 Клей (Прочность соединения между бетонным основанием и приклеиваемым материалом (клеящая способность), через 24 ч после склеивания образцов и через 72 ч после склеивания образцов); п.10 Раствор (Температура растворных смесей в момент использования для кладки камня при скорости ветра свыше 6 м/с и среднесуточной температуре наружного воздуха, °С от минус 10 до минус 20); п.24 Битумы нефтяные (температура начала плавления); п.28 Смеси сухие строительные (класс прочности при сжатии); п.42 Смеси сухие клеевые (поперечная деформация); п.47 Смеси для декоративной штукатурки (прочность на сжатие).
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанным товарам установлены в соответствии с нормативной документацией, так, например, по п.3 Резина техническая прессованная (Прочность связи резиновых слоев с тканевыми прокладками) требование установлено в соответствии с ГОСТ 7338-90 "Пластины резиновые и резинотканевые".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно ГОСТ 7338-90 значение параметра "Прочность связи резиновых слоев с тканевыми прокладками" определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ 6768-75 "Резина и прорезиненная ткань. Метод определения прочности связи между слоями при расслоении".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3) -в аукционной документации установлено, что товары, к характеристикам которых предъявляются требования, должны соответствовать, в частности ГОСТ Р 50793-95, ГОСТ 5929-70, ГОСТ 5915-70, которые являются не действующими (отмененными), что, по мнению Заявителя вводит участников закупки в заблуждение.
-в жалобе указано, что при опубликовании разъяснений положений аукционной документации Заказчик ссылается на нормативные документы, однако требования о соответствии данным стандартам в аукционной документации отсутствует, что, по мнению Заявителя неправомерно.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил доказательств, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также каким образом установленные требования могут повлечь к ограничению количества участников закупки, а также не позволяют сформировать заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр сопровождения контрактов" на действия ГКУ "УКРиС" обоснованной в части установления излишних требований к товарам; опубликования разъяснений, изменяющих суть аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
Г.А. Радочинский
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
1. ГКУ "УКРиС"
115184, г.Москва, ул. М. Ордынка,
д. 38, стр. 1
2. ООО "Центр сопровождения контрактов"
117105, г.Москва, ш. Варшавское д.1,
стр. 1-2, комн. 30
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119180, г.Москва, ул. Большая Якиманка, д. 23
a. ПРЕДПИСАНИЕ
1) по делу N 2-57-2764/77-17 об устранении нарушений
2) законодательства об осуществлении закупок
a. 21.03.2017 г. Москва
3)
4) Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
5) Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
6) членов комиссии:
7) Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
a. Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,
b. на основании решения Комиссии от 21.03.2017 по делу N 2-57-2764/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Центр сопровождения контрактов" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "УКРиС" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту фасадов и кровли нежилого здания по адресу: Симферопольский б-р, д.16, стр.1 (Закупка N 0373200004216000530) (далее-Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, аукционной комиссии Заказчика при рассмотрении заявок на участие в аукционе и при заключении государственного контракта по результатам проведения аукциона не учитывать требования к товарам, а именно: п.1 "Сетки из стекловолокна фасадные", п.7 "Краски", п.3 Резина техническая прессованная, п.8 Клей, п.10 Раствор, п.24 Битумы нефтяные, п.28 Смеси сухие строительные, п.42 Смеси сухие клеевые, п.47 Смеси для декоративной штукатурки в соответствии с мотивировочной частью решения от 21.03.2017 по делу N 2-57-2764/77-17.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства о конкратной системе и с учетом решения Московского УФАС России от 21.03.2017 по делу N 2-57-2764/77-17.
3. Заказчику в срок до 15.05.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или по электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
Г.А. Радочинский
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 марта 2017 г. N 2-57-2764/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2017