Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ГКУ "ДКР": С.Ю. Горского, К.И. Пугина,
ООО "НАРТЕКС": И.В. Арищенкова,
Департамента города Москвы по конкурентной политике: В.В. Сахно,
рассмотрев жалобы ООО "НАРТЕКС" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ДКР" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов (Закупки NN 0173200001417000039, 0173200001417000041, 0173200001417000042, 0173200001417000043, 0173200001417000044, 0173200001417000045, 0173200001417000046, 0173200001417000048) (далее - аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 21.03.2017 N МГ/12856 документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалоб, в приложении "Техническое задание" к документации об Аукционах неправомерно установлено требование к подрядчику о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В соответствии с частями 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении аукционов, объектом закупок является выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения.
В подпункте 1 пункта 15 "Общие требования, предъявляемые к участникам Аукциона" информационной карты документации об аукционах установлены требования к участникам закупки: "Наличие действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В состав разрешенной деятельности в обязательном порядке должны входить виды работ: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта; 33.3 Жилищно-гражданское строительство".
В пункте 7 "Требования соответствия нормативным документам (лицензии, допуски, разрешения, согласования)" приложения "Техническое задание" к документации об аукционах установлено, что подрядчик, непосредственно выполняющий работы, должен иметь свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 г.: п. 1.1 Разбивочные работы в процессе строительства; п. 2 Подготовительные работы, п. 2.2 Строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений, п. 2.4 Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов; п. 3.1 Механизированная разработка грунта, п. 3.5 Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками, п. 3.7 Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода; п. 6.1 Опалубочные работы, п. 6.2 Арматурные работы; п. 10 Монтаж металлических конструкций, п. 10.1 Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений; п. 12.5 Устройство оклеечной изоляции, п. 12.8 Антисептирование деревянных конструкций, п. 12.9 Гидроизоляция строительных конструкций; п. 13 Устройство кровель, п. 13.1 Устройство кровель из штучных и листовых материалов, п. 13.2 Устройство кровель из рулонных материалов, п. 13.3 Устройство наливных кровель; п. 14 Фасадные работы, п. 16 Устройство наружных сетей водопровода; п. 20.1 20.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно, п. 20.2 Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно, п. 20.5 Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ; п. 24.7 Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении; п. 25.7 Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог, п. 25.8 Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в информационной карте документации об аукционах установлено требование к участнику закупки о наличии исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
С учетом того, что в пункте 7 Технического задания установлено требование к подрядчику, непосредственно выполняющему работы, Комиссия приходит к выводу, что указанное требование не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводам жалоб, Заказчик, Уполномоченный орган неправомерно объединили работы по благоустройству и ремонту фасадов зданий в один лот, что ограничивает количество участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно Техническому заданию документации об аукционах объектом закупки является выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения, а также расположенных в производственных зонах (комплексное благоустройство улиц и общественных пространств).
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что работы, которые необходимо выполнить в ходе исполнения контрактов, функционально связаны последовательностью, технологичностью и этапами выполнения, в частности: работы по устройству покрытия тротуаров и ремонту дорожного полотна, фасадов, кровли осуществляются одновременно, озеленение и установка малых архитектурных форм осуществляется непосредственно по завершению вышеуказанных работ.
Вместе с тем, на заседание Комиссии представитель Заявителя не представил доказательства, подтверждающие, что Заказчик неправомерно объединил работы по благоустройству и ремонту фасадов зданий в один лот, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводам жалоб, Заказчик, Уполномоченный орган не установил надлежащим образом в документации об Аукционах дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), поскольку не установлено требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по капитальному ремонту, в том числе объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 Постановления N 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Согласно извещению о проведении аукциона объектом закупки является выполнение подрядных работ по благоустройству магистралей, улиц окружного, районного, внутрирайонного значения. Код ОКПД 2 42.11.20.000 - "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов".
В пункте 15 "Общие требования, предъявляемые к участникам Аукциона" информационной карты документации об Аукционах, установлены требования к участникам закупки: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
В подпункте 4 пункта 17.2 Информационной карты документации об Аукционах установлено: "Документы, подтверждающие наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (*) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в данной закупке. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. К подтверждающим документам относятся: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе. (*) Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к группе работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что согласно приложению "Техническое задание" документации об Аукционах, основной объем работ составляют ремонтные работы, строительные работы объектов капитального строительства, а именно ремонт кровли, фасадов, устройство дорожной одежды тротуара за счет проезжей части, ремонт дождевой канализации, ремонт смотровых колодцев на проезжей части и на тротуаре, ремонт и перенос дождеприемных решеток на проезжей части, устройство и ремонт лестничных сходов, устройство и ремонт подпорных стен, устройство лотка дождеприемника, установка бортового камня из гранита. На основании изложенного, Заказчик, Уполномоченный орган установили требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Дополнительно, на заседании Комиссии установлено, что в подпункте 4 пункта 17.2 Информационной карты документации об Аукционе не установлено требование в соответствии с Постановлением N 99, согласно которому копии актов выполненных работ должны содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что отсутствие данного требования в документации об Аукционе является технической ошибкой.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа присутствуют нарушения ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам жалоб Заявителя, в проекте государственного контракта Заказчиком не указан объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, что нарушает ч.6 ст.30 Закона о контрактной системе, согласно которой условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Также, согласно доводам жалоб Заявителя, в проекте контракта документации об Аукционах неправомерно установлено требование, согласно которому, если учредителем подрядчика также является юридическое лицо с долей в уставном капитале более 25 процентов, данное юридическое лицо должно документально подтвердить статус субъекта малого предпринимательства, что нарушает ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе, согласно которой при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Также в жалобах Заявителя указано, что в документации об Аукционах неправомерно установлено требование о предоставлении подрядчиком отдельного обеспечения для обеспечению гарантийного срока, так как данное требование является избыточным, поскольку ст.96 Закона о контрастной системе не предусмотрено обеспечение гарантийных обязательств.
Кроме того, согласно доводам жалоб, в п.12.5, п.12.7 проекта контракта документации об Аукционах надлежащим образом не установлены требования, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила определения неустойки), что нарушает чч.7.8 ст.34 Закона о контрастной системе.
Так, пунктом 12.5 проекта контракта документации об Аукционах установлено, что в случае не привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций Генподрядчик уплачивает пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату уплаты, от цены договора, заключенного с соисполнителем/субподрядчиком за каждый день просрочки исполнения Генподрядчиком обязательства по привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, согласно пункту 12.7 проекта контракта документации об Аукционах за каждый зафиксированный Заказчиком факт нарушений требований п. 6.1.36 проекта контракта Генподрядчик уплачивает Заказчику штраф в размере 20 000 рублей (Двадцати тысяч рублей).
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились обосновать установление вышеуказанных положений проекта контракта, а также аукционных документаций.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика присутствуют нарушения чч. 3, 6 ст.30, чч.7.8 ст.34, ст.96 Закона о контрастной системе.
6. Согласно доводам жалоб Заявителя, требования к товарам установлены в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В жалобах Заявителя указано, что следующие требования к товарам являются излишними, а именно:
-Сталь арматурная периодического профиля, тип 3 (Предельные отклонения по длине), Трубы асбестоцементые безнапорные (Отклонение по наружному диаметру применяемой трубы), Кирпич керамический (Предельное отклонение номинального размера), Провода самонесущие изолированные (Наружный диаметр провода, Диаметр жилы), Колодцы водоприёмные, железобетонные (Класс бетона по прочности на сжатие), Труба напорная (Номинальный наружный диаметр), Смеси бетонные тяжелого бетона (Количество цемента в бетонной смеси), Сталь оцинкованная (Величина разнотолщинности), Сталь угловая равнополочная, тип 2 (Предельные отклонения), Сталь арматурная гладкого профиля, тип1 (Предельные отклонения по длине), Бруски хвойных пород, тип 1 (Влажность), Бруски хвойных пород, тип 2 (Максимальная длина стрелы поперечного прогиба всех применяемых брусков), Плитка керамическая квадратная неглазурованная (Минимальный предел прочности при изгибе), Сталь арматурная гладкого профиля, тип 2 (Предельные отклонения по длине), Краски (эмали) для разметки дорог (Коэффициент яркости высушенной пленки требуемых цветов красок (эмалей)), Стойка (Наружный диаметр трубы), Провода неизолированные медные (Ширина сечения кабеля (размер А), Колодцы водоприёмные, железобетонные (Толщина стенки колодца), Труба напорная (Толщина стенки требуемых труб), Сталь угловая равнополочная, тип 1 (Толщина полки), Сталь оцинкованная (Толщина покрытия применяемой стали, Сталь арматурная гладкого профиля, тип1 (Масса 1 м профиля, применяемой стали арматурной), Сталь угловая равнополочная, тип 3 (Толщина полки), Труба напорная, тип 3 (Толщина стенки требуемых труб), Канат стальной арматурный (Номинальный диаметр каната), Канат стальной арматурный (Шаг свивки каната), Кабель контрольный (Минимальный радиус изгиба всех применяемых кабелей), Сталь оцинкованная (Величина разнотолщинности), Сталь арматурная периодического профиля (Максимальная кривизна стержней), Сталь арматурная периодического профиля (Масса 1 м профиля всей применяемой стали арматурной), Кабель силовой (Минимально допустимая толщина изоляции жил применяемых кабелей), Смеси бетонные тяжелого бетона (Осадка конуса минимальная - для используемой смеси), Сталь арматурная гладкого профиля (Масса 1 м профиля, применяемой стали арматурной), Колодцы водоприёмные, железобетонные (Толщина стенки колодца), Трубы водогазопроводные оцинкованные и неоцинкованные (Масса 1 м применяемой трубы) и др.
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанным товарам установлены в соответствии с нормативной документацией, так, например, по п.Провода самонесущие изолированные" (Наружный диаметр провода) требование установлено в соответствии с ГОСТ 52373-2005 "Провода самонесущие изолированные и защищенные для воздушных линий электропередачи".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно ГОСТ 52373-2005 значение параметра "Наружный диаметр провода" определяется методом испытаний, в частности по ГОСТ Р МЭК 60811-1-1-98 "Общие методы испытаний материалов изоляции и оболочек электрических и оптических кабелей. Измерение толщины и наружных размеров. Методы определения механических свойств".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, по мнению Заявителя, следующие требования к товарам установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
-требования по п."Трубы асбестоцементные безнапорные" не соответствуют положениям ГОСТ 31416-2009, которому должен соответствовать товар. В форме "Требования к товарам" документации об Аукционе в том числе установлено: п. "Трубы асбестоцементные безнапорные": "Отклонение по наружному диаметру применяемой трубы 208_226* мм. Условное обозначение БНТ". Согласно Таблице 1 ГОСТ 31416-2009 отклонение по наружному диаметру трубы с условным обозначением БНТ: + - 4,0 мм. Согласно инструкции по заполнению первой части заявки установлено "В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка). Таким образом, инструкция по заполнению заявки документации об Аукционе не позволяет участнику закупки по позиции 4 "Трубы асбестоцементные безнапорные" по показателю "Отклонение по наружному диаметру" указать значение, соответствующее ГОСТ, а именно + - 4,0 мм.
-п.18 "Сталь угловая равнополочная, тип 2" установлены требования к показателям "Предельные отклонения по толщине полки: - нижнее" - " -0.5 мм" и "Предельные отклонения по ширине полки: -нижнее" - "
-1.0 мм". В жалобах Заявителя указано, что Заказчиком расширен диапазон возможных значений, что нарушает положения ГОСТ 8509-93.
-п.16 "Сталь оцинкованная" установлены требования к показателям "Категория по способности к вытяжке стали" - "Н; Г; ВГ; не нормируется" и "Группа по назначению стали" - "ХШ, ОН". В соответствии с инструкцией по предоставлению сведений в первой части заявки указано, что, в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений всех параметров, указанных через данный символ, при этом, категория по способности к вытяжке стали не может иметь одно значение при указанных условиях, так как в соответствии с ГОСТ 14918-80 для группы по назначению ХШ значения могут быть "Н; Г; ВГ", а для "ОН" данный показатель не нормируется. Согласно доводам жалоб указано, что участнику закупки необходимо предоставить не одно, а несколько значений из указанных через знак ";", что противоречит положению инструкции.
-п."Щебень": "Марка щебня по дробимости" - "[400...600]", "Порода щебня"- "изверженная интрузивная; изверженная эффузивная". В соответствии с ГОСТ 8267-93, для щебня из изверженных горных пород "содержание пылевидных и глинистых частиц, по массе" нормируется исключительно для марок "св. 600 до 800 включ." и "св. 800", следовательно, для марок 400 и 600 - не нормируется. В жалобах Заявителя указано, что аналогичные нарушения присутствуют по показателю "фракция щебня".
-п."Плитка керамическая квадратная неглазурованная": "Типоразмер" - "150x150, 200x200 мм". Согласно инструкции по заполнению заявки указано "в случае необходимости указания габаритных размеров требуемого товара, в Сведениях о товаре заказчиком указываются соответствующие значения требуемого параметра в отдельных ячейках формы, сопровождающиеся словами:
длина, высота, ширина, глубина и т.д.". В жалобах Заявителя указано, что требования по товару противоречат положениям аукционной документации, поскольку Заказчик указывает данные размеры в первой ячейке без сопровождающих слов (длина, ширина и т.п.). Так же для данного товара установлено требуемое значение к показателю "Максимальное отклонение от номинального размера плиток по длине и толщине" - "-1.5*....+1.5* мм", при этом слово "максимальное" означает крайнее значение установленного диапазона и не может являться диапазонным значение.
-"Сталь арматурная гладкого профиля, тип 1" заказчик устанавливает требования "Масса 1 м профиля, применяемой стали арматурной" - "0.835*... 1.271* кг", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку в соответствии с п.1.3 ГОСТ 5781-82 установлено, что предельные отклонения по массе для периодических профилей должны соответствовать указанным в табл.1. В жалобах Заявителя указано, что для массы 1 м гладкого профиля предельные отклонения по ГОСТ не нормируются. Таким образом, устанавливая диапазон значений по массе заказчик расширяет установленный по ГОСТ диапазон требуемых значений. В жалобах указано, что аналогичные требования установлены по товару "Сталь арматурная гладкого профиля, тип 2".
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в жалобе Заявителя указано, что следующие требования к товарам установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
-по позиции 21 "Кабель силовой, тип 1" установлен показатель "Минимально допустимая толщина изоляции жил применяемых кабелей". На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что значение технических характеристик товара, указанных в форме "Требования к товарам" не сопровождаются словами "Допустимы" и "Допустимая", и данными словами сопровождаются только наименования показателей, которые являются неизменными.
-п."Кабель силовой" (для всех типов) установлено требование к показателю "Максимальный диаметр жил, используемых кабелей", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку Заказчиком не установлено как трактовать символ ",", установленный не в графе "требуемое значение", а в наименовании показателя.
-п."Стойка" устанавлены требования к показателю "Серия применяемых труб" -п."Легкая; обыкновенная; тяжелая", а также установлено требование о соответствии ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные", ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные". В жалобах Заявителя указано, что по данному товару участником закупки направлен запрос о разъяснении положений аукционной документации следующего содержания "тяжелая серия труб по ГОСТ 3262-75, ГОСТ 10704-91 не регламентируется", при этом Заказчиком размещен ответ на поступивший запрос следующего содержания "допущена техническая ошибка, следует читать усиленная", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку разъяснения изменяют суть аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком при опубликовании аукционной документации произошла техническая ошибка в части указания труб "тяжелая", что подтверждено Заказчиком при ответе на поступивший запрос, при этом в опубликованных разъяснениях отсутствуют нарушения в части изменения сути аукционной документации.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе в части вышеуказанных доводов жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанных доводов жалобы Заявителя.
Наряду с этим, Комиссией Управления в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В пункте 3.7 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что государственный заказчик производит выплату Генподрядчику авансового платежа на приобретение гранитной плитки, применяемой для устройства мощения тротуаров и проездов, остановочных павильонов нового образца, информационных стелл, кабельных колодцев, деревьев и кустарников в размере _______ (__________) рублей ___ (__________) копеек, в т. ч. НДС 18 % - _______ (______) рублей ____ (_________) копеек.
В пункте 9 приложения "Техническое задание" к документации об Аукционе установлено, что государственный заказчик производит выплату Генподрядчику авансового платежа на приобретение гранитной плитки, применяемой для устройства мощения тротуаров и проездов, остановочных павильонов нового образца, информационных стелл, кабельных колодцев. Размер аванса не должен превышать 10 % от цены контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит выводу о том, что в проектах контрактов не установлен конкретный размер авансового платежа.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
На основании части 3 статьи 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (далее в настоящей статье - перечень). Перечень ведется Министерством финансов Российской Федерации на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 10.2.4 проекта контракта аукционных документаций, обеспечение исполнения генподрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, представленное в форме банковской гарантии, должно отвечать в том числе следующему условию, а именно: максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к одному заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталам) банка не должно превышать 25 % (двадцать пять процентов) согласно Инструкции Банка России от 03.12.2012 N139-И "Об обязательных нормативах банков".
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, включивших в проект контракта дополнительные требования к банку, не предусмотренные положениями Законом о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 45 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" подрядчик, исполнитель должен оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
Вместе с тем, Комиссия установила, что проекты контрактов не содержат вышеуказанного положения.
Таким образом, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "НАРТЕКС" на действия ГКУ "ДКР", Уполномоченного органа обоснованными в части не установления в проектах контрактов объема привлекаемых к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; неправомерного установления в проектах контрактов требования, согласно которому, если учредителем исполнителя также является юридическое лицо с долей в уставном капитале более 25 процентов, данное юридическое лицо должно документально подтвердить статус субъекта малого предпринимательства; неправомерного установления в проектах контрактов требования о представлении отдельного обеспечения гарантийных обязательств; неправомерного установления в пп.12.5 и 12.7 штрафов, пеней; неправомерного установления в документации об аукционе требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение чч. 3, 6 ст.30, пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33, чч.7, 8, 13 ст.34, ч.1 ст.45, п.2 ч.1, ч.3 ст.64,ст.96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
Л.Н. Харченко
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
1. ГКУ "ДКР"
119285, г. Москва, ул. Пырьева, д. 9А
2. Департамент города Москвы по конкурентной политике
107045, г. Москва, Печатников пер. , д.12
3. ООО "НАРТЕКС"
420015, г. Казань, ул. Большая Красная, д. 63, пом. 35
4. АО "Единая электронная торговая площадка"
117312, г. Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
a. ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-2852/77-17 об устранении нарушений
Законодательства об осуществлении закупок
23.03.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
на основании решения Комиссии от 23.03.2017 по делу N 2-57-2852/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "НАРТЕКС" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ДКР" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов (Закупки NN 0173200001417000039, 0173200001417000041, 0173200001417000042, 0173200001417000043, 0173200001417000044, 0173200001417000045, 0173200001417000046, 0173200001417000048) (далее - аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Уполномоченному органу при заключении контрактов по результатам проведения Аукционов установить размер штрафа, пени за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных государственным контрактом в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
2. Уполномоченному органу, Заказчику при заключении контрактов по результатам проведения Аукционов в контракте установить конкретный размер аванса без сопровождения слов "не должен превышать".
3. Уполномоченному органу, Заказчику при заключении контрактов по результатам проведения Аукционов установить конкретный объем от цены контракта привлекаемых к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом установленного размера в документации об Аукционе.
4. Уполномоченному органу, Заказчику при заключении контрактов по результатам проведения Аукционов установить в проекте контракта условие об оплате поставленных субподрядчиком, соисполнителем из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций товаров, выполненных работ (ее результаты), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.
5. Уполномоченному органу, Заказчику при заключении контрактов по результатам проведения Аукционов исключить из проекта контракта требование пункта 6.1.30, в части требования о предоставлении заказчику документов, подтверждающих статус субъекта малого предпринимательства.
6. Уполномоченному органу, Заказчику при заключении контрактов по результатам проведения Аукционов исключить из проекта контракта документации об Аукционе требование пункта 10.2.4, в части дополнительных требований к банку, не предусмотренных положениями Законом о контрактной системе.
7. Уполномоченному органу, Заказчику при заключении контрактов по результатам проведения Аукционов исключить из проекта контракта требование пункта 10.2 в части представления подрядчиком отдельного обеспечения Заказчику на период гарантийных обязательств.
8. Заказчику, Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в аукционах и заключении государственных контрактов не учитывать в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России (от 23.03.2017 по делу N 2-57-2852/77-16) неправомерные требования к характеристикам товаров.
9. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 23.03.2017 по делу N 2-57-2852/77-16.
10. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 20.05.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92), или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
Л.Н. Харченко
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 марта 2017 г. N 2-57-2852/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2017