Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 марта 2017 г. N 2-57-3083/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
при участии представителей Администрации поселения Десеновское: Хатунцева Д.В., Жовтун М.Н.,
в отсутствие представителей ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", уведомленных надлежащим образом, письмом Московского УФАС России NМГ/13739 от 24.03.2017,
рассмотрев жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Десеновское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту фасада многоквартирного жилого дома (Закупка N 0148300011016000087) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/13739 от 24.03.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком допущены нарушения при составлении Аукционной документации в части установления требований с указанием нормативной документации (ГОСТ) таким образом, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку не указано характеристики какого именно товара должны соответствовать указанным в Техническом задании ГОСТ.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Техническом задании аукционной документации установлены требования к товарам, в том числе о необходимости соответствия предлагаемых товаров требованиям конкретных ГОСТ, а именно: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе их обязательным и рекомендуемым приложениям: гост 10178-85, гост 10354-82, гост 10503-71, гост 1145-80, гост 14254-96, гост 14918-80, гост 17608-91, гост 18288-87, гост 190-78, гост 24454-80, гост 25346-2013, гост 26633-2015, гост 2768-84, гост 28013-98, гост 283-75, гост 2889-80, гост 30090-93, гост 3134-78, гост 31996-2012, гост 3282-74, гост 3826-82, гост 4028-63, гост 4643-75, гост 5087-80, гост 5088-2005, гост 55225-2012, гост 6665-91, гост 7473-2010, гост 8267-93, гост 8486-86, гост 8736-2014, гост 9128-2013".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что наименование ГОСТ позволяет определить участникам закупки характеристики какого именно товара должны быть представлены в соответствии с требованиями указанных в Аукционной документации ГОСТ.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя не представил доказательств, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также каким образом установленные требования могут повлечь к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно по позициям: п. 6 "Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) должна быть от 1 до 4 % по массе. Содержание активных минеральных добавок осадочного происхождения, кроме глиежа не должно быть более 10 % по массе. Содержание доменных, гранулированных и электротермофосфорных шлаков должно быть не более 20 % по массе. Массовая доля оксида магния (MgO) в клинкере должна быть до 5 %. Содержание прочих активных минеральных добавок, включая глиеж должно быть до 20 % по массе"; п. 10 "Массовая доля ацетона должна быть не менее 99.0 %. Массовая доля воды должна быть не более 0.8 %. Массовая доля кислот в пересчете на уксусную кислоту должна быть не более 0.003 %. Массовая доля метилового спирта не более 0.05, не нормируется %"; п. 13 "Содержание доменных, гранулированных и электротермофосфорных шлаков не должно быть более 5 % по массе. Содержание прочих активных минеральных добавок, включая глиеж должно быть до 5 % по массе. Содержание активных минеральных добавок осадочного происхождения, кроме глиежа не должно быть > 5 % по массе. Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) должна быть более 1 % по массе"; п. 100 "Массовая доля костры должна быть до 24 %"; п. 102 "Массовая доля ароматических углеводородов, общей серы не должно быть > 16 %".
По мнению Заявителя, конкретные показатели по вышеуказанным параметрам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Так, например по п. 6 "Портландцемент" установлено требование "Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO3) должна быть от 1 до 4 % по массе. Содержание активных минеральных добавок осадочного происхождения, кроме глиежа не должно быть более 10 % по массе. Содержание доменных, гранулированных и электротермофосфорных шлаков должно быть не более 20 % по массе. Массовая доля оксида магния (MgO) в клинкере должна быть до 5 %. Содержание прочих активных минеральных добавок, включая глиеж должно быть до 20 % по массе", при этом, согласно п. 3 "Методы испытаний" ГОСТ 10178-85 "Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия": Химический анализ клинкера и цемента производят по ГОСТ 5382. При этом массовую долю в клинке* оксида магния устанавливают по данным приемочного контроля производства.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к вышеуказанным товарам таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и могут препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, что является нарушением положений п. 1, п.2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, согласно довода жалобы по п. 29 "Пиломатериалы хвойных пород (доски)" установлены следующие требования: "_Трещины: пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец, длиной должны быть меньше или равно 1500 мм. Сучки частично сросшиеся и несросшиеся: пластевые и ребровые (на любом однометровом участке длины на каждой из сторон) должно быть не более 4. Биологические повреждения: червоточина (на любом однометровом участке длины) должна быть не более 6"; По п. 49 "Пиломатериалы хвойных пород (доски)" установлены следующие требования: "_Трещины: пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец, длиной должны быть до 1300 мм. Сучки частично сросшиеся и несросшиеся: пластевые и ребровые (на любом однометровом участке длины на каждой из сторон) должно быть не более 4. Биологические повреждения: червоточина (на любом однометровом участке длины) должна быть не более 6"; По п. 61 "Пиломатериалы хвойных пород (доски)" установлены следующие требования: "_Покоробленность продольная по пласти и кромке, крыловатость (стрела прогиба в долях длины пиломатериала) должно быть не более 0.2 %. Сучки частично сросшиеся и несросшиеся: пластевые и ребровые (на любом однометровом участке длины на каждой из сторон) должно быть не более 3. Биологические повреждения: червоточина (на любом однометровом участке длины) должна быть не более 2. Трещины: пластевые сквозные, в том числе выходящие на торец, длиной должны быть до 200 мм". Аналогичные требования к пиломатериалам установлены по ряду п. 74, 76, 79, 94. Однако, согласно пункту 2.7. ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" нормы ограничения пороков, изложенные в таблицах - являются дополнительными требованиями к пиломатериалам, предназначенным для специального судостроения. При этом, объектом закупки является выполнение работ по ремонту фасада многоквартирного жилого дома (ОКПД2 43.39.19.190).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований вышеуказанным образом с учетом объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия Администрации поселения Десеновское обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее в рамках рассмотрения жалобы ООО "Строй Гарант" по делу о нарушении Закона об осуществлении закупок N 2-57-3031/77-17 от 27.03.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии З.У. Несиев
Д.С. Грешнева
Исп. Несиев З.У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 марта 2017 г. N 2-57-3083/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2017