Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 апреля 2017 г. N 2-57-3264/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей ГБУЗ "ГКБ N 31 ДЗМ"": И.М. Карсалиева, В.Н.Степаненко,
в отсутствие представителей ООО "АА ЭМДЖИ", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. N МГ/14738 от 30.03.2017,
рассмотрев жалобу ООО "АА ЭМДЖИ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 31 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по санитарному содержанию внутренних помещений с аутсорсингом персонала на 4 месяца в 2017 году для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городской клинической больницы N 31 Департамента здравоохранения города Москвы" (Закупка N 0373200025617000003) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях, допущенных при составлении аукционных документаций.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/14738 от 30.03.2017 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, в расчете начальной (максимальной) цены контракта не предусмотрены в установленном объеме товары, требования к которым предъявляются в Технической части аукционной документации, а именно: "Средство для удаления жевательной резинки (30 л)"; "Сердство жидкое моющее универсальное (25 л)"; "Средство кислотное. Тип 1 (34л)"; "Средство щелочное. Тип 5 (15 л)"; "Средство щелочное. Тип 13 (23 л)"; "Средство жидкое моющее универсальное тип 3 (25 л)"; "Средство кислотное. Тип 2 (34 л)"; "Средство щелочное. Тип 1 (15 л)"; "Средство щелочное. Тип 8 (17 л)"; "Средство щелочное. Тип 14 (12 л)"; "Дезинфицирующее средство. Тип 1 (5 л)"; "Средство жидкое моющее универсальное тип 6 (50 л)"; "Средство нейтральное моющее. Тип 2 (45 л)"; "Средство щелочное. Тип 3 (55 л)"; "Средство щелочное. Тип 9 (70 л)"; "Средство кислотное. Тип 4 (35 л)"; "Средство жидкое моющее универсальное тип 5 (10 л)"; "Средство жидкое моющее универсальное тип 8 (8 л)"; "Средство нейтральное моющее. Тип 3 (12 л)"; "Средство щелочное. Тип 4 (17 л)"; "Средство щелочное. Тип 10 (12 л)"; "Средство жидкое моющее тип 2 (7 л)"; "Дезинфицирующее средство. Тип 2 (1 л)"; "Средство для чистки изделий из пластмассы (30 л)"; "Средство для чистки стекол. Тип 2 (15 л)"; "Средство жидкое моющее универсальное тип 4 (12 л)"; "Средство нейтральное моющее. Тип 4 (10 л)"; "Средство щелочное. Тип 11 (23 л)"; "Дезинфицирующее средство. Тип 3 (3 л)"; "Средство для удаления водного камня и ржавчины (50 л)"; "Средство жидкое моющее тип 1 (45 л)"; "Средство жидкое моющее универсальное тип 2 (55 л)"; "Средство жидкое моющее универсальное тип 9 (30 л)"; "Средство кислотное. Тип 3 (22 л)"; "Средство чистящее Тип 1 (45 л)"; "Средство щелочное. Тип 2 (55 л)"; "Средство щелочное. Тип 6 (70 л)"; "Дезинфицирующее средство. Тип 4 (5 л)"; "Средство жидкое моющее универсальное тип 1 (20 л)"; "Средство нейтральное моющее Тип 1 (15 л)"; "Средство нейтральное моющее. Тип 5 (30 л)"; "Средство нейтральное моющее. Тип 5 (30 л)"; "Средство чистящее. Тип 2 (25 л)"; "Средство щелочное. Тип 7 (11 л)"; "Средство щелочное. Тип 15 (8 л)"; "Средство для чистки изделий из пластмассы (10 л)"; "Средство для очистки стекол. Тип 1 (8 л)"; "Средство щелочное. Тип 10 (12 л)"; "Средство кислотное. Тип 4 (17 л)"; "Средство жидкое моющее универсальное тип 10 (15 л)"; "Средство чистящее. Тип 3 (15 л)".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что обоснованием начальной (максимальной) цены контракта служит локальная смета, а также представлил документы, свидетельствующие об использовании специальных моющих, чистящих и дезинфицирующих средств при оказании услуг по уборке лестниц и полов. Вместе с тем, представителем Заказчика не представлено доказательств, подтверждающих, что в локальной смете учтены указанные в таблице 1 Технического задания объемы используемых при выполнении работ товаров, каждого типа, требования к которым установлены в Форме-2 аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушены положения п.1 ч.1 ст. 33, п.2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы жалобы на предмет установления в Форме-2 аукционной документации неправомерных требований к товарам.
В Форме 2 Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
- В п. "Средство жидкое моющее тип 1" установлено требование "Концентрация рабочего раствора: должен быть рабочий раствор 2-5% (200-500 мл средства на 10 л воды)";
- В п. "Средство щелочное. Тип 8" установлены требования "Минимальная концентрация рабочего раствора при ежедневной уборке: Должно быть от 0,1% (от 1 мл на 1 л воды)", "Максимальная концентрация рабочего раствора при ежедневной уборке: Должно быть до 3% (до 30 мл на 1л воды)";
- В п. "Средство чистящее Тип 1" установлено требование "Массовая доля нерастворимого в воде остатка: должна быть менее 30 %";
- В п. "Средство кислотное. Тип 2" установлены требования "Состав: должна быть оптимизированная смесь неорганической и органической кислоты, АПАВ и НПАВ, ингибитора коррозии, отдушки, воды", "Содержание лимонной кислоты: должно быть не более 10%", "Содержание азотной кислоты: не должно быть > 12%", "Содержание щавелевой кислоты: должно быть менее 5%", "Содержание соляной кислоты: должно быть не более 10%", "Содержание анионных ПАВ: должно быть до 15%", "Содержание неионогенных ПАВ: должно быть 5%", "Спиртосодержащие смеси: наличие или отсутствие".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не содержатся в описании товара при их покупке. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушена п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя в проекте контракта, размещенном в составе аукционной документации, отсутствует "Календарный план" и "Форма Акта сдачи-приемки услуг".
В соответствии с ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В п. 14.4 проекта контракта установлено: "Неотъемлемыми частями Контракта являются: приложение 3 "Техническое задание", приложение 1 "Локальная смета", приложение 2 "Календарный план", приложение 4 "Форма Акта сдачи-приемки услуг". Вместе с тем, указанные приложения 2 и 4 отсутствуют в составе аукционной документации, что, по мнению Заявителя, вводит участников закупки в заблуждение и ограничивает их количество.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 17 Технического задания указана периодичность выполнения работ. Кроме того, в п. 3 Проекта контракта определен точный срок оказания услуг: "3.1. Исполнитель производит оказание услуг в соответствии с Календарным планом (Графиком оказания услуг/выполнения работ) (приложение 2 к настоящему Контракту, являщееся его неотъемлемой частью) (далее - Календарный план) и Техническим заданием (приложение 3 к настоящему Контракту, являющееся его неотъемлемой частью. 3.3. Срок исполнения Исполнителем своих обязательств по настоящему Контракту: с даты подписания Контракта в течение 122-х календарных дней".
Также, в п. 4.3. Проекта контракта установлен срок и порядок приемки оказанных услуг, а именно: "Не позднее 5 (Пяти) рабочих дней после получения от Исполнителя документов, указанные в п.4.2 Контракта, Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку оказанных услуг по настоящему Контракту на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в настоящем Контракте и Техническом задании, и направляет заказным письмом с уведомлением, либо отдает нарочно Исполнителю подписанный Заказчиком 1 (один) экземпляр Акта сдачи-приемки услуг результатов оказанных услуг, или акт с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их исполнения".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено сведений, указывающих каким образом неразмещение в составе документации календарного плана и формы акта сдачи-приемки услуг ограничивает количество участников закупки и препятствует подготовке заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АА ЭМДЖИ" на действия ГБУЗ "ГКБ N 31 ДЗМ" обоснованной в части отсутствия в составе аукционной документации указания на объемы требуемых при оказании услуг товаров, учтенных сметной документацией при расчете начальной (максимальной) цены контракта, а также в части установления избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1, п.2 ч.1 ст.33, п.2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "СК Атюс" по делу о нарушении Законодательства об осуществлении закупок N 2-57-3010/77-17 от 28.03.2017
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии Д.С. Грешнева
Е.И. Ушкова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05(доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 апреля 2017 г. N 2-57-3264/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2017